Американская музыкальная культура конца XIX — начала XX века характеризовалась термином sheet music. В это время произведения, записанные на нотах, продавались огромными тиражами и исполнялись вживую. Одновременно начала развиваться и техника звукозаписи.
В этом процессе важную роль сыграл выдающийся изобретатель Эмиль Берлинер, эмигрировавший в США из Германии в 1870 году и получивший в 1886 году патент на устройство записи звука на диски, которое он назвал «граммофон».
В 1895 году Эмиль Берлинер основал Berliner Gramophone, первую компанию, занимавшуюся продажей граммофонных пластинок, через два года открыл филиал в Великобритании (в настоящее время EMI — одна из крупнейших звукозаписывающих компаний мира), а еще через год в Германии (Deutsche Grammophon). Еще раньше, в 1877 году, Берлинер получил патент на конструкцию одного из первых микрофонов.
Изобретателем долгоиграющей виниловой пластинки на 33 оборота в 1926 году стал Петр Гольдмарк, венгерский инженер, эмигрировавший в США в 1937 году.
Первые работы в области магнитной записи звука принадлежат американскому инженеру Марвину Камрасу, который сначала создал проволочный магнитофон, а затем ленточный, на который получил патент в 1944 году. Во время Второй мировой войны его магнитофоны использовались для дезинформации немцев, создавая иллюзию боевой атаки там, где ее на самом деле не было.
Одни из первых проволочных магнитофонов был также создан на основе специальной ферромагнитной проволоки, разработанной эмигрантом из Германии Сэми Бегуном.
Выдающийся британский изобретатель Алан Блумлейн получил 128 патентов в областях звукозаписи, телекоммуникации, телевидения и радаров. В 1924 году он исследовал влияние различных характеристик звука на слуховой аппарат человека, что позволило ему значительно улучшить запись и воспроизведение звука и разработать серию микрофонов для студийной записи. В 1933 году Блумлейн получил один из первых патентов на стереозапись и стереовоспроизведение звука. В том же году им были получены первые диски со стереозаписью. В 1942 году Алан Блумлейн погиб в авиакатастрофе при испытании разработанного им радара для бомбометания.
Пионерные работы в области создания звукового кино были выполнены в США эмигрантом из Польши Джозефом Тайкосинером в 1922 году, когда он продемонстрировал короткий фильм с саундтреком.
Американский инженер и изобретатель Эвери Фишер в 50-х годах создал первый стереофонический проигрыватель, а также внедрил в производство своей фирмы еще несколько важных технических новшеств. Это принесло ему значительный коммерческий успех и позволило заниматься благотворительностью, главным образом в области академической музыки. В 1973 году он передал 10 с половиной миллионов долларов Нью-Йоркскому филармоническому оркестру, в связи с чем основной концертный зал оркестра в Линкольн-центре был переименован в Эвери-Фишер-холл.
В 20–30-х годах прошлого века, когда появились записи на пластинках в 78 оборотов, самым популярным направлением в американской музыке был джаз, главным образом блюз и свинг. Характерной особенностью блюза является наличие в его музыке так называемых блюзовых нот (blue notes). Название «Блю ноут» получила легендарная фирма грамзаписи, основанная Альфредом Лайоном и Фрэнсисом Вулфом.
Альфред Лайон вырос в Берлине и заболел джазом, когда мальчиком попал на концерт американского пианиста Сэма Вудинга. В 1937 году он эмигрировал в США и поселился в Нью-Йорке. Его друг, профессиональный фотограф Фрэнсис Вулф вырвался из нацистской Германии на последнем корабле, уходящем в Америку.
Финансировал проект создания «Блю ноут» писатель-коммунист Макс Маргулис. Первым хитом новой компании была запись «Колыбельной Клары» из оперы Гершвина «Порги и Бесс» в исполнении знаменитого саксофониста, афроамериканца Сиднея Беше, которого по расовым причинам отказывались записывать на других студиях.
Писатель Джеймс Коллиер в своей книге о Дюке Эллингтоне писал, что афроамериканцам непросто было добиться приема у владельцев музыкального бизнеса. Выход они нашли благодаря еще одной категории американцев, находившихся в то время на достаточно низком уровне в социальной структуре американского общества. Это были евреи, в большинстве своем представители недавно эмигрировавших семей. Сегрегация евреев в США в 20–30-е годы, отмечает Коллиер, сопоставима с сегрегацией черных американцев в 50–60-е. Им не разрешалось проживать во многих районах, и некоторые виды деятельности были для них закрыты. Музыкальный бизнес, однако, открывал свои двери для евреев так же широко, как и для черных американцев. «Блю ноут» дала возможность записать свои композиции таким корифеям джаза, как Телониус Монк, Бад Пауэлл, Фэтс Наварро, Майлс Дейвис, Сонни Роллинз, Хорас Сильвер, и многим другим выдающимся черным музыкантам.
Альфред Лайон занимался поиском талантов и сеансами звукозаписи. Вулф помогал со звукозаписью, вел финансовые дела фирмы и делал прекрасные фото джазменов, которые украшали обложки пластинок.
В 1952 году Лайон познакомился со звукооператором Руди ван Гельдером, уже ставшим хорошо известным своими прекрасными записями джаза, которые он делал в доме своих родителей в Хакенсаке в специально оборудованной комнате. С приходом в «Блю ноут» Руди ван Гельдера записи джаза стали еще более совершенными — появилось то характерное звучание, которое многие музыкальные критики находили идеальным и не имевшим в то время аналогов.
Успех «Блю ноут» — как артистический, так и финансовый — был феноменальным. Любители джаза покупали новые пластинки не глядя, доверяя вкусу создателей записывающей компании. Лайон щедро оплачивал не только сеансы звукозаписи, но и репетиции, что позволяло ему приглашать лучших музыкантов, которые к тому же сочиняли музыку специально для «Блю ноут».
Еще одна звукозаписывающая компания «Престиж рекордз», в которой работал Руди ван Гельдер, была основана в 1949 году Бобом Вейнстоком, чей магазин коллекционной музыки располагался напротив джазового клуба. Вейнсток стал приглашать джазменов записывать пластинки за деньги. Офис компании располагался в Нью-Йорке, а записи таких выдающихся музыкантов, как Майлс Дейвис, Джон Колтрейн, и других происходили в доме Руди ван Гельдера. «Престиж рекордз» со временем стала одной из крупнейших компаний звукозаписи.
И еще одна выдающаяся фигура в истории звукозаписи — Норман Гранц, импресарио, продюсер и хозяин нескольких фирм. Он родился в Лос-Анджелесе в еврейской семье, эмигрировавшей из Тирасполя. Начинал с организации концертов Эллы Фицджеральд, Дюка Эллингтона и других известных артистов. В 1944 году Гранц стал организатором совместных выступлений белых и черных джазменов, которым, несмотря на царившую в стране сегрегацию, платил одинаково. Одно из первых таких выступлений он устроил в лос-анджелесской филармонии, для чего занял 300 тысяч долларов. Этот концерт назывался «Джаз в филармонии» и имел большой успех.
Позже Гранц стал записывать джаз непосредственно на концертах в филармониях по всей стране. Благодаря ему джаз вышел из тесных клубов на академические подмостки. Его компании записали выступления многих выдающихся джазовых музыкантов. Достаточно назвать такие имена, как Луи Армстронг, Каунт Бейси, Оскар Питерсон, Коулмен Хокинс, Бен Вебстер и другие.
Норман Гранц был известен своей активной антирасистской позицией. В 1955 году он удалил перед концертом таблички с надписями «места для белых» и «места для черных», установленные в концертном зале города Хьюстона. Гранц требовал, чтобы белые таксисты перевозили его черных музыкантов даже тогда, когда в спор вмешивался полицейский, угрожавший ему пистолетом.
Первые опыты по записи на пластинки оперной и классической музыки сделал американец, пианист Фред Гайсберг, который, познакомившись в 1893 году с Эмилем Берлинером, стал первым профессиональным продюсером грамзаписи основанной Берлинером фирмы. Записи знаменитого певца Энрико Карузо, сделанные Гайсбергом, стали первыми граммофонными хитами. Среди других певцов, записанных на пластинки компании Берлинера, был и Федор Шаляпин.
После появления микрофонов Гайсберг, работая в компании EMI, участвовал в записях симфонических концертов. При этом ему приходилось преодолевать сопротивление многих музыкантов, которые, как, например, пианист Артур Шнабель, утверждали, что грамзапись противна самой природе исполнительства, поскольку уничтожает контакт между музыкантом и слушателем и даже «обесчеловечивает» искусство. Однако тот же Шнабель в конечном счете перестал сопротивляться грамзаписи и записал все сонаты Бетховена на 100 пластинках, что принесло компании большие прибыли от продаж.
Выдающуюся роль в развитии грамзаписи сыграл Давид Сарнов, родившийся в нищей еврейской семье в деревне недалеко от Минска и сделавший головокружительную карьеру в Америке — от продавца газет до главы огромной телерадиокорпорации. Он первый в 1916 году предложил использовать радио для трансляции музыкальных концертов и других развлекательных передач, а также создать для этой цели домашний радиоприемник. В 1922 году его компания RCA продала приемников на большую по тем временам сумму в 60 млн долларов.
Сарнов создал симфонический оркестр из лучших американских музыкантов и уговорил Артуро Тосканини, который собирался закончить музыкальную карьеру, возглавить этот оркестр. Тосканини, работавший в Милане и сначала поддерживавший режим Муссолини, затем резко выступил против итальянского фашизма и германского нацизма. В 1929 году он уже дирижировал Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Однако, когда дирижер вернулся в Милан, фашисты избили его и посадили под домашний арест. Второе пришествие Тосканини в Нью-Йорк было триумфальным. 20 млн американцев слушали по радио в 1937 году рождественский концерт нового оркестра, которым дирижировал Тосканини. По распоряжению Сарнова все его грамзаписи должны были поступать в продажу не позже чем через 30 дней после записи живого концерта в радиостудии.
Конкурирующая с RCA компания СBS, которую основал сын еврейских эмигрантов из России Уильям Пейли, подписала контракты с дирижерами Юджином Орманди, Сергеем Кусевицким и другими и довела продажи классических грамзаписей с одного миллиона в 1939 году до 12 миллионов в 1945-м.
Самый большой прорыв в технологии высококачественной записи был совершен в 1979 году, когда компании «Филипс» и «Сони» разработали оптический носитель информации в виде диска (CD), процесс записи и считывания информации с которого осуществлялся с помощью лазера. Технологии типа MP3 позволяют уместить на СD-дисках и новейших портативных электронных устройствах коллекцию музыки, равную по длительности звучания десяткам часов.
Не менее значительные успехи сегодня в области дигитального (цифрового) звука, который достигается с помощью современных компьютеров, оперирующих с данными в цифровом виде. Цифровой звук — это способ представления электрического сигнала посредством дискретных числовых значений его амплитуды. C помощью дигитальной обработки старых монозаписей получают сочное и объемное звучание, при этом удаляются различные шумы и потрескивания. Однако многие меломаны считают, что дигитальная обработка старых пластинок убивает живое звучание, полученное выдающимися мастерами звукозаписи, о которых шла речь выше. И сегодня в моду опять входят старые пластинки и проигрыватели с иголками.
Юрий Шоткин
Читайте очерки автора в «Фейсбуке»
Спасибо !
То как развивают человеческое общество ЕВРЕИ , посто невероятно !
ЕВРЕИ , в условиях СЕГРЕГАЦИИ, ГЕТТО, АНТИСЕМИТИЗМА , ФАШИЗМА, ИЕЗУИТСТВА, ИСЛАМИЗМА , ведут ЧЕЛОВЕЧЕСТВО к прогрессу и к СВЕТУ !