Против «гегелевского прогресса»
Понятие прогресса, «запущенное в оборот» Гегелем, стало одним из самых вредных вещей, придуманных людьми в новейшее время. Именно благодаря ему спорная, ненаучная в строгом смысле этого слова (непроверяемая экспериментально) теория, да еще и вульгаризированная учениками преподобного Чарльза, потерпела победу. И уже в семидесятые годы девятнадцатого столетия в школах стали преподавать как несокрушимую истину — заведомую ложь: «человек произошел от обезьяны».
Еще один пример подобных «истин», торжествующих в нашем сознании, — примитивность первых людей. Ну сами посудите: наши далекие предки наивно полагали, что все строится из четырех стихий: огня, воды, воздуха и земли. И лишь в наше время ученым удалось установить, что материя существует в четырех формах: твердой, газообразной, жидкой и в форме высокоионизированного газа — плазмы!
Но как ни называть — стихией или четырьмя состояниями, — в основе мироздания лежит «формула» тетраграмматона. Четырехбуквенное имя Всевышнего позволит нам по-новому посмотреть на давно устоявшиеся истины. Три плоскости человеческого бытия — разум, эмоция, поступок — плюс сверхступенька человеческого озарения, вдохновения позволят нам перекинуть мостик понимания к мироустройству, определенному в следующей таблице.
Буквы имени | Сфирот | Уровни восприятия | Стихии | Уровни души |
Юд | Хохма | Озарение | Пламя | Хая, цельность, полнота замысла |
Ґей | Бина | Разум | Вода | Нешама, дыхание |
Вав | Зеир анпин | Эмоция | Воздух | Руах, движение, выбор |
Ґей | Мальхут | Поступок | Земля | Нефеш, статика, инстинкты |
Твердотелость поступка, его законченность, которую «не вырубишь топором», подразумевает завершенность замысла, его царственность — мальхут.
Разумность, проистекающая сверху и влияющая на сферу эмоций и сферу действия, ассоциируется с водой, всегда ищущей пути проникновения сверху вниз. А субстанция воздуха, средняя между верхним (интеллектуальным) и земным, определяет общую тенденцию направления движения — категорию духа — руах.
Находящееся над системой четвертое измерение (буква «юд» символизирует полноту отдачи, 10 — её числовое значение) соответствует уровню «хая» — «живая» — и непосредственно связано с Его Любовью и Волей. Огонь, не просто вопреки всему (силе земного притяжения) стремящийся вверх, но и в принципе противоречащий всему материальному, отражает идею «неспускаемости» этой, весьма Б-жественной, категории в бренные рамки (законы) нашего мира.
Заданность, определенность, неизменность структуры миров, и нашего материального мира в частности, очевидным образом уничтожает идею гегелевского прогресса и послужит нам (верой и истиной!) в следующих главах ключиком к пониманию нашего миропорядка.
Свобода как жизненная необходимость
Четыре формы существования материи, очевидно, параллельны четырем мирам нашего обитания: миру неживой природы, растительному миру, животному миру и миру человека. Попробуем увидеть эти миры сквозь призму четырехбуквенной формулы мироздания. Начнем с вопроса, вовсе не ожидаемого: что нужно камню? Этот весьма достойный представитель неживой природы нуждается в одном — месте, им занимаемом!
Его строгая окаменелость, в смысле непритязательность, в особенности вопиюща в сравнении со следующей ступенькой бытия — миром растений. Дерево для своего существования нуждается в целой экологической нише: солнце, воде, воздухе и почве. Я надеюсь, что не очень удивлю читателя, введя в действие на этом этапе понятие свободы. Свобода камня — возможность занимать отведенные ему пространственные координаты — будучи данной цветку, даст в результате «каменный цветок» — гибель растения!
Невозможность роста для цветка смерти подобна. И я хочу закрепить за понятием свободы — свободу реализации. Продолжив аналогию, убедимся в разумности нашего определения свободы. Животное, «награжденное» свободой на уровне растительного мира, — обездвиженное «растение». Получается, что восхождение по уровням существования характеризуется очевидным расширением возможностей. Степени свободы совершают от мира к миру заметные скачки, и попытка удовлетворить потребности следующего мира на уровне предыдущего дает летальный исход.
Дав человеку свободу животного — возможность питаться и размножаться, мы получаем известный человеческий тип — «скот в сапогах». Духовная гибель человека, ограниченного «хлебом и зрелищами», подчеркивает Б-жественную сущность гомо сапиенса. Свобода слова, свобода совести, свобода собраний — не пустые слова. И человек, не задействующий свою Б-жественную составляющую, мертв, подобно каменному цветку и животному в коме.
Увидим еще одну особенность развития системы миров через постоянно растущую от мира к миру степень свободы.
Уровень неживой природы — самый близкий к Творцу. Именно непосредственная связь с энергией и информацией, идущей от Создателя, делает камень — каменным.
Как об этом рассказывает классический одесский анекдот. Приезжий на набережной обращается к коренному одесситу с вопросом: «А кто это в римской тоге, изваянный из мрамора?» — «О, это дюк Ришелье, бежавший от ужасов Французской революции и решивший открыть город Одессу. Когда он, выйдя на набережную встречать гостей, увидел, сколько их понаехало, то прямо-таки… окаменел и с тех пор так и стоит…»
Окаменелость камня, минимальная степень свободы ему доставшаяся, прямо связана с его близостью к Творцу. Растение чуть дальше от Всевышнего и потому способно расти. Экологическая ниша животного — подчас целый континент, оно еще дальше от причины всех причин. А человек — вершина творения — настолько далек от своего Создателя, что способен утверждать (вслед за Гегелем): «Б-га нет!»
Процесс Творения — это процесс постепенного сокрытия Б-жественного света, дающий в результате выбор. Человек столь далек от Творца, что способен решать, существует ли Создатель в его субъективном мире. Свобода реализации человека сводится именно к этому всеопределяющему вопросу: «Так Б-г таки есть?..»
Статья печатается в сокращении
19–20 июня 2015 года. Семинар-шаббатон в Фэйр-Лоун
Темы:
1. Б-жественность выбора.
2. Золотой телец Моше и Аарона.
3. Причины 17 Тамуза и 9 Ава как удары по десяти сфирот.
4. Праотцы, ветви Израиля: 70 душ, спустившихся в Египет, и 600 000, получивших Тору.
5. Отцы и дети.
Контакты для предварительной записи: Михаэль Бялик, имейл mikhailbyalik@yahoo.com, телефон (718) 372-3371.
Адрес: Congregation Anshei Lubavitch 10-10 Plaza Road, Fair Lawn, NJ 07410
21 июня 2015 года, 12:00–14:00. Встреча в Бруклине
Темы:
1. Б-жественность выбора.
2. Реинкарнация — комментарий Виленского Гаона.
Адрес: 2915 Ocean Parkway ave., The Jewish Center of Brighton beach
21 июня 2015 года, в 20:30. Встреча в Квинсе
Темы:
1. Б-жественность выбора.
2. Реинкарнация — комментарий Виленского Гаона.
Телефон для справок:
(917) 881-2495.
Адрес: 98-75 Queens Blvd Forest Hills 11375
Рав Михаэль ГИТИК