Статус-кво, или Вновь о Храмовой горе

Окончание.
Начало в № 1176

Мечеть Аль-Акса
Мечеть Аль-Акса

Израильский посол в ООН Рон Просор, когда говорил о статус-кво на Храмовой горе, лукавил. Ибо правила поведения сторон (евреев и арабов), которые были определены 47 лет назад, на этом святом для евреев месте превратились сегодня в филькину грамоту, а точнее, контроль мусульман над происходящим на Храмовой горе и их бесконечные нарушения договоренностей существенно возросли, а статус Израиля и, соответственно, евреев и их возможности резко пошли на спад.
И потом все обстоит совсем не так просто даже с основной формулой договоренностей между арабами и евреями, о которой говорил Просор и согласно которой арабы получили право молиться в своих святых местах, а евреи — доступ на Храмовую гору.
Во-первых, этот доступ должен был быть неограниченным. То есть евреи в любом количестве и в любой день, в том числе и в шаббат, могли подняться на Храмовую гору (сегодня евреям позволено делать это только с воскресенья по четверг маленькими группами и лишь в течение трех утренних и одного вечернего часа).
Но в то же время, как сказал Просор, евреям не было позволено молиться на Храмовой горе. Эта расхожая формулировка о том, что в Израиле якобы существует закон, по которому молитвы евреев на Храмовой горе запрещены, оказывается, может быть подвергнута сомнению. Есть все основания считать, что такого закона в Израиле нет и никогда не было.
Во всяком случае, такой вывод следует из официального израильского документа, опубликованного 14 сентября 2010 года: мнения израильского государственного контролера, который расследовал вопрос незаконного строительства арабами на Храмовой горе и фактически полного отказа Израиля действовать на этом участке земли, суверенитет над которым по израильскому закону полностью принадлежит Израилю. Перевод этого документа на английский язык доступен в Интернете: http://design2pro.com/jewishvoice/pdf/Short_Report_Excerpts_marked.pdf.
Для нашего дальнейшего разговора существенна следующая часть документа, в которой государственный контролер пишет: «В августе этого года (1967) правительство решило назначить министерскую комиссию для охраны святых мест, которая должна будет обсудить проблемы, относящиеся к местам, священным для всех религий, и предоставить свои заключения правительству. На своем первом митинге эта министерская комиссия решила проинструктировать главного раввина АОИ (в то время бригадного генерала рабби Шломо Горена) через министра обороны и начальника Генерального штаба воздержаться от любых действий, связанных с организацией молитв, проведением измерений (очевидно, для того, чтобы определить, в каких местах евреи имеют право молиться) и тому подобного на Храмовой горе. Далее было решено, что, когда евреи, собирающиеся молиться, взойдут на Храмовую гору, они будут направляться силами безопасности к Западной стене».
После этого в тексте документа идет сноска под номером 16, которая звучит так: «Тем не менее по результатам совещания, проведенного министерским комитетом для святых мест в октябре 1967 года, похоже, общего решения запретить евреям молиться на Храмовой горе принято не было».
Если даже генеральный контролер не сумел найти решения, запрещающего евреям молиться на Храмовой горе, то с большой долей уверенности можно предположить, что такого официального израильского закона не существует. Но тогда возникает вопрос: почему все уверены, что такой закон есть?
На него дает ответ Надав Шрагай в статье «Статус-кво на Храмовой горе», опубликованной 13 ноября. Находясь под впечатлением, что существует официальный государственный запрет на молитвы евреев на Храмовой горе, Шрагай пишет: «Эту (колоссальную), с точки зрения еврейской публики, уступку Даяна сделала возможной позиция обеих групп раввинов — ультраортодоксальных и религиозно-сионистских. В то время (в отличие от нынешнего) подавляющее большинство раввинов придерживалось галахического запрета подниматься евреям на Храмовую гору вообще. С этой точки зрения воспрещать там молитвы было просто нерелевантным».

http://design2pro.com/jewishvoice/pdf/Short_Report_Excerpts_marked.pdf.
http://design2pro.com/jewishvoice/pdf/Short_Report_Excerpts_marked.pdf.

Вопрос о том, существует ли галахический запрет для евреев подниматься на Храмовую гору, до сих пор не имеет однозначного ответа. В 10-м номере журнала Ḥakirah, the Flatbush Journal of Jewish Law and Thought, занимающегося глубокими исследованиями различных вопросов Галахи и еврейской мысли, опубликована интересная статья Гедалии Мейера и Хеноха Месснера под названием «Восхождение на Храмовую гору в Галахе и в еврейской истории» (Entering the Temple Mount — in Halacha and Jewish History), которая доступна в Интернете по электронному адресу: http://www.hakirah.org/Vol%2010%20Messner.pdf.
Что бы кто ни говорил, но остается неоспоримым фактом то, что после разрушения Второго Храма евреи по-прежнему продолжали подниматься на Хар ха-Байт в течение многих сотен лет. Начнем хотя бы с известной истории, описанной в Талмуде (Маккот, 24Б), в которой рабби Гамалиел, рабби Элиэзер и рабби Акива, прогуливаясь по Храмовой горе, рассуждают о том, что несет в себе «появление лисицы на руинах Храма».
Более того, намного позже, согласно информации, опубликованной в начале XII века в книге «Мегилат Хамегила» раввина из Барселоны Авраама бен Хийи, арабы разрешили евреям построить на Храмовой горе синагогу, в которой по еврейским праздникам приносились жертвы Всевышнему (ранее аналогичные жертвоприношения происходили в Первом и Втором Храмах). Синагога эта была разрушена в 1099 году крестоносцами.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что раз в XI веке на Храмовой горе была синагога, то в нее приходили евреи, а значит, галахический запрет на посещение Храмовой горы евреями в то время существовать не мог. Кроме того, не подлежит сомнению, что в 1165 году на Храмовую гору поднимался и там молился не кто иной, как сам великий Маймонид, что следует из его знаменитого письма, в котором он сам об этом пишет. А так как в знаниях Галахи мало кто может с ним сравниться, то опять же придется признать, что ни о каком запрете на посещение Храмовой горы евреями и вознесении там молитв Б-гу тогда не было и речи.
Фактически восхождение евреев на Храмовую гору прекратилось не по галахическим законам, а по той причине, что после победы

Вид на Западную стену и мост, ведущий на Храмовую гору
Вид на Западную стену и мост, ведущий на Храмовую гору

Саладдина над крестоносцами в 1189 году мусульмане запретили неверным подниматься на Храмовую гору, и евреи постепенно просто отвыкли от посещения самого святого для них места. А когда в конце XIX века этот запрет был снят турками, которые за определенную мзду вновь стали позволять, среди раввинов, живших в то время в Эрец Исраэль, к великому сожалению, не нашлось никого, кто бы вспомнил, что главной святыней евреев является не Стена Плача, а Хар ха-Байт.
Интересно, что, несмотря на вышеупомянутый мусульманский запрет, согласно Радвазу (рабби Давид бар Шломо ибн Зимра — глава еврейских общин Египта и Земли Израиля, живший в XVI веке), евреи по-прежнему поднимались в XVI веке на Храмовую гору. О том же пишет и еврейский мудрец Меири — автор 37-томного комментария к Талмуду (живший с 1249 по 1316 год), указывая в своих комментариях к трактату «Шавуот», что в его поколении было принято подниматься к месту Храма, о чем недавно напомнил раввин из Кармиэля Эли Тальберг.
Тальберг также пишет: «Нет галахического запрета подниматься на Храмовую гору, есть запрет политический. Тора обязывает каждого еврея подниматься в Храм минимум три раза в году».
Растаявший с 1967 года статус-кво полностью подтверждает эти слова. Как пишут Мейер и Месснер: «С того момента как Израиль обрел суверенитет над Храмовой горой в июне 1967 года, реальное еврейское присутствие там превратилось из массового в ничтожно малое. В эйфории, возникшей после Шестидневной войны, тысячи евреев поднялись на Храмовую гору, включая главных раввинов и рава Цви Иегуду Кука, основанием для этого они назвали мицву “Кибуш Хаарец” — покорение части Эрец Исраэль. Вскоре после того, как реальный религиозный контроль над этой территорией был передан исламскому Вакфу, число поднимающихся евреев уменьшилось до тоненькой струйки».
Да что там струйки, сегодня мы говорим о жалких каплях. А если и эти капли высохнут, то есть если евреи не продемонстрируют свою связь с Хар ха-Байт, регулярно поднимаясь туда и тем самым показывая, что это важно для них на деле, а не на словах, то не стоит сомневаться, что все закончится тем, что Израиль утратит контроль над Храмовой горой не только де-факто (что очень близко), но и де-юре.
И если ислам одержит победу над иудаизмом в этом вопросе, то Израиль исчезнет со сцены истории не только как еврейское государство, но и как государство вообще. Чтобы этого не произошло, статус-кво 1967 года, когда евреи по меньшей мере имели неограниченный доступ к Храмовой горе, должен быть восстановлен. Во всяком случае, тогда обещание Нетаниягу королю Абдулле и госсекретарю Джону Керри о том, что «Израиль полностью предан обязательствам поддержания статус-кво на Храмовой горе», не будет пустыми словами.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 7, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Шустеф

Все публикации этого автора

3 thoughts on “Статус-кво, или Вновь о Храмовой горе

  1. Пришло время быть смелыми и мужественными, а также решительными для молитв на Храмовой горе! И Всевышний нам в этом поможет! Время действовать!

  2. Конечно, дело не в праве молитвы на ХГ. Дело в раскрытии в этом конфликте главного вопроса Идеи Иудейской: «Кто Хозяин Земли Иудеи»? И следующих за ним других вопросах, например: «Кто законный Сын Сиона — Исаак или Ишмаель»?
    Во-первых, видно, что постепенно возрождается Иудейский Дух Хозяина Земли Иудейской. В этом конфликте есть три фронта враждебных сил:
    1. Оберегательный, консервативный внутренний дух рассеяния, галута. (Как бы чего не вышло. Нельзя дергать тигра за хвост и т.д.)
    2. Равняющийся на либерализм «секулярный» внутренний дух левого истеблишмента (А как на это посмотрит ООН, Америка, Европа, Африка, Антарктида и т.д.)
    3. Внешний дух исламского расизма, апартеида, юдофобии, христофобии и т.д.
    Начиная с 1948 года можно заметить на чью чашу весов постепенно склоняется окончательная Победа. Да не забудут наши внуки Цену Грядущей Победы.

  3. Пока Израиль сам не признает и утвердит свой полный суверенитет на СВОЮ ГЛАВНУЮ СВЯТЫНЮ — Х Р А М О В У Ю Г О Р У , то не наступит настоящий мир на ближнем востоке.

Comments are closed.