Уходящий 2011 год войдет в историю как год «Арабской весны», веяния которой не только изменили ландшафт Ближнего Востока, но и достигли холодных улиц России. Многие авторы и читатели нашей газеты полемизируют о сути демократии, о том, что лучше: Путин или красно-коричневые, Мубарак или «Мусульманские братья».
«В то время как в арабских странах люди восстали против коррумпированных светских режимов, лидеры демократического мира выразили надежду на то, что «Арабская весна» принесет раскрепощение и уважение прав человека, — пишет главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт в британском издании Huffingtonpost. — Почему Книга Маккавеев, описывающая историю праздника Хануки и борьбу еврейского народа за свою религиозную свободу, не была включена в Танах, еврейскую Библию — Тору, хотя христиане включили ее в свои тексты? Маккавеи одержали блистательную победу над греками и восстановили еврейское государство, но через несколько поколений династия царей-победителей погрязла в коррупции и тирании. Разгоревшаяся в результате гражданская война привела в конце концов к разрушению и изгнанию евреев из Израиля. Еврейский мудрец Нахманид (1194–1270) писал, что служители Храма Маккавеи не должны были становиться царями, ибо мудрость Торы обязывает к разделению религиозной и светской власти…
Мы должны помнить этот важный урок. Как ни важна революция, еще важнее — что будет, после того как революция закончится. Даже одна горящая во тьме свеча заслуживает уважения, ведь она символ ценности каждой человеческой жизни и права каждой группы людей на свою религиозную свободу. Основой цивилизации является право меньшинства быть другим, мыслить и верить по-своему. В то время как толпы людей требуют демократии в Каире, им следует помнить, что их личные свободы зависят от того, насколько они будут уважать права меньшинств в своей стране.
Прошло двадцать лет с тех пор, как упал железный занавес и в Восточной Европе начался процесс обретения личных и национальных свобод. Сегодня мы знаем, что свободные выборы — это лишь часть этого процесса. Дорога к свободе и демократии — это долгий путь создания общества, в котором судьи и парламентарии не зависят от власти».