Недельная глава Торы «Пинхас»

Казнив Зимри, предводителя колена Шимона, и его партнершу, мидьянскую принцессу Козби, за развратное поведение, внук Аарона Пинхас отвел от евреев гнев Всевышнего и получил в награду «союз мира». Б-г велит «преследовать и разгромить мидьянитян», пытавшихся склонить евреев к идолопоклонству. Моше и первосвященник Элазар подсчитывают численность колен. Общее число военнообязанных мужчин после смены поколений на 40-й год странствий в пустыне составило 601 730 человек — чуть меньше, чем при Исходе из Египта. Б-г сообщает Моше порядок распределения земли в Эрец Исраэль. Отдельно приводится численность колена Леви, не получившего надела. Дочери Цлофхада из колена Менаше просят закрепить за ними отцовскую землю, поскольку у них нет братьев. Б-г подтверждает обоснованность претензий сестер и заодно сообщает порядок родственных предпочтений в еврейском законе о наследовании. Затем Он велит Моше взойти на гору и осмотреть издали страну Израиля, в которую ему не суждено войти. Моше просит назначить нового руководителя нации. Им становится Иегошуа бин Нун. Раздел завершается описанием субботних и праздничных жертвоприношений в Храме.

111111111

***

«…Вот Я заключаю с ним Мой союз мира, и будет он ему и потомству его союзом вечного священнослужения за то, что возревновал он за Б-га своего…» (25:12–13).
Хорошо быть овечкой в стаде. Жуешь травку со всеми другими овцами и идешь туда, куда тебя гонят.
Большую часть своей жизни человек делает то, что делают другие в его «стаде». Религиозные евреи — не исключение. Мы просыпаемся утром, омываем руки из специальной кружки, бормочем несколько утренних благословений и идем молиться в синагогу.
Губы и язык произносят слова, а сердце молчит. Мы живем по привычке. Может быть, раз или два в году мы вдруг пробуждаемся от летаргии, пробиваем панцирь обыденности и возносимся на более высокий уровень служения Творцу и осознания Его воли. А потом неизменно возвращаемся к прежнему состоянию.
На самом деле нет ничего плохого в этом обычном состоянии. В конце концов, мы верим в Б-га и выполняем Его заповеди, ведем праведный религиозный образ жизни, который, безусловно, лучше, чем тот образ жизни, который ведут остальные 99,9% человечества. Так в чем же проблема?..
Да, трудно делать больше того, что делают другие. Даже совсем немножко больше. И поэтому это «немножко» так ценно для каждого из нас. Один маленький поступок сверх нормы может неузнаваемо изменить нас.
Вот будничный пример. Вы привыкли с детства тереть глаза, когда волнуетесь. Однажды вы решили раз и навсегда покончить с этой дурной привычкой. Один раз сдержались, второй раз, третий… От вас требуются сосредоточенность и сила воли, и вы их проявили в полной мере. Наконец, вы добились своего: ваши пальцы больше не тянутся к глазам. В результате вы научились владеть собой, и, когда потребуется, вы сумеете удержаться от более сильных и опасных соблазнов.
Или, допустим, вы идете мимо мусорного контейнера, что рядом с вашим домом. Пространство вокруг контейнера густо усеяно дурно пахнущими пакетами с остатками жизнедеятельности ваших соседей. Из некоторых пакетов вывалилось содержимое, другие надорваны любопытными котами. Что и говорить, зрелище малоприятное, сколь и распространенное в Израиле.
«Почему родители не учат своих детей бросать пакеты в контейнер, а не рядом с ним?» — возмущенно думаете вы, не замедлив хода.
Один раз пройдете мимо, второй, третий раз, а на десятый остановитесь, подберете эти пакеты и бросите в контейнер.
Переложив энное количество мусорных пакетов в контейнер, вы превратитесь в человека, который берет ответственность на себя за то, что происходит вокруг вас, независимо от того, что делают и чего не делают другие люди…
«…Я заключаю с ним Мой союз мира… за то, что возревновал он за Б-га своего…»
Почему Десять заповедей сформулированы в единственном числе? Потому что они обращены к каждому из нас персонально: «Чти отца и мать… Не убей… Не укради…»
Б-г хочет, чтобы каждый человек понял и усвоил, что он лично, без оглядки на других обязан соблюдать заповеди, как если бы Тора была дана только ему и больше никому другому.
Пинхас мог, конечно, взять пример с Моше, Аарона и семидесяти старейшин, которые безмолвно и как будто растерянно наблюдали за неслыханно возмутительными действиями Зимри и его возлюбленной. Он мог сказать себе, как, наверное, другие сказали: «Если они молчат, то почему я должен быть святее их?!» Нет, он так не подумал, а сделал то, что требовалось в тот критический момент: защитил честь Б-га. Между прочим, с риском для жизни.
Вот почему в приведенном стихе сказано: «…За то, что возревновал он за Б-га своего».
В тот момент Пинхас вел себя так, как если бы Б-г был только «его Б-гом» и больше ничьим, и только на нем лежала обязанность защитить честь и достоинство Творца вселенной.

Плюс-минус, а итог тот же

«Произведите исчисление всего общества сынов Израиля от двадцати лет и старше, по отчим домам их, всех поступающих в войско в Израиле» (26:2).
Чтобы собрать армию, нужно знать, сколько бойцов войдет в нее. Моше и первосвященник Элазар, сменивший своего умершего отца Аарона, проводят перепись, вторую за время пребывания в пустыне. Первая перепись состоялась сразу после ухода из Египта, 38 годами раньше.

1364213346_dore_msve

Любопытно сравнить данные этих двух переписей, в которых участвовали, по существу, два разных поколения: евреи, вышедшие из Египта, получившие Тору и умершие в пустыне за грех разведчиков, и новое поколение, родившееся в 40-летнем походе. Напомним, что при подсчете учитывались только мужчины призывного возраста от 20 до 60 лет всех колен, кроме левитов.
Просматривая данные по отдельным коленам, невольно обращаешь внимание на резкое сокращение численности колена Шимона (минус 62,6 процента). Это вызвано, скорее всего, тяжелым преступлением их вождя Зимри и последующей эпидемией, унесшей тысячи еврейских жизней, в основном из этого колена.
Одновременно почти в той же пропорции увеличилось колено Менаше. В комментариях мы не находим четких объяснений этому демографическому взрыву. Заметим, однако, что пятеро дочерей Цлофхада, проявивших похвальную инициативу в уточнении закона о наследовании, происходят как раз от Менаше. Другие увеличения и сокращения колеблются в пределах «нормы».
Еще одно наблюдение. Все мы, современные евреи, происходим от колен Иегуды, Биньямина и частично Леви. Остальные десять колен были уведены в плен после разрушения Первого Храма около 2500 лет назад и бесследно исчезли, растворились в изгнании. Согласно традиции, они должны вернуться с приходом Машиаха.
На протяжении всех 40 лет скитаний колено Иегуды оставалось самым многочисленным. Оно даже возросло на 2,5 процента, составив 76 500 человек. Но если сложить потомков Эфраима и Менаше в единое «суперколено» Йосефа, то оно выйдет на первое место в списке — 85 200 человек. В первой переписи абсолютным лидером был Иегуда.
Несмотря на частные демографические изменения, общая численность евреев, способных носить оружие, изменилась очень незначительно: 601 730 человек вместо 603 550 при Исходе из Египта.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора