О коварстве референдумов. Когда результат предсказуем

В принципе, референдум, то есть всенародное голосование, — процесс сугубо демократический, но на деле, увы, далеко не всегда. Коварство референдумов, назначаемых властными режимами, состоит в предсказуемости их результатов. Если властный режим в результатах голосования не уверен или утратил контроль за подведением его итогов, он референдум проводить не будет.

9hEjFepcu7E

Большое значение при этом имеет ясная формулировка вопроса, выносимого на референдум. Люди моего поколения помнят единственный референдум, проведенный в СССР, — он состоялся в 1991 году, когда Горбачев, будучи тогда президентом СССР, пытался его сохранить. На всесоюзный референдум тогда был вынесен хитроумно составленный вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться права и свободы человека любой национальности?».
Это был замаскированный подвох: вопреки предупреждению о том, что «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань», в этот вопрос впрягли несоединимое, и результат получился вполне ожидаемый: три четверти принявших участие в референдуме ответили «да». Они все или по крайней мере многие из них имели в виду «обновление, суверенность, права и свободы человека любой национальности»… и не заметили, что при этом проголосовали за «сохранение СССР», и именно то, на что они в массе своей не обратили внимания, им, облапошенным, до сих пор неустанно твердят путинские пропагандисты.
Перейду от того памятного референдума к другому, современному, назначенному на 5 июля в Греции. Когда эта статья выйдет в свет, его результаты, наверно, будут известны, но что скажу заранее, греков спрашивают нечестно. Вместо вопроса «Считаете ли вы необходимым сохранение Греции в составе Евросоюза?» (ну хотя бы так, как Горбачев спрашивал про СССР) их спрашивают, согласны ли они с тем, что взятые в долг деньги надо кредиторам возвращать. И премьер-министр Греции Алексис Ципрас, по идеологии вроде как коммунист, если не хуже, призывает народ сказать на референдуме «нет».
То есть долги по кредитам Международного валютного фонда, Европейского центробанка, Еврокомиссии, Германии и других стран еврозоны, превысившие уже 300 млрд евро, что в полтора раза выше ВВП Греции, этот авантюрист-левак, пришедший к власти, раздавая избирателям невыполнимые обещания и незаработанные деньги, возвращать кредиторам не намерен и нагло требует от них продолжать кредитование, иначе, дескать, Греция уйдет из еврозоны, а то и из ЕС. Очень странная ситуация: не Грецию предупреждают, что могут выгнать, а она с издевкой шантажирует Европу.
Кредиторы с нею возятся, готовы и дальше снабжать ее деньгами, просят только их экономить, а Ципрас не хочет экономить, полетел к Путину жаловаться, и Путин ему на Петербургском экономическом форуме что-то, видно, пообещал.

На помощь Ципрасу  может прийти Путин
На помощь Ципрасу
может прийти Путин

Российский журналист Федор Крашенинников в статье под грустным заголовком «Греческая трагедия России» пишет: «Давайте подумаем о плохом. Вот сейчас греки расплюются с Европой. Как говорят умные люди, карачун постигнет эллинскую экономику даже раньше, чем они успеют напечатать свои драхмы… В лучшем для греков случае они свергнут Ципраса и его шайку леваков… Но есть и худший вариант… На помощь аферисту Ципрасу придет борец с ЕС Путин… возьмет их на содержание… Ципрас будет раздавать подачки своим избирателям и в благодарность за спасение — гавкать на ЕС, НАТО и США, признает Абхазию, Осетию, Приднестровье, ДНР, ЛНР, а Путина — богом… Вот только тяжеловато будет России прокормить еще и Грецию. Мало того что она по населению больше всех этих приднестровий и абхазий, так и население там другое… Чьи-то сердца трепещут от любви к православным братьям, но вообще-то греки привыкли жить гораздо сытнее, чем россияне… В итоге, конечно, все рухнет. Греция покается и вернется в дружную семью европейских народов, ей снова, назло России, отвалят денег. А вот мы останемся у разбитого корыта».
Добавлю еще цитату из газеты «Ведомости»: «Россия рискует пойти по пути Греции. Ни рост госдолга, ни секвестр бюджета не помогут РФ справиться с нехваткой доходов. На то, что средний темп роста экономики России в 2013–2017 годах окажется в 10 раз меньше, чем в 2003–2007 (0,7 против 7,5%), правительство не рассчитывало…»

Сталинисты
Сталинисты

Возвратимся к нашим воспоминаниям о горбачевском референдуме, прерванным мыслями о происходящем в Греции. На референдуме 1991 года облапошили не всех, а кого облапошили, то не в равной мере. Шесть республик тот референдум бойкотировали — три прибалтийские, а также Армения, Грузия, Молдова, а из принявших участие в референдуме наибольшее согласие на сохранение СССР выразила Туркмения (97,9%), а наименьшее (70,2%) — все-таки Украина, то есть еще и тогда почти треть украинцев (а если учесть традиционную фальсификацию на стадии подсчета голосов, то и много больше) оставаться в СССР не хотели. Теперь уже о возвращении Украины в СССР, то есть назад в неволю, и речи нет. А вот с россиянами вопрос. Судя по рейтингу Путина (86%, если не врут), они проголосовали бы теперь и за возвращение в дохрущевский Союз ССР, под «солнце сталинской конституции» с российским Крымом, к тому же без татар.
Этот референдум про возвращение в прошлое, похоже, назревает. Вот уже и байкер Залдостанов, лидер «Ночных волков» и «Антимайдана» по кличке Хирург, друг Путина, как многие не без основания считают, по крайней мере приближенный к нему, выходит к ленинскому мавзолею с портретом Сталина. На улицах уже давно с портретом вождя шествует во главе колонн сталинистов лидер КПРФ Зюганов. Народ постепенно привыкает.
Вот переименуют Волгоград в Сталинград, возведут статуи Сталина на центральных площадях, тогда, возможно, придет время и для референдума. Пока же его прорепетируют. Поначалу не во всероссийском масштабе, а в пределах Москвы. Инициатива общемосковского референдума пришла от коммунистов и касается, на первый взгляд, компетенции Мосгорисполкома — о восстановлении памятника Дзержинскому на Лубянской площади. «Власть проверит москвичей на любовь к ВЧК, то есть к себе, — пишет Александр Гольц в «Ежедневном журнале». — Похоже, Кремль решил окончательно завершить исторический цикл. Символом начала перемен в стране стало свержение “железного Феликса”. Его возвращение на прежнее место станет символом возвращения к советским репрессивным практикам. Чего лукавить, власть вознамерилась протестировать москвичей…»
А еще один тест общественному мнению был предложен на вышеупомянутом Петербургском экономическом форуме Алексеем Кудриным. То, что он там сказал, буквально взбудоражило форум и стало сенсацией, переключившей всеобщее внимание с экономического аспекта на политический. А сказал он вот что: «Почему бы нам не приблизить выборы президента и объявить новую программу реформ?»

Реваншисты
Реваншисты

Прежде чем перейти к разбору этой короткой, но ёмкой фразы, несколько слов о человеке, ее произнесшем. Он давний друг, или приятель, или коллега Путина — еще по работе в администрации Собчака. При пяти главах правительства был министром финансов — с 2000 (при Касьянове) по 2011 год (когда не сработался с президентом Медведевым). Главный научный сотрудник Института экономической политики имени Гайдара, учредитель Комитета гражданских инициатив, он не оппозиционер, но все же критик нынешней системы власти. «Уверен в возможности успешной реализации сценария спокойной ненасильственной трансформации нашей политической системы и всего государства», — читаем на его сайте.
У него, очевидно, есть программа структурных реформ, и он предполагает возможность ее осуществления (не исключено, что в качестве главы правительства, сменив на этом посту Медведева). Что же касается его желания приблизить выборы президента, то тут вспомним, что Дмитрий Медведев, будучи четыре года президентом-местоблюстителем, продлил для последующих срок правления с четырех лет до шести. Нет ни малейшего сомнения в том, что инициатором этого установления был Владимир Путин. По этому узаконенному акту следующие президентские выборы должны состояться в 2018 году. Но в условиях санкций и антисанкций социально-экономическая ситуация в стране резко и непредсказуемо ухудшается, энтузиазм масс, поднятый телепропагандой, улетучивается, рейтинг Путина вот-вот покатится вниз — так не лучше ли, пока не поздно, вернуться к четырехлетнему сроку президентства и провести выборы весной 2016-го?
Вот в этом-то и суть предложения Кудрина. Он говорит, что это его идея и ее он ни с президентом, ни с его администрацией не согласовывал. Свежо предание, а верится с трудом. Ладно, пусть так, не будем спорить, да это и не так важно. Важно другое: Кудрин хочет поскорее провести реформы, необходимые для предотвращения экономического краха страны. «В преддверии выборов, — он говорит, — реформы не делаются», другое дело — сразу после выборов на волне всенародной поддержки, да и с обновленным работоспособным правительством. Как у Нурсултана Назарбаева получилось. Кудрин, кстати, сослался на успех президента Казахстана, передвинувшего выборы на более ранний срок и получившего то, чего добивался, в том числе и лучших условий для проведения необходимых реформ.

Кудрин предложил приблизить выборы президента
Кудрин предложил приблизить выборы президента

Трудно сказать, какие реформы у Кудрина в голове и будут ли они проведены в России. Но президентские выборы, я думаю, действительно будут проведены не в 2018, а в 2016 году, иначе Кудрин свои идеи излагал бы в служебных записках или научных статьях, а не на международном форуме. А выборы, хоть плановые, хоть досрочные — это ведь и есть референдум, всенародное голосование, организуемое властью, ею же контролируемое и поэтому, как правило, с предсказуемым исходом. Задуманное, впрочем, не всегда удается. Референдум — штука коварная!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Семен Ицкович

Чикаго
Все публикации этого автора