Вы, конечно, знаете, что в Шестидневной войне Израиль умудрился (всего за 6 дней) победить Египет, Сирию и Иорданию, занять всю Синайскую пустыню и Западный берег реки Иордан и дойти до Суэцкого канала.
А знаете ли вы о войне, длившейся всего четыре с половиной дня, известной больше под названием «100-часовая война»? Нет? Я не удивлен. Эта война не произвела на мир такого же сильного впечатления, как Шестидневная, хотя ее влияние на историю нашей планеты ничуть не меньше.
100-часовая война 1956 года лишила Великобританию и Францию глобального влияния. Эта война способствовала подъему постколониального национализма, наглядно показав, что бывшие колониальные державы были просто-напросто бумажными тиграми, когда им противостояли США и СССР.
Мир был совсем другим 50 лет назад. Прошло всего десять лет после Второй мировой войны, которая закончилась победой союзников и безоговорочной капитуляцией Германии, занятой послевоенной реконструкцией. Колониальные державы соперничали с Советским Союзом за влияние в странах Африки и Азии. Иордания контролировала Западный Берег и Восточный Иерусалим, которые она оккупировала в 1948 году. Евреи были изгнаны с этих территорий, однако о палестинском народе или о палестинском государстве никто даже и не упоминал (за неимением таковых). А крошечный Израиль был еще намного меньше: все население составляло тогда полтора миллиона евреев и 150000 арабов. Молодое еврейское государство подвергалось бесконечным бойкотам, блокадам и нападениям террористов из Египта и Иордании.
Советский Союз изо всех сил старался «заместить» Англию и США в роли самой влиятельной силы на Ближнем Востоке. В 1955 году в Египет и несколько других арабских стран прибыли первые крупные поставки советского оружия. Всего за несколько месяцев благодаря этим поставкам арабы получили шестикратное превосходство над Израилем, который не имел ни денег, ни влияния, чтобы получить помощь от Запада. Президент Эйзенхауэр заявил французскому премьер-министру Молле, что продавать оружие Израилю бесполезно: все равно полтора миллиона евреев не смогут защитить себя от 40 миллионов арабов.
В 1955 году Египет получил ссуду от Всемирного Банка (за счет американских и британских фондов), чтобы финансировать сооружение крупного стратегического проекта – Асуанской плотины. По мере резкого потепления советско-египетских отношений Запад начал угрожать отменой ссуды. В ответ на эти угрозы Советский Союз предложил Египту беспроцентный заем в размере 120 миллионов долларов, и, воодушевленный щедростью коммунистов, египетский правитель того времени, Гамаль-Абдель Насер, захватил Суэцкий канал, находившийся под контролем Британии и Франции. Он недвусмысленно прокомментировал свою победу: «Пусть США сдохнут от ярости»!
Великобритания и Франция были возмущены таким оборотом событий и начали планировать совместные военные действия, чтобы восстановить контроль над Суэцким каналом и низвергнуть Насера – «Нильского Гитлера». Президент Эйзенхауэр в самом разгаре предвыборной кампании был вынужден занять примиренческую позицию: через Суэцкий канал шло меньше 15% американских грузов, американские капиталовложения в этом регионе были незначительными, и США приняли решение, что конфликт должен быть улажен Организацией Объединенных Наций.
Тем временем закрытие Египтом Суэцкого канала и Тайранского пролива уничтожало израильскую экономику: торговля с Африкой и Азией прекратилась. Террористические акты против Израиля все учащались, и Египет приобретал подавляющее военное превосходство.
В августе 1956 года Франция (по секрету) проинформировала Израиль о том, что планируются военные действия против Египта, и поинтересовалась, готов ли Израиль к ним присоединиться. Израиль согласился, но потребовал от Франции крупных поставок оружия. Франция дала согласие и отправила в Израиль большое количество танков, артиллерии, грузовиков и транспортных самолетов. Англия первоначально выступала против французского плана сотрудничества с Израилем, но 16 октября, после пятичасовой конференции между премьер-министрами и министрами иностранных дел Франции и Англии в Париже, Англия изменила свое мнение и согласилась на совместные военные действия.
План предусматривал нападение Израиля на Синай 29 октября. 30 октября Англия и Франция собирались предъявить совместный ультиматум Израилю и Египту с требованием остановить все военные действия и отвести войска на расстояние 10 миль от канала. По плану предполагалось, что через 12 часов Израиль уже достигнет этой отметки, а Египет, конечно, отклонит требование вывести войска со своей собственной территории. В ответ на отказ Египта принять ультиматум союзники планировали атаковать египетские аэродромы и в заключение забросить свои десантные подразделения, которые бы вернули им контроль над каналом и таким образом реализовали бы ультиматум силой.
В ночь на 29 октября батальон израильских парашютистов приземлился вблизи каньона Митла, в 40 милях от канала. За этим последовал ввод израильской армии в Синай, и всего лишь через 100 часов египетская армия потерпела сокрушительное поражение, израильтяне достигли согласованного 10-мильного расстояния от канала, и Синайская война, казалось бы, завершилась. На начальной стадии военных действий противостоящие силы были приблизительно равны, но израильтяне качественно намного превосходили своего противника. Потери Израиля составили: 180 убитых, 20 самолетов и 2000 транспортных средств. Этой ценой им удалось занять весь Синай и Сектор Газы, разбить три египетские дивизии, уничтожить 2000 противников и более 6000 взять в плен (тысячи других в плен уже не брали, а отсылали назад, к каналу), захватить 7000 тонн боеприпасов, полмиллиона галлонов топлива, 100 бронетранспортеров, 200 артиллерийских орудий, 100 танков, свыше 1000 других транспортных средств и египетский фрегат, который французы заманили в ловушку неподалеку от Хайфы, а израильские самолеты разбомбили.
Многое другое произошло в мире за эту неделю. Венгрия восстала против советской оккупации, и Советский Союз послал в Будапешт танки, чтобы загнать недовольных обратно в «империю зла».
Вашингтон разозлился на своих друзей-союзников, проигнорировавших американские интересы, напав на Египет, гораздо сильнее, чем на Советы. 2 ноября Генеральная Ассамблея ООН, проголосовав с результатом 64:5, одобрила выдвинутую Америкой резолюцию о прекращении огня и выводе всех войск с египетской территории. Тем не менее 5 ноября, почти через неделю после предъявления ультиматума, французские и британские парашютисты и десантники умудрились без всякого сопротивления противника захватить Порт-Саид. Позже, в тот же самый день, в ответ на мощное давление Вашингтона и Москвы, Англия объявила о подчинении резолюции ООН, т. е. о прекращении огня и выводе своих войск.
Израиль был поначалу непреклонен. Но Вашингтон обещал прекратить американскую помощь Израилю, угрожая, что отказ Израиля от вывода войск «закончит дружественное сотрудничество между нашими двумя странами», и что даже частные пожертвования американских евреев будут остановлены властями. К 22 ноября последние британские и французские войска ушли из Египта, и Бен-Гурион объявил о решении Израиля к 22 января 1957 года оставить Синай, за исключением стратегически важной области мыса Шарм эс-Шейх.
После Синайской войны Насер оказался в роли признанного лидера национальных мусульманских движений против Англии, Франции и Израиля. Европейские державы оказались бессильны, и их марионеточные постколониальные режимы на Ближнем Востоке были вскоре свергнуты национально-освободительными просоветскими движениями. Советское влияние в Европе усилилось после венгерских событий, которые так никогда и не стали темой обсуждения или критики в ООН. Появляющиеся «народные» страны униженно клянчили у Советов поддержку, которая казалась им более важной и выгодной, чем дружба с Америкой. Израиль наслаждался десятилетием экспансии и экономического роста за счет возможности вести торговлю с Азией и Африкой. А о Синайской, или сточасовой, или четырехдневной войне все забыли.