В процессе возрождения Украины возник фактор внимания к фигурам Петлюры и Бандеры. Это спровоцировало приступ обиды на Украину, в том числе у некоторых уважаемых евреев.
Некоторые смотрят на ситуацию так: Петлюра/Бандера — антисемиты и погромщики, подобные Гитлеру, Украина их уважает, значит, украинцы — сволочи, фашисты и антисемиты. Но… это нездоровая логика.
Антисемиты на свету
Разберем более систематически феномен антисемитизма.
Есть фактор лидера и фактор народа.
Архетипы лидера представлены фигурами Амана в истории Пурима и царя Антиоха в истории Хануки.
Самым выразительным и однозначным вождем-антисемитом в современной истории является Гитлер. Он стал отцом целой системы, создал идеологию, организовал инструменты, тактику и стратегию. Гитлер и его детище — нацизм — бесспорные фигуры антисемитов. Являются ли все немцы и Германия антисемитами? Совсем не очевидно. В эпоху Гитлера — однозначно да, но в другие эпохи — далеко не факт.
Был ли антисемитом Сталин? Вроде бы да. Но… в отличие от Гитлера нет официальных директив от имени Сталина против евреев. Хотя была негласная антисемитская государственная политика. И была победа сталинского Советского Союза над страшным антисемитским гитлеровским режимом. Как нам оценить Сталина? Ответ — разделить разные части реальности и оценивать каждый фактор по отдельности.
Народная стихия
Во время больших войн и бедствий очень многие народы разбудили в себе «зверя», который имел в том числе антисемитский характер. Народы без «зверя» — это, скорее, исключение из правил.
Но во всех народах были праведники, которые даже рисковали жизнями и спасали евреев. Некоторые народы (украинцы, поляки, прибалты и другие) во времена войн и восстаний (безвластие) организовывали банды погромщиков и убийц или шли на службу к убийцам.
В истории Украины было два особенно болезненных подобных периода — Гражданская и Вторая мировая война, когда евреи очень сильно пострадали от подобных бандитов. Это была «инициатива снизу» в отличие от гитлеризма.
Кто мог влиять на народную стихию?
При этом формально украинцы в эти периоды имели властные фигуры — в частности, Петлюру и Бандеру.
Особенность ситуации состоит в том, что, имея формальную власть, эти лидеры не могли полноценно и эффективно контролировать стихийные проявления всей той массы народа, которая числилась в их рядах. При этом Петлюра и Бандера не издавали погромных указов и даже (по мере сил) пытались остановить беспредел. А главная их проблема в том, что их имена оказались связаны с этими трагическими эпохами. (Кстати, моего прадеда убили бандиты, которых называли петлюровцами.)
Подчеркнем, они не ангелы, но и не злодеи типа Амана/Гитлера. Поэтому приравнивать антисемитизм диктатора Гитлера к антисемитизму Петлюры или Бандеры некорректно. То, что сделали с фигурами Петлюры и Бандеры, называется демонизацией. Им приписали гораздо большую степень ответственности за ситуацию, чем они могли реально иметь.
Кому выгодно?
Чтобы нам не попасть в ловушку чужих происков — важно вычислить, кому выгодна демонизация Петлюры/Бандеры. И здесь все вычисляется сравнительно просто. Оба имиджевых процесса над украинскими вождями — это идеологический «проект Москвы», влияющий на умы.
Украина пять раз пыталась вырваться из-под России. Три раза неуспешно: с Мазепой при Петре, с Петлюрой после падения царской власти и с Бандерой во Вторую мировую войну. И два успешных этапа — распад СССР в 1991 году и Майдан-2014. И после трех первых неудачных попыток Россия очень жестко начинала очернять и демонизировать ключевые фигуры украинских вождей, смешивая их с грязью.
Мы видим точно ту же «чернушную мифологию» и истерию против Украины в действиях сегодняшнего Кремля. Эта напасть очень заразна для неокрепших умов, особенно через телевидение и другие массмедиа.
Наша задача — не обелять и не очернять историю, не становиться жертвами чужих манипуляций, понимать, чья рука стоит за происками.
Взвешенная оценка событий, учитывание множества факторов и объективных возможностей смогут вернуть баланс в анализ истории. И мы должны защищать свой внутренний мир от «теневой заразы» (особенно через ТВ) и научиться питать душу «искрами света».
Хорошая статья, особенно две последних главы.
Интересно, а как насчет еврейских погромов в Великия, Малыя и Белыя в 40 лет, предшествовавших гражданской войне?
Ди борд тут ништ махн ди циг ребе.