Шавуот, праздник дарования Торы, который мы отметили на этой неделе, не случайно близок к разделу «Насо», самому большому по объему в Пятикнижии и снабженному самыми многочисленными комментариями. Шавуот — это время, когда мы испытываем особую любовь к нашему духовному наследию и желание прилежно изучать его.
Тора перечисляет обязанности трех родов из колена Леви в храмовой службе. Моше проводит их перепись. Коэнам заповедано благословлять евреев особой формулой. Строительство переносного Храма, Мишкана, завершено, и первого нисана во второй год после Исхода проводится его освящение. Главы всех колен жертвуют повозки с быками для транспортировки Мишкана и его утвари, а также приносят одинаковые дары: золотые и серебряные изделия, жертвенных животных, благовония и хлебные приношения.
«…То пусть исповедаются в грехе своем, который они совершили…» (5:7).
Если бы вас просили: «Какое преступление вы считаете самым тяжелым?» — что бы вы ответили? Убийство? Содержание людей в концентрационном лагере? Захват заложников? Издевательства и пытки? А может быть, распространение наркотиков, порнографии?
Конечно, мы знаем, что Тора определила три самых тяжких греха, которых надо во что бы то ни стало избегать, даже ценой собственной жизни. Это идолопоклонство, разврат и убийство. Однако в каком-то смысле еще более серьезным преступлением является воровство. Почему?
В самом начале трактата, посвященного законам раскаяния, Рамбам приводит слова из сегодняшнего раздела Торы, которые могут служить основой для заповеди «видуй», исповеди в совершенных грехах. В частности, речь идет о краже, жертвой которой стал человек, перешедший в иудаизм («гезер а-гер»).
Однако первое упоминание заповеди «видуй» встречается в Торе гораздо раньше, в разделе «Ваикра», где сказано: «То в любом из этих случаев, если виновен он, пусть исповедуется в грехе, который совершил» (5:5).
Если какая-то заповедь упоминается в Торе больше одного раза, то Рамбам, как правило, приводит самый первый источник. Почему же применительно к мицве «видуй» он изменяет этому правилу, отдав предпочтение не первому, а последующему упоминанию?
С точки зрения иудаизма, понятие воровства гораздо шире, чем такие заурядные и всем известные его формы, как ограбление банка, угон автомобиля или проникновение в чужой дом через дымовую трубу.
Мы должны помнить, что все в мире принадлежит Б-гу. Если мы делаем что-либо против воли Всевышнего, это значит, что мы крадем у Него, поскольку нарушаем нормальный порядок вещей, злоупотребляем теми благами, которые Он дает нам безвозмездно.
Кража — это корень всякого зла.
Когда человек совершает убийство, он не просто лишает жизни свою жертву, но и крадет тот потенциал, который был заложен в убитом и не был реализован. Он уничтожает ту цель, ради которой душа убитого пришла в этот мир. Он в буквальном смысле ворует у Б-га.
Когда человек поклоняется идолу или приписывает могущество не Б-гу, а какой-то другой силе, он тем самым крадет у Него честь и репутацию, которые по праву принадлежат Ему, Творцу вселенной, и передает их той, другой силе.
Если человек вступает в связь с женщиной, которая по Торе запрещена ему, это значит, что, во-первых, он похищает ее у того, которому она по праву принадлежит или может принадлежать, а во-вторых, он злоупотребляет своим подобием Творцу вселенной, по образу которого он был создан при рождении.
Весь мир и его назначение принадлежат одному только Б-гу. Каждый дурной поступок — это, в сущности, кража у Хозяина всего сущего.
Скупой платит дважды
«И всякое приношение каких-либо посвящений сынов Израиля… его будет. Посвящения каждого принадлежат ему» (5:9–10).
Странная сентенция. Как может вещь, с которой ты расстался, по-прежнему принадлежать тебе? В комментарии «Таргум Йонатан» объясняется, что Тора имеет в виду «маасер», десятую часть доходов, которую каждый еврей обязан приносить в Храм (в наше время выделять на общественные нужды и в помощь нуждающимся). Эти десятины сохраняются за жертвователем в том смысле, что его расходы всегда будут компенсированы. Поэтому те приношения, которые он дает храмовым священникам, коэнам, как будто остаются его собственностью. Выполненные мицвот мы берем с собой в Мир Грядущий, а все прочие богатства остаются после смерти в этом бренном мире.
Раши объясняет эти слова иначе. Если человек не будет отдавать десятины в Храм, то он сам останется с одной десятиной. Б-г, выступающий в роли коэна, возьмет у несознательного хозяина не десятую часть его дохода, а девять десятых, а его оставит с десятиной — то есть разорит. Получится как в известной поговорке: «Скупой платит дважды». Роли поменяются: Б-г станет «хозяином», а хозяин — «неимущим коэном». И наоборот, того, кто исправно выделяет «маасер» от своих прибылей, ждет процветание.
Мы привыкли верить законам природы и логики. Все, что противоречит здравому смыслу, мы категорически отвергаем. Так нас учили, так нас воспитывали. Мы свято верим, что всякая вещь, которую мы отдаем, безвозвратно потеряна для нас, а что сохраним — то наше.
Так устроен материальный мир. Но в духовном мире иные понятия и правила. Всевышний создал законы природы, физики и логики, но сам Он вовсе не обязан следовать им во всех случаях, и Его логика не обязательно совпадает с нашей логикой, как говорил пророк Йешаягу: «Ибо мысли Мои — не ваши мысли, и не ваши пути — Мои пути, — слово Господа» (55:8).
Мудрецы Талмуда учат, что в отличие от людей, которые наливают жидкость в пустой сосуд, даже не пытаясь налить в полный, Всевышний действует иначе. Он наделяет Своей мудростью, как правило, тех, кто уже и так мудр «по самое горлышко»: дает мудрость мудрым. Так сказано в книге «Зоар», основополагающем труде по еврейской мистике — каббале.
То же правило действует и в сфере благотворительности: всякий, кто дает, неизменно выигрывает, причем размер выигрыша прямо пропорционален мере щедрости. Больше того: филантроп получает двойную выгоду — в этом мире, поскольку его расходы окупаются сторицей (Тора даже разрешает нам испытать Б-га в этом вопросе), и в Мире Грядущем, где его ждет высокая награда за выполненную заповедь. Мы каждый день напоминаем себе об этом в утренней молитве «Шахарит»: «Вот добрые дела, плоды которых человек пожинает в этом мире, но заслуга его сохраняется и для Мира Грядущего…»
Но и это еще не все. Цдака, благотворительность, может спасти человека от уготованной ему смерти. Так случилось, например, с дочерью рабби Акивы: в день своей свадьбы она избежала смерти благодаря проявленной ею доброте и щедрости. Традиция сообщает, что известный ученый-талмудист Абая получил двадцать «дополнительных» лет жизни за свое несравненное милосердие к беднякам. В Талмуде приводится также рассказ о цадике Биньомине, которому Всевышний продлил жизнь на двадцать два года за то, что он содержал за свой счет вдову и ее семерых детей.
Евреи, как известно, любят деньги. Один раввин сказал, что деньги у нас на втором месте после Торы (ничего зазорного в этом, разумеется, нет). Но ни один другой народ не жертвует так много, так часто и так организованно, как евреи. Филантропия, отлаженная система взаимопомощи сыграли важную роль в сохранении еврейского народа, в укреплении его единства. На еврейские десятины содержались целые общины. Государство Израиль тоже было построено во многом благодаря строгой еврейской заповеди «маасер». Оно и сейчас получает щедрые пожертвования от евреев диаспоры.
Каждый филантроп знает или хотя бы подсознательно чувствует, что в случае опасности это государство станет для него надежным убежищем: «И всякое приношение… его будет».