В первой строке принятой 4 июля 1776 года «Единодушной Декларации Независимости 13 соединенных Штатов Америки» ее автор Томас Джефферсон написал слова: «Один народ». Конституция США, которая вступила в силу 13 сентября 1788 года решением Континентального Конгресса, начинается словами: «Мы, народ Соединенных Штатов…» Во втором номере журнала «Федералист» («Federalist Papers»), который издавали отцы-основатели США Джеймс Мэдисон, Александр Гамильтон и Джон Джей, последний написал об «одном едином народе», который «исходит от одних предков, говорит на одном языке, исповедует одну религию, придерживается одних принципов правления и очень схож манерами и обычаями…» Что осталось от всего этого на 4 июля 2017 года? Похоже, что почти ничего, кроме гордого названия страны, которая стала сверхдержавой. Невеселый разговор об этом в канун минувшего Дня Независимости повел консервативный политический комментатор и писатель Пат Бьюкенен, который в 2000 году безуспешно претендовал на Белый дом от партии реформистов.
На сайте новостного издания WorldNetDaily.com Бьюкенен написал, что американцы больше не «один народ». Предки населения США кто, откуда, каких угодно рас, религий, языков, принципов правления, манер и обычаев. Сегодня американцы, написал Бьюкенен, это » христиане-евангелисты, протестанты, католики, евреи, мормоны, мусульмане, индуисты и буддисты, агностики и атеисты». Всех нас объединяет вера в то, что мы единый народ уникального государства, уникальность которого как раз в том, что никакого единства нет, и все равны не перед Б-гом, а перед законом, богоданность которого оспаривается и отрицается. За оскорбление человека сегодня в Америке могут отдать под суд за нарушение гражданских прав, но оскорблять Б-га — его конституционное право, а к тому же Б-г не гражданин. Федералисты ратовали за единый народ, а сегодняшняя элита США утверждает, что наша сила не в единстве, а в мультикультурности, то есть в сборной солянке кого угодно, где каждый вправе нести свою правду и свою чушь под общим звездно-полосатым флагом, который он (при желании) имеет право сжечь.
После недавнего расстрела республиканцев на спортплощадке в Александрии ведущий своей программы на канале CNN Фарид Закария, американец индийских кровей, в своей еженедельной колонке газеты Washington Post написал, что «политическая поляризация разрывает эту страну на части» по признаку «личности, пола, расы, национальности, сексуальной ориентации и социального положения… Если всё упирается в личность, культуру и религию, то компромисс кажется аморальным. Американские политики все больше напоминают ближневосточных, для которых нет среднего между суннитами и шиитами». По мнению Бьюкенена, «похоже, что Закария отслеживает распад нашего общества до того самого разнообразия, которое наша элита считает высшим достижением». К перечисленным Фаридом Закария причинам «разорванности» американского общества, которое больше нельзя называть народом, можно добавить религию, мораль, культуру и историю, а также проблемы, из-за которых просвещенные американцы грызутся злее волков. Это программа позитивных действий, аборты, однополые браки и права сексуальных меньшинств, жестокость белых полицейских, преступность чернокожих и памятники южанам-конфедератам. Сегодня можно добавить расколовшее страну отношение к законно избранному президенту.
«Можно ли считать открытие Америки и завоевание этого континента с 1492 года по ХХ век одной из самых славных глав истории человечества? — спрашивает в своей статье Патрик Бьюкенен. — Или это были пятьсот лет его тягчайших грехов: геноцида коренного населения, порабощение африканцев, уничтожения самобытных культур и захвата целинных земель? Считать ли Америку ‘Страной Б-га’ или был прав духовник Барак Обамы преподобный Джеремайя Райт, призывавший Б-га не благословить, а проклясть Америку?» Бьюкенен напоминает, что каких-то полвека назад большая перемена в школах завершалась чтением Pledge of Allegiance — клятвой верности флагу США со словами: «Один народ под Б-гом, неделимый, со свободой и справедливостью для всех». Где ты, неделимость народа под Б-гом? В начале сентября 2012 года в городе Чарлотт, Северная Каролина, демократы провели национальный съезд, где выдвинули Барака Обаму и Джо Байдана на второй срок власти. Поступившее на съезде предложение бывшего губернатора Огайо Теда Стрикленда разрешить ораторам ранее запрещенные упоминания о Б-ге половина делегатов ошикала и освистала.
Пат Бьюкенен отметил, что в минувший праздничный уикенд многие писатели сожалели о враждебности, с которой американцы относятся друг к другу, и призывали к попыткам снова стать единым народом. Бьюкенен опять напомнил первую фразу Томаса Джефферсона в Декларации Независимости 1776 года: «Когда ход событий приводит к тому, что одни вынуждены расторгнуть политические узы с другими…», и снова спросил себя и нас: неужели мы доходим до этого? Народ ли мы, да и что такое народ? Бьюкенен процитировал французского писателя, философа и историка религии ХIХ века Эрнеста Ренана, который определил народ как душу и духовный принцип. Духовность народа по Ренану — это две вещи: прошлое, то есть коллективное обладание богатым наследием памяти, и настоящее, то есть желание жить вместе и продолжать пополнять это наследие. Сегодня Америка вряд ли следует этим словам. «Глядя как наши лилипуты рушат статуи и монументы, переименовывают улицы и здания, переписывают историю, подменяя ее героев и правду, — написал Патрик Бьюкенен накануне Дня Независимости 4 июля 2017 года, — разве мы не разрушаем народ, которым когда-то были?» Среди 12 книг Бьюкенена есть бестселлер 2002 года «Смерть Запада», которую, включая Соединенные Штаты, он видит в снижении рождаемости, в распаде общества на конфликтующие группы и в прочих грехах безбожия. «Америка, — написал он в этой книге — швырнула за борт ‘этический компас’, по которому республика держала путь в течение двухсот лет, и теперь плывет наугад». С его сегодняшней точки зрения, за эти 15 лет лучше не стало.
К своему 241-му Дню Независимости наша страна подошла в атмосфере невиданного политико-этического раскола, который трудно назвать народным, поскольку народ в привычном понимании этого слова в нем не участвует. Народ, а точнее, население Соединенно-разъединенных Штатов Америки, скорее пребывает в потехе от того, что президент Трамп назвал «охотой на ведьм», а охотники из наших главных СМИ считают своим конституционным правом и гражданским долгом. «Народ! — объявил в финале трагедии Пушкина боярин Масальский, один из убийц вдовы Бориса Годунова и ее сына. — Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! (Народ безмолвствует.)». У нас, конечно, до такого не дойдет, что уже приятно.