Недавно несколько моих коллег из Израиля пригласили меня присоединиться к проекту изучения индуизма, чтобы найти интересные пути обогатить еврейскую мудрость. Другие мои коллеги по этому поводу попытались возмутиться, что негоже правоверному еврею интересоваться чуждыми системами — лучше глубже изучать свою.
Подход Рава Кука
Стоит рассказать о подходе к таким ситуациям великого еврейского религиозного мудреца — рава Кука. Он говорил, что в классическом варианте евреи раскалываются на два лагеря. Одни замыкаются в своей системе (ортодоксальные евреи) и не хотят интересоваться ничем, что находится вне их системы. Другие «убегают» к чужой системе и при этом теряют интерес к своей, то есть оказываются «номинальными» светскими евреями, ничего не знающими о сути своего еврейства.
Рав Кук предложил динамический подход. Он сказал, что все евреи неравнодушны к своему, но все выражают это по-разному и что те, кто «убегают» в чужие системы, чувствуют, что в своей системе не хватает каких-то аспектов, которые они находят в других системах. Мы не должны осуждать «убегантов» (перебежчиков), а должны начать изучать ту систему, в которую они убежали, чтобы извлечь из нее ценные и интересные подходы и идеи, которые можно использовать для кошерного (что очень важно) развития и обогащения своей системы.
То есть в каждой системе есть свои ценные особенности, которые при правильном описании могут не просто не противоречить своему родному иудаизму, но и раскрыть в нем новые и интересные грани, которые будут при этом важными и эффективными.
От множества к сложному единству
Раньше я считал, что наши авраамические религии выражают суть Единого Б-га, буддизм вообще обходится без Б-га, а индуизм — это пример многобожия. Но мои коллеги показали мне статью «Монотеизм в индуизме», и я увидел интересную ситуацию.
Сами индусские мудрецы, понимая ценность идеи Единства Б-га, постепенно развивали понимание индуизма так, что приходили к тому, как разнообразных мелких и крупных богов преобразовать в проявления Единого Б-га.
И сейчас существует интересная литература о таком понимании. Для тех, кто читает по-английски, — недавно вышла книга Dr. Devdutt Pattanaik «Myth = Mithya: Decoding Hindu Mythology» (есть и другие книги этого автора). Эту книгу можно найти в Интернете в русском переводе по адресу: www.ashram.ru/myth. Автор очень продуктивно демонстрирует, как весь сонм божеств может выражать идею Единого Б-га.
От каббалы и далее
Интересно, что каббала развила идею десяти сфирот как десяти проявлений Б-га. Этот подход позволил разделить (или объединить) идею Единства Сути Б-га и разнообразия Его проявлений, которых в каббале десять (десять сфирот).
Но система сфирот не единственный способ презентовать разнообразие проявлений Б-га. Индусский пантеон при правильной интерпретации может дать нам еще множество вариантов Б-жественных проявлений.
Процесс может стать чрезвычайно интересным.
Дело в том, что каждый индусский миф при правильной интерпретации может пролить свежий свет на эти разные проявления Б-га. И мы получаем не только десятеричную каббалистическую схему, но и другие схемы. Благодаря этому мы лучше начинаем понимать природу Б-га.
Но здесь нужно избегать опасности думать о Б-ге как о множестве богов, против чего выступают иудаизм и другие монотеистические религии. Б-г один, но он может иметь разные проявления.
От Б-га к человеку
Одно из полезных следствий такого подхода — это аккуратно спроецировать Б-га на человека, который создан по Его образу и подобию. Находя разные проявления Б-га, мы можем аккуратно начать выращивать подобные проявления в себе.
Кстати, в индуизме есть полезное понятие «аватар», обозначающее в том числе идею воплощения Б-жественного в человеческом (или, другими словами, Высшего в низшем). И мы можем (также чрезвычайно аккуратно) культивировать эту идею, выращивая внутри себя подобный процесс, то есть как бы становясь аватаром Б-га, делая это кошерно и не злоупотребляя этим.
Сказано, что Высшая душа человека — это (образно говоря) кусочек Б-га в человеке. И проявляя в себе аспекты своей Высшей души, мы можем развиваться, становиться лучше, мудрее и, главное, помогать не только себе, но и другим, делая мир лучше, добрее, светлее и гармоничнее.