Иегуда Ерушалми
Месяц назад Центризбирком Израиля зарегистрировал для участия в выборах в Кнессет 34 избирательных списка. Сегодня, за две с половиной недели до голосования ясно, что две трети из них не заслуживают внимания и обсуждения, разве что, с точки зрения: а зачем они, вообще создавались?
По результатам различных опросов за последнюю неделю, реальный предвыборный банк таков: Ликуд Бейтену (Биньямин Нетаниягу) – 33-37 мандатов; Байт а-Йехуди (Нафтали Беннет) – 12-15 мандатов; ШАС (Арье Дери, Эли Ишай) – 10-13 мандатов; Яадут а-Тора (Яаков Лицман, Меир Поруш) -6 мандатов; Авода (Шели Яхимович) – 16-18 мандатов; А-Тнуа (ЦипиЛивни) – 8-11 мандатов; Еш атид (Яир Лапид) 8-11 мандатов; МЕРЕЦ (Захава Гальон) 4-5 мандатов; три арабские партии — суммарно 11 мандатов; судьба остальных 4-11 мандатов станет окончательно известна лишь по результатам голосования.
Возможно, до трех из них заберет партия Оцма ле-Исраэль (Арье Эльдад, Михаэль бен-Ари), есть также некоторая вероятность, что пройдут в Кнессет, набрав 2 мандата: Кадима (Шауль Мофаз); Исраэлим б-решут Давид Кон (Давид Кон); Ам шалем (Хаим Амсалем). Не разобранные же мандаты распределят победителям, пропорционально выигранной ими доле. Но если учесть, что истинно правая Оцма вряд ли окажется в какой бы то ни было коалиции, а три остальные мелкие фракции не имеют ни четкой политической ориентации, ни программ, и, по сути – чистые сателлиты, то на сегодня именно дюжина «высшей лиги» — от Ликуд Бейтену до арабских партий достаточно четко дает представление о политической карте будущего Кнессета.
Пресловутую дихотомию «левые-правые» в израильских условиях мы считаем, надо бы определять по представлению о необходимых размерах еврейского землевладения Государства Израиль в Эрец Исраэль.
Итак: арабы всех мастей (джихадисты, националисты, коммунисты) – едины в желании изгнать евреев, сделать Эрец Исраэль «юденрайн».
Далее – евреи.
МЕРЕЦ, левые экстремисты – довольствуется государством всех граждан в пределах координат: г. Тель-Авив, от ул. Шенкин (включая ее), вдоль бул. Ротшильд до театра Габима (включая здание и творческий персонал театра).
Авода, левые социалисты. Государство всех граждан в пределах г. Тель-Авив, от северных районов (Рамат Авив –гимел) до южного конца ул. Алленби.
А-Тнуа, именующая себя левоцентристской. Гуш-Дан.
Еш Атид, центристы. Гуш Дан.
Яадут а-Тора. Ультрарелигиозные ашкеназы. Негосударственные религиозные анклавы (кварталы) в гг. Иерусалим и Бней-Брак.
ШАС. Ультрарелигиозные сефарды. Территориальное статус-кво, сложившееся после войны Судного дня 1973 г. и мирных договоров с Египтом и Иорданией, а также договора Осло и шароновского «итнаткута».
Ликуд Бейтену, правые центристы. Статус-кво, сложившееся после войны Судного дня 1973 г. и мирных договоров с Египтом и Иорданией, а также договора Осло и шароновского «итнаткута», с учетом аннексий Государством Израиль Голанских высот и восточного Иерусалима. Предполагает отдельные бартерные сделки с арабами по обмену территориями вместе с проживающим населением. Несмотря на аннексию восточного Иерусалима, не имеет четкого представления о границах столицы, позволяя безраздельно хозяйничать в отдельных районах бандам ФАТХа и ХАМАСа.
Байт а-Йехуди, религиозные сионисты, правые. Секторальная религиозно-поселенческая партия, отстаивающая, прежде всего, интересы жителей еврейских поселений, находящихся в Иудее и Самарии за «зеленой чертой» — линией прекращения огня 1949 г. Кроме границ Государства, в представлении Ликуда, в последнее время провозглашают на серьезном уровне, необходимость аннексии так называемой зоны С — спорных территорий, находящихся под полным израильским военным контролем, где и находится большая часть еврейских поселений и проживает значительное число поселенцев.
Оцма ле-Исраэль, правые. Требуют полного суверенитета Еврейского Государства Израиль над Эрец Исраэль, к западу от р. Иордан и до Средиземного моря. Решениями проблемы арабов этого региона считают: как минимум, передачу их гражданства Иордании и Египту, а, как максимум, организацию переселения арабов (трансфер) из Эрец Исраэль в арабские страны. Некоторые политические деятели Байт а-Йехуди и Ликуда придерживаются сходных взглядов.
Нынешние досрочные, а по сути, очередные, выборы, ибо предыдущие прошли без малого 4 года назад, назначены со второй попытки. Первая, весной прошедшего года, имевшая не прокламируемой целью создать новое правительство под главенством Ликуда еще до перевыборов Хусейна Обамы, сорвалась, поскольку Нетаниягу не удалось найти надежного партнера по коалиции для совершения этой акции. Выбранная на эту роль партия Кадима, лидер выборов 2009 г., возглавляемая Ш.Мофазом, подвела. Партнерства Мофаза хватило Нетаниягу буквально на пару дней, после чего Мофаз, в характерной для него манере, отказался сотрудничать с Ликудом.
Следующая попытка была предпринята Ликудом и Нетаниягу по получении неофициальной на тот момент информации о намерениях юридического советника правительства закрыть все «тяжелые» дела, фабриковавшиеся прокуратурой на протяжении полутора десятков лет против Авигдора Либермана, главы партии Исраэль-бейтену — Наш дом – Израиль (НДИ), оставив, тем не менее, «на закуску» сравнительно малозначительное дело, которое позволило, в конце концов, отдать Либермана под суд. А это, как минимум, нейтрализует его, если не как политика, то, как члена будущего правительства. Ликуд и НДИ еще до вынесения официального решения юрсоветника объединились в общий список Ликуд Бейтену (ЛБ). Это позволило сохранить структуру и большую часть личного состава фракции НДИ, которая неизбежно развалилась бы после политической нейтрализации своего шефа, ибо НДИ является «партией одного человека». Для лучшей интеграции фракции НДИ в состав Ликуда Либерман провел ее «зачистку» от слишком активных, в глазах старой, респектабельной партии Ликуд, депутатов.
Надо сказать, что на момент объединения опросы давали блоку ЛБ 38-39 мандатов вместо 42, которые Ликуд и НДИ суммарно набрали в 2009 г. Но и такая цифра существенно доминировала над прогнозами для всех остальных партий и, казалось бы, уверенно гарантировала блоку ЛБ право на формирование следующих коалиции и правительства. При тривиально-традиционном рассмотрении вырисовывалась правоцентристско-религиозная коалиция: ЛБ – 39 мандатов; Байт а-Йехуди -12; ШАС-12; Яадут а-Тора – 6. Итого – 69 мандатов. В теории, могла бы войти и Оцма с парою мандатов (ее предшественница Моледет, входила, например, в правительство 2001 г.). В этом случае, за вычетом мандатов арабских партий, левая оппозиция не имела бы и 40 голосов. И это соответствовало опросам, констатировавшим резкое поправение израильского электората.
Но гладко было на бумаге…
Эта задача не описывается простым аппаратом младшеклассной арифметики. Надо учитывать множество факторов, среди которых не следует забывать про человеческий, ибо депутаты и кандидаты – тоже люди, причем, как показывает история, далеко не лучшего человеческого качества. В частности, им органически свойственны властолюбие, тщеславие, корысть, зависть, интриганство. Хотя, не имея этих качеств, они просто профнепригодны… Надо также учитывать, что процессы в реальном обществе далеко не всегда происходят по конституированному регламенту. На них воздействуют как внешние силы, которым мало дела для установленных внутренних алгоритмов общества, так и внутренние неформальные сообщества. Поэтому, продолжая математическую аналогию, можно сказать, что эта сложная система описывается большим числом уравнений с множеством неизвестных. И она имеет решением совокупность корней, в общем случае, комплексных, т.е. состоящих из действительной и мнимой частей. Причем, нередко оказывается, что мнимая часть – это ожидание, в иллюзиях демократических представлений, а действительная – результат воздействия неформальных влияний.
Вся завершающаяся каденция Нетаниягу прошла под знаменем конфронтации нашего правительства и Нетаниягу лично, с Хусейном Обамой и его администрацией. Надо полагать, что и в следующие четыре года, будь эта парочка руководителей у власти, конфронтация в той или иной форме продолжится, хотя некоторые информированные обозреватели полагают, что Обама в своей второй каденции сосредоточится на внутренних проблемах США. Мол, в первую каденцию он взбаламутил мир достаточно сильно и «Эх, зеленая [«весна»], сама пойдет!». И захлестнет, наконец, ненавистный Израиль, без приложения рук «старшего брата». Возможно, эта информация достоверна, вернее, такими Обаме представляются планы сегодня, еще до инаугурации. Но, ведь, впереди еще целых четыре года. И полностью развязанные от электоральных соображений руки… Кто его знает?
Поэтому, сдается мне, Нетаниягу, его советники, неформальное управляющее сообщество Израиля, включающее, в частности, СМИ, а также — внешние силы, как консолидированные в организациях других стран, так и просто – доброхоты, скажем, друзья Нетаниягу по его американским годам – как евреи, так и гои, выбрали путь «полевения» будущей коалиции и правительства. И этому есть немало признаков. То Элькин вдруг хвастается возможностью создать правительство без религиозных партий (хотя, какие они правые?). То Перес, как всегда, захватив себе власти, не, сколько ему по закону опущено, а сколько сумел урвать, резко критикует правительство за то, что оно не ублажает Абу-Мазена и объявляет ХАМАС достойным «партнэром» для переговоров. То появляются слухи о возможном продолжении карьеры министра обороны для теперь уже беспартийного военспеца Барака. То пресса сообщает, что утверждение планов массового строительства за так называемой «зеленой чертой»: в Иерусалиме, Иудее и Самарии — наш ответ ООН, принявшей «Фаллостын» в наблюдатели, оказалось не более чем пропагандистским блефом…
А тем временем, главный, естественный союзник ЛБ Байт а-Йехуди становится все более популярным, и к нему перетекает часть потенциальных избирателей ЛБ, включая, что неожиданно, светских. И Ликуд вступает с этой партией, а также с традиционным союзником — партией ШАС, которую вновь возглавил харизматичный и деловой Арье Дери, в, пока что, словесные перепалки.
С другой стороны, дамы, руководящие левыми партиями, открещивались от возможности вступить в коалицию с Ликудом. Ливни – категорически, а Яхимович – не очень определенно. Надо отметить, что Ливни уже после американских выборов побывала в США. Что она там делала, покрыто мраком. Да и кто она такая, чтобы этот визит освещать? Но можно предположить, что она вела какие-то закулисные интриги, особенно, если вспомнить, что начало ее карьеры прошло в разведке, что она была министром иностранных дел, достаточно прилично принятым в Европе и США. Настолько, что ради ее лично, в Англии отменили действие закона, по которому она была невъездной, как «военная преступница», согласно арабскому навету. Короче говоря, «их человек»! В отличие от Либермана. Что она, в общем-то и не скрывает, постоянно декларируя оглядку на то, что будет говорить ихняя «Марья Алексеевна», она же Кетрин Эштон или Хиллари Клинтон… Одна моя знакомая еще пару месяцев назад пошутила: «Вот увидишь, Ципка станет рош а-мемшалой!».
Хас вэ-халила!
Но, судя по всему, для реального, неформального руководства израильской политикой левые перекосы Нетаниягу уже кажутся недостаточными. И в канун этого шабата Ципи Ливни бросилась в наступление с призывом к созданию «единого фронта» против нынешнего главы правительства. Она призвала руководителей основных левых списков: Аводы и Еш Атид совместно сколотить левую коалицию, которая по предварительным прикидкам, может суммарно набрать больше мандатов, чем ЛБ! И тогда Ципи явится к президенту Пересу и получит от него добро на формирование правительства!
Любопытно, что перед этим демаршем она посетила Переса и, похоже, согласовала этот свой шаг. Шели Яхимович приняла ее приглашение и пригласила к себе домой на девичник-переговоры на исходе субботы. Когда я пишу эти строки, дамы, видимо, спорят на тему, кому из них возглавить правительство? За Ципи явно кроется «мохнатая рука», а у Шели, зато, рейтинг по опросам вдвое выше!
Потом к дамам подключился и очаровательный кавалер — Лапид-младший, обратившийся сегодня в Фэйсбуке к партийкам с призывом не игнорировать, все-таки, высокую вероятность того, что будущее правительство сформирует Биньямин Нетаниягу. По мнению Лапида, левоцентристские партии должны войти в его состав вместе и стать в будущей коалиции альтернативой ультраортодоксам и крайне правым.
А я вот, избиратель простой, боюсь, памятуя кровоточащий опыт десятилетней давности, что Нетаниягу пойдет кривой дорожкой, проложенной Бульдозером.
Помните, тогда Шарон, выиграв, как глава Ликуда, выборы, создал правительство «национального единства»? Кто там был? Авода, во главе с Пересом, Лапид-старший во главе партии Шинуй, прогрессивной и антирелигиозной. НДИ либермановский… Ультраортодоксов они не взяли, точь в точь, как сейчас мечтают Элькин и Лапид! Но МАФДАЛ, предшественник нынешнего Байт а-Йехуди – присутствовал!
Я об этом пишу не от большой любви к харедим, коей не испытываю. Просто, уж больно похоже!
И очень боюсь, что как бы будущее правительство, чья конфигурация может, с большой вероятностью повторить то, шароновское, не натворило Израилю бед еще более страшных, чем события лета 2005 года.
Иерусалим. 05.01.13