Продолжение, начало: http://evreimir.com/76509/76509korni1/
…А Рим в то время уже приходил в упадок. Его граждане зажрались, им надоело творить, завоевывать и защищать завоеванное и созданное. Постепенно Рим изнутри захватывался рабами, от которых все сильнее и сильнее зависели становящиеся немощными свободные граждане, несмотря на неограниченную власть над телами и, как им казалось, душами, своих рабов. Все больше рабов, пригнанных из разных стран, тем или иным способом добивались успеха, богатели, покупали свободу, и страх перед массовостью этого являения угнетал римскую аристократию.
Кстати, нынешние итальянцы — это в массе своей — потомки тех самых рабов и последующих гуннов и варваров, у которых, как я понимаю, не было обета полового воздержания на оккупированных территориях. Есть, конечно, в них и доля крови каких-нибудь древних латинян, настоящих римлян, но она невелика…
«Чья б корова мычала!..» — скажут мне, еврею. Да, в нас тоже немало понамешано, это легко увидеть, понаблюдав несколько минут прохожих на какой-нибудь бойкой иерусалимской улице: привычный по прежней жизни ашкеназийский типаж — далеко не единственный.
Но мы, несмотря на двухтысячелетнее рассеяние, сумели сохраниться как народ, нас сплотили: с одной стороны — Тора, а с другой — антисемиты. Те из нас, кто верует в Бога, продолжает молиться тому же Богу, что и Моше-рабейну, Богу Израиля. Нашими праздникими — не стали праздники Марса, Изиды, Перуна, не Рождество, не Курбан-байрам и даже не Новый год (о чем лично я, человек светский, сожалею). Мы отмечаем важнейшие исторические и идеологические вехи нашего древнего народа. Этим могут похвалиться потомки древних египтян и вавилонян, персов, греков и римлян? Нет, вместо праздников Аполлона, Марса, Иштар и Изиды они отмечают Рождество или Курбан-Байрам. Народы эти, имеющие, конечно, биологические связи с людьми, в древности населявшими их ареал, и с непременным следствием тысячелетий истории — безусловной генетической мешаниной других этносов, потеряли, в отличие от нас, духовно-идеологическую связь со своими далекими предками, и, по сути дела, лишь приторговывают следами их пребывания, случайно оказавшимися перед взором или под ногами новых поколений…
Позволю себе небольшое отступление по поводу истории. Мне кажется неправильным ее традиционный географический уклон. Я думаю, что вместо изучения процесса проживания разных народов в какой-то географической области (типа какой-нибудь «Истории народов Узбекистана»), вместо истории государств типа «Истории СССР», куда без излишнего формализма, кроме нескольких десятилетий государства, действительно просуществовавшего под вывеской «СССР», намешали столетия предыдущих государств и формаций, существовавших на этой географической территории, в основном, относящиеся к русскому народу и некоторым, в основном, славянским его предшественникам, следовало бы изучать историю каждого народа-этноса, его рожденние, развитие, зрелость, старость и смерть, ибо судьба этносов напоминает жизнь биологических организмов…
С тех пор, как я по-дилетантски, т.е., для личного удовольствия и без нажима извне, заинтересовался историей, то в силу своей математической испорченности и привычки искать количественное выражение статистических закономерностей, и отчасти под влиянием Л.Гумилева, определившего средний срок жизни этносов в 1000-1200 лет, заметил, что для вершины состояния народа, периода его зрелости, история отпускает, в среднем 150-250 лет, и это — вне зависимости от народа, места, времени, социальной формации. (В скобках замечу, что я, как и большинство, людей воспитанных в европейской традиции, не замечаю такую малую деталь земного населения как китайцы и, вообще, дальневосточные народы с их аномальными, на наш взгляд, религиями, традициями и историями!).
Примерно двухвековой срок прошел между воцарением Давида и отделения Израильского царства от Иудейского, два века процветала древняя Греция, первые века старой и новой эр — вершина Рима, XV-XVI века — расцвет Венецианской республики, XVIII-XIX, начало ХХ веков — звездный час Великобритании, на полвека позже началось и в начале ХХ же века закончилось мировое величие Франции, XIX-XX века — пик России-СССР…
Вернемся же к Риму. Через 250 лет после разрушения Иерусалимского Храма Рим был уже не тот. Народные настроения, расшатанные восстаниями рабов, все более усиливающимися агрессиями варваров со всех сторон огромной империи, стали сродни унынию иудеев, не сумевших одолеть римскую военную машину. И значительную долю граждан составляли уже «новые римляне», выходцы из провинций и, вообще потомки бывших рабов. Среди них было немало христиан с их скромными, по римским меркам, религиозными ритуалами, с фаталистически-терпеливым восприятием настоящего и настроем на светлое будущее в Царстве небесном, а также с сознанием того, что их Пантеон, т.е., бывший единый Бог евреев, превратившийся у них в Троицу, а также Божья Матерь, святые апостолы и местные святые великомученики, стал сильнее римского Пантеона — всех этих Юпитеров, Марсов и Венер.
Население Рима, становившееся все менее латинским по крови, постепенно разочаровывалось и в религиях римлян. И наступил момент, когда верха уже не могли, а низы уже не хотели…
Император Константин признал христианство государственной религией Римской империи и для большей надежности перенес столицу империи поближе к истокам новой религии, подальше от языческого Рима, на стык Европы и Азии, скромно назвав новую столицу Константинополем.
Но многовековая римская ментальность, выросшая из греческой гармонии и красоты, помноженной на гром римских военых побед по всей известной тогда Ойкумене, требовавшая громадности, помпезности и пышности обрядов, никуда не делась, и тут произошло собственно, рождение христианства — последняя трансформация когда поглощенная языческой ритуаликой пилюля-мутант иудаизма, создала в язычестве новую мутацию, называемую ныне христианством.
Непознаваемому евреями Богу придали привычный образ Юпитера. Юнону приодели и объявили Пресвятой Девой. Из Венеры, также прикрытой, сделали Марию Магдалину и т.д. Главное — инфраструктура — огромные храмы римских богов со всем имуществом переоборудовались в церкви. Под новые обряды приспосабливалась отработанная веками языческая храмовая ритуалика. Граждане Рима, в массе своей варвары, с удовольствием сбрасывали с пъедесталов прежних богов…
Но все это продолжалось достаточно недолго, на Рим со всех сторон обрушились еще более страшные разрушители, и к концу V века от него остались только руины. Новая же религия продолжала развиваться и здравствовать на своей прародине — Восточной Римской империи и поддерживать духовно жителей разрушенной Западной, постепенно распространяясь по всей варварской Европе…
…Впоследствии церковники немало потрудились над тем, чтобы привить пастве, в массе неграмотной, не понимающей умерших латыни и древнегреческого, на которых монопольно в течение столетий переписывались Библия, книги отцов церкви и велись богослужения, во-первых, идей об отсутствии генетической связи христианства с иудаизмом, во-вторых идей воинственного противопоставления христианства иудаизму, т.е., говоря по простонародному: «Эти жиды нашего Христа распяли».
Я, например, лично был знаком с жившей под Ташкентом православной бабкой из столыпинских переселенцев, которая ходила консультироваться к священнику Троицкой церкви по поводу утверждения ее дочери, что Христос был евреем. Получив у батюшки утвердительный ответ, бабка возмутилась: «Вот, сволочи, свояка-то они распяли?!». Хотя, я думаю, что ей, выросшей и прожившей жизнь при советской власти и наверняка худо-бедно читавшей по-русски, доступны были русские тексты Евангелий, книг, в общем-то небольших (правда, вопрос, а просто ли было их добыть тогда, при Сталине или в начале шестидесятых?) для того, чтобы самостоятельно понять, кем был Иисус, и кто его распял.
Для католиков-итальянцев вопрос о распятии Христа должен быть, мне кажется, еще гораздо более болезненным, чем для православных русских, просто унаследовавших уже через столетия канонизированную церковью юдофобскую концепцию. Ведь, в Евангелиях ясно написано, и в них в этом смысле нет никаких фантазий — таково на самом деле было распределение власти в провинции Иудея, что Иисуса казнили римляне, т.е., единственно признаваемые итальянцами предки их народа. Поэтому именно в Риме из комплекса вины, из желания переложить ее на чужую голову, возник навет на евреев, от которого сумел публично отказаться лишь нынешний католический Папа (православная церковь, кстати, в этом вопросе продолжает стоять в средневековой позиции).
Именно в Риме и Италии церковь рождала новые мифы и создавала новые кумиры, чтобы показать римское, аппенинское происхождение христианства и максимально затушевать его иудейские корни. Центром христианства стали не Масличная гора или Храм гроба Господня в Иерусалиме, а собор св.Петра в Риме, где находится могила этого апостола, по легенде растерзанного львами в Колизее. Когда в VIII в. мусульмане захватили Нацерет, родину Иисуса, возникла легенда о самоперенесении находившейся там церкви Благовещения прямо в Италию и т.д., и т.п. Даже гении Ренессанса — Леонардо, Микеланджело, безусловно, высокообразованные люди, в своих работах на Гензаказчика — католическую церковь, следовали этой традиции. Но об этом дальше…
Ватикан
…Сикстинскую капеллу нам удалось осмотреть довольно подробно. Несмотря на то, что зал был переполнен, нам даже удалось дважды присесть в разных концах его, и мы пробыли там более часа. Я, наверно, опять же должен быть распят или побит камнями, но при осмотре в башке моей крутились понятия «кич», «ленинский план монументальной пропаганды» и воспоминания о всяких правнучатых племянниках этого жанра искусства типа сталинских станций московского метро и нагромождений Ильи Глазунова. Вот уж где связь времен! Неоязычество тысячу с лишним лет спустя! Идиотский комикс, куда намеревались запихнуть оба Завета, не поскупившись на место и для особо отличившихся ближайших пап и даже чисто языческих персонажей типа Сивиллы Ливийской…
Но вот, что, действительно, давно влекло меня к этому плафону площадью в несколько сот квадратных метров — фрагмент с микеланджеловским пророком Ирмиягу (Иеремией). Смотришь на него, и удивительно — единственное человеческое лицо случайно затесалось среди этого псевдоантичного комикса. Не понимаю, куда смотрела цензура? Сидит мужик и страдает. Очень даже естественно страдает. И о чем страдает?
А о том, что «Иегуда переселился по причине бедствия и тяжкого рабства, поселился среди язычников, и не нашел покоя… Мы сделались сиротами, без отца; матери наши, как вдовы… Жен бесчестят на Сионе, девиц — в городах Иудейских… От того, что опустела гора Сион, лисицы ходят по ней…» . В общем, полный перечень преступлений римских агрессоров против мирного еврейского населения, хоть подавай в Международный суд по военным преступлениям в Гааге! Но, видимо, католики римляне-итальянцы, спустя полторы тысячи лет после разрушения Храма полностью абсорбировали и Ирмиягу, и его плач его по Иерусалиму, и воспринимали плач этот как аллегорию, относящуюся к разрушенному Риму? Короче, самый интересный в моих глазах фрагмент капеллы из нее как-то выпадает.
Разумеется, я опять-таки не навязываю никому своего мнения. Никто не осмелится заявить, что Сикстинская капелла это — не великое произведение, хотя бы из-за ее размеров и трудоемкости. А имена ее создателей: Перуджино, Ботичелли и Микеланджело и многовековая реклама! В Италии каждая торговая точка завалена изображениями двух сидящих на Сикстинском потолке лукавых ангелочков (бывших Амурчиков) и рук Боженьки и Адама с одного из плафонов, в виде открыток, коробок, фартуков, маек и еще черти чего! Многовековой опыт показывает — покупают, а раз покупают, — значит нравится, а раз нравится в таких масштабах, — значит, шедевр. И попробуй вякни что-нибудь против, распнут без суда и следствия…
Флоренция
…Конец галереи, противоположный реке, вывел нас на Пьяцца Синьория, где рядом с Палаццо Веккиа стоит микеланджеловский Давид, слепок с которого украшает московский музей им. Пушкина. Правда и тот Давид на площади — копия, а настоящего для сохранности переселили в галерею Академия.
Справа от скульптуры Давида еще одна — Геркулес, победивший Какуса, а слева — фонтан с Нептуном. ТАНАХический еврейский царь Давид в микеланджеловском исполнении спокойно вписывается в компанию этих языческих персонажей. Он так же гол, необрезан и мускулист.
Был недавно курьез с этим Давидом у нас в Иерусалиме. К трехтысячелетнему юбилею города руководство то ли Италии, то ли Флоренции решило подарить иерусалимской мэрии копию с микеланджеловского портрета основателя Святого Города, но у нас этот подарок не приняли из-за уж больно нееврейского характера микеланджеловского изваяния…
Дополнение 29.04.01. Буквально, не успел написать предыдущий абзац, как телевизор сообщил, что некий американец купил в Италии копию Давида (уж не ту ли, отвергнутую иерусалимской мэрией?) и установил статую у своего магазина. Так его соседи через суд добились, чтобы хозяин Давида одел на него набедренную повязку. Ну каково?
… великие флорентийцы Данте, Петрарка и Бокаччо написали свои книги, ставшие мировой классикой, язык Данте был канонизирован и принят по всем Аппенинам, как стандарт итальянского языка, что стало одним из шагов к рождению итальянской нации.
В это время двоякую роль сыграла и католическая церковь. Во-первых, она, несмотря на суровую аскетичность, под видом христианских реликвий сохранила в своих храмах и монастырях осколки прежней разрушенной языческой культуры, в частности, достигшие высокого совершенства древнегреческие и древнеримские технологии изобразительного искусства, к тому времени утерянные и забытые новой варварской цивилизацией. Но будучи косным Гензаказчиком, церковь устанавливала стандарты исполнения и тематические ограничения, которые творцам обойти было крайне сложно.
И все же, время брало свое, ведь между церковной проповедью и реальной жизнью был большой зазор. Сравните героев и коллизии «Декамерона» с героями и коллизиями предхристианского «Золотого осла». Что изменилось в народной морали за тысячу с лишним лет христианства между временем Апулея и временем Бокаччо? Язычники как не воспринимали Десять Заповедей, так и не приняли их всерьез. Христианство все более отдалялось от своих, рожденных в безводных пещерах Мертвого моря истоков…
И, как водится в эпохи революционных перестроек, власть имущие были вынуждены «разрешить»! Разрешили использование языческих сюжетов и идолов. Понимая естественную народную тягу к эротике, разрешили изображать ветхо- и новозаветных персонажей сексуально привлекательными и даже обнаженными. Но тоже с ограничениями, своеобразная цензура нравов! Интересующиеся могут сопоставить ренессансные образцы ню с античными, например, в календаре «Писи», специально посвященном этой теме искусства и продающемся в каждом киоске Флоренции. Древние ваятели явно были свободнее и смелее…
Боже, какой взрыв языческой эклектики получилась из этой «свободы творчества»! И осколками его забиты храмы и музеи Флоренции, да и всей Италии, главные мировые музеи…
Окончание следует: http://evreimir.com/66231/66231korni3/
Цитатку из Евангелий, точную, будьте любезны?!
Кстати, а этот самый Руевен Миллер, считает евангелие историческим текстом или все-таки неким актом эпического высказывания, как поэма Гомера?
Сами апостолы тексты не писали, так что, кто ведает — было то или иное, большой вопрос. Столько баек было расказано про Иисуса, что-де он из царского рода, и даже не распят, а был спокойно выаущен в Европу…
Спасибо за Вашу работу, МАРИР.
Мне кажется, что надо искать кооперацию, а не конфронтацию. Как иначе пережить без союзников в этом грешном мире, во времена, когда исламо-фашизм марширует по Земле?
Профессор и знаток Библии Пинхас Лапид:Существуют 5 общих фундаментов, которые объединяют христиан и евреев:
1. Монотеизм. 2. Библия. 3. Ожидание мессианских времен.
4. Истоки на Святой Земле. 5. Общие пророки.
==Профессор и знаток Библии Пинхас Лапид:Существуют 5 общих фундаментов, которые объединяют христиан и евреев:
1. Монотеизм==
Дальше можно не продолжать: если христианство — монотеизм, то кто у них бог — бог отец или бог сын? И куда, извините, всунуть «святаго духа»?
У этих явреев — чуть только Лапид, так сразу проХфессор.
С такими проХфессорами никаких раввинов не надо. 🙂
Уважаемый господин Ицхаков,
помните о философе Moses Mendelssohn, послужившего праобразом Мудреца-Натана в известном произведении, написанном Gotthold Ephraim Lessing в 1779г — Притча о 3 Кольцах?
==помните о философе Moses Mendelssohn, послужившего праобразом Мудреца-Натана в известном произведении, написанном Gotthold Ephraim Lessing в 1779г – Притча о 3 Кольцах?==
Fritz, для того, чтобы помнить, мне нужно было сначало знать. А я не знаю, о чём Вы говорите… 🙁
Помните, что сказал классик: «Нельзя объять необъятное». 😉
Я знаю двух Мендельсонов: один из них заложил основы реформистского иудаизма, а другой, его внучатый племянник — Феликс Мендельсон, композитор.
Беседер:
В «Притче о 3 Кольцах» Лессинга речь идет о человеке, владевшим магическим кольцом, которое делало его владельца угодным Всевышнему и всем окружающим. Он имел 3 сыновей и каждому было подарена копия магического кольца, настоящую он кстати потерял; Hикто из сыновей правда не знал о том, что владеет копией.
Мораль сей притчи такова, что каждый должен жить и действовать так, как будто владеет настоящим магическим кольцом. (3 монотеические религии).
Лессинг поставил себе целью создать портрет идеального еврея (М. Мендельсонa), для которого терпимость и любовь к людям — дело сердца. Не трансцедентальное содержание какой-либо религии должно стоять во главе угла, а любовь к окружающим.
Лессинг видел в его друге М. Мендельсоне безграничную доброту, которая и является иснинной сутью религии.