Свобода слова LTD

Фото профиля ‎אבישי גרינצייג‎Авишай Гринцайг

 

Судебные и дисциплинарные процессы против высказываний раввинов религиозно-национального направления превратились в нечто рутинное, в то время, как радикальные высказывания представителей академического мира и даже раввинов ультраортодоксального (харедимного) сектора не удостаиваются подобного отношения.

Проф. Авиад а-Коэн: «Такие шаги являются ударом по демократии».

 

«Нанесение удара по доброму имени государственной службы и её образу в глазах общества» — посредством вышеупомянутого странного параграфа на этой неделе дисциплинарный суд признал виновным раввина государственной службы Игаля Левинштейна в соответствии с обстоятельствами в рамках предъявленных ему претензий.

Причина для предъявления обвинений – два интервью, данные СМИ, где раввин Леванон, считающийся госслужащим, являясь раввином Местного Совета Шомрона, сказал, что решением для народной, массовой интифады является коллективное наказание.

«Если любая машина может быть использована для террора, значит, не допускается обеспечение топливом в качестве коллективного наказания. Что может быть легче, чем установить необеспечение топливом арабов в Иудее и Шомроне хотя бы в течение недели?»

— сказал раввин Леванон в одном из интервью. Суд постановил, что этим высказыванием раввин задел чувства всего арабского общества в Израиле, и принял решение наложить на него строжайшее дисциплинарное наказание с порицанием, а раввин должен принести извинения за свои слова.

Немного позже, на той же неделе раввинов Эли Садана и Игаля Левинштейна вызвали на слушание в канцелярию гендиректора министерства обороны – по поводу высказываний раввина Левинштейна против призыва женщин в ЦАХАЛ. В письме раввину Садану гендиректор минобороны генерал Уди Адам угрожает главам йешивы и подготовительных курсов в Эли тем, что исключит их из числа йешивот-эсдер (военных йешив — прим.перев.), и даже грозит нанести удар по ряду учащихся, которые должны получить разрешение на второй год обучения на упомянутом курсе.

Раввины Леванон и Левинштейн не одиноки.

В последние несколько лет немало раввинов были наказаны или допрошены по поводу тех или иных их высказываний – между прочим, все они из религиозно-национального сектора (вязаных кип – прим.перев.).

Только за последнее время депутаты из партии Мерец подали иск против назначения раввина Эйяля Карима на пост в военном раввинате – по причине галахических ответов, данных им ещё во время пребывания на «гражданке». По этому иску БАГАЦ вынес постановление против назначения при условии, что до того, как раввин Карим не извинится и не прояснит снова своё мнение по тем самым галахическим вопросам, назначение не состоится.

А в другом случае отменён статус «эсдер» для йешивы в Ар-Браха тогдашним министром обороны Эхудом Бараком – вследствие колонки в «Бе-ШЕВЕ» главы йешивы раввина Меламеда. Раввин Меламед написал, что он уважает солдат, которые держали плакаты, осуждающие эвакуацию поселения Хомеш, и это при том, что если бы его спросили, он бы уговорил их не делать этого.

הרב שמואל אליהוТакже и раввин Шмуэль Элиягу представал перед судом за поддержку трансфера арабов Израиля. Кроме того, вследствие вынесенного им галахического постановления, устанавливающего, что запрещено сдавать квартиры арабам, юридический советник правительства объявил всему контингенту избирателей в Главный Раввинат, что не будет защищать в БАГАЦе его статус главного раввина, а это может повлечь за собой юридические проблемы.

Другие раввины, преданные суду за участие в составлении книги «Торат а-Мелех», были арестованы, а против них было возбуждено уголовное дело по подозрению в подстрекательстве. Вам ещё недостаточно? Так вот: раввин Яаков Йосеф и раввин Дов Лиор были арестованы и допрошены по той причине, что дерзнули дать упомянутой книге «зелёный свет». А ведь это ещё не весь список!..

 

Результат политического давления

Image result for ‫הרב אליקים לבנון‬‎
Рав Э.Леванон

«Уголовные процессы, или, – как в случае раввина Леванона, —  дисциплинарные процессы, это последний шаг, который следует предпринимать, — сказал проф. Авиад а-Коэн, декан юридического училища в академическом центре «Врата юридической науки», который будет представлять раввина  Эльякима Леванона в дисциплинарном суде. – Свобода слова – это основополагающая ценность демократии. Эта ценность выражается не в мнении консенсуса, а именно в тех вызывающих возмущение мнениях, которые раздражают порой своей излишней резкостью. Или, как назвал их суд «царапающие уши и обжигают сердца».

«Эта волна, которой мы являемся свидетелями в последний период, волна подачи обвинителиных заключений, совершение дисциплинарных шагов против раввинов – совершенно недостойное дело. Может, они и говорят слишком резкие вещи, но, конечно же, не представляющие опасность для мира в обществе или для его безопасности. И шаги против них являются ударом по демократии»

«Что может пробудить такая волна?»

«В прошлом тенденцией прокуратуры было вести себя очень и очень осторожно и умеренно во всём, что связано со свободой слова. Только в случаях, действительно радикальных, в части подстрекательства или выражения ненависти – задействовались уголовные или дисциплинарные процессы. Но то, что происходит сейчас – это тенденция определённых организаций, вроде «Центр реформ религии и государства», которые положили начало разворота к прокуратуре и начали ею угрожать: если не предпримут шагов, то они подадут иск в БАГАЦ. Это побуждает юридического советника правительства начать опасаться – вот так и изменяется тенденция!»

Проф. А-Коэн утверждает, что прокуратура проводит политику «неравных мер» (нечестную политику – прим.перев.), которая рассматривает раввинов через увеличительное стекло – но смотрит сквозь пальцы на гораздо более резкие высказывания, например, университетских лекторов. К тому же он сетует на то, что и по отношению к раввинам огонь направлен только в сторону совершенно определённого сектора, в то время, как раввины, главы кварталов из сектора харедим, используют гораздо более резкие выражения, но никому не приходит в голову придать их суду.

Проф. А-Коэн советует раввинам, против которых заведены дела в суде, не уступать и не молчать, а защищаться, ответив на объявление им войны.

Вместе с тем он утверждает, что это борьба  не одних раввинов, а всего религиозно-национального сообщества, которое, по его мнению, может и должно остановить это явление.

«Свобода слова – это не частная ценность отдельной личности, но важная ценность для нас всех. Мы все должны поднять голос возмущённый против этого явления, которой нет места в других демократиях. Нет никаких причин, чтобы свобода слова, благодаря необычайной юридической важности её статуса, превратилась в своеобразный инструмент давления политканов»,

— говорит проф. А-Коэн, призывая сообщество подать апелляцию в БАГАЦ с требованием придать суду представителей академии:

«Если уже обращаться в суд, так хотя бы – на равных условиях!»

«Не поддаваться давлению»

Раввин Шмуэль Элиягу имеет богатую историю попыток юридического затыкания рта.

В прошлом юридичееский советник правительства просил предать его суду за расистское подстрекательство – вследствие вынесенного и опубликованного им галахического постановления, запрещающего продавать и сдавать квартиры арабам.

Раввину Элиягу удалось вынудить к отступлению юридического советника с помощью подписей сотен раввинов под своим галахическим постановлением. А сейчас на стол БАГАЦа положен иск «Реформистского центра религии и государства», требующий от г-жи министра юстиции придать суду раввина Элиягу за подстрекательство к расизму. В иске, содержащием сотни страниц, собраны цитаты, «обвиняющие в указанном преступлении» раввина Элиягу за целый ряд лет – тут и его уроки, и интервью, данные СМИ.

Недавно, вследствие давления, оказываемого «Реформистским центром религии и государства», юридический советник минюста потребовал от раввина Элиягу объяснений: почему он против приговора судьи Майи Хеллер в суде над Элиором Азарией, а также почему написал о том, что Нетаниягу преследуют.

Корреспонденту «Бе-ШЕВА» раввин Элиягу сказал, что от отказался сотрудничать:

«Я объяснил, что я отказываюсь принимать участие в этом фестивале. Я не обязан давать никаких объяснений. Если меня считают госслужащим, которому запрещено высказывать своё мнение, так и работники Гостелерадио – тоже госслужащие! Если мне запрещено высказывать своё мнение, точно так же любому диктору радио запрещено высказывать его мнение!»

Свою критику раввин Элиягу направил также в адрес г-жи министра юстиции Айелет Шакед:

«Вместо того, чтобы требовать от меня объяснений, лучше бы прежде их дал «Реформистский центр религии и государства». Это я-то – проблема?! Те, кто пытаются остановить меня и заставить молчать, — вот они-то и наносят удар демократии. Я что — живу в России, что меня обязывают давать объяснения, почему я сказал ту или иную фразу?! Я сказал именно то, во что я верю – и буду продолжать в том же духе!»

В соответствии с заветами своего отца, раввина Мродехая Элиягу (ЗАЦАЛ!), он также никогда не дойдёт до обсуждений вопросов с БАГАЦом, а только удовольствуется посылкой туда своего адвоката.

По словам раввина Элиягу, решение сделать попытку замалчивания – смелое решение раввинов и неподчинение давлению юристов.

«Когда я опубликовал свой запрет продавать жильё арабам, в прокуратуре принялись угрожать мне, но как только они увидели, что сотни раввинов подписались под этим постановлением, они спустили обвинительное заключение. Раввины должны сформировать широкую коалицию против затыкания ртов раввинам».

В отличие от раввина Элиягу, раввин Хаим Навон говорит, что он меньше озабочен юридическим затыканием ртов, потому что, по его мнению, г-же министру юстиции Шакед удалось начать изменения в мире израильской юриспруденции.

По мнению раввина Навона, нынешний корень проблемы проистекает из контактов общественности с прессой:

«Имеют место попытки превратить традиционную религиозную позицию в нечто нелегитимное. Это было очень заметно в истории с раввином Каримом: он выразил позиции, не являющиеся чем-то исключительным и особенным, но их исказили и при этом подчеркнули эти искажения, как будто либерально-радикальная и просвещённая позиция наших дней – единственно легитимная. Ну, а тот, кто выражает клавсическую традиционную религиозную позицию, должен быть выведен за пределы обсуждения».

Раввир Навон рассказывает, что он тоже  подвергся принуждению к молчанию, когда выразил умеренную позицию, согласно которой, хотя и запрещено обижать людей с гомосексуальными наклонностями, но не должно быть такого явления, как однополая семья:

«Это точка зрения, под которой ещё 10 лет назад любой бы подписался, зато сегодня это считается чем-то, выходящим за рамки обсуждения!»

Раввин Навон говорит, что с одной стороны, надо бороться с замалчиванием в СМИ и не уступать этому. Но с другой стороны, он подвергает критике высказывания раввина Игаля Левинштейна, вызвавшие бурю в СМИ:

«Если видно, что только и ищут нас (за что бы зацепить), значит, надо быть особенно внимательными в своих словах, чтобы они никому не нанесли обиды и были как можно более точными. К моему сожалению, раввин Левинштейн на этом поскользнулся, даже если глас СМИ «Бей его!» — был вне всяких пропорций. Со своей стороны, мы должны разъяснить, что мы никого не хотим обидеть и употребляем чистые выражения, но за свою позицию мы будем бороться, и вам не удастся заставить нас молчать!»

 

Источник на иврите — «Бе-ШЕВА» №737, 23.03.2017.

Авторизированный перевод Фанни Шифман

Март 2017

 

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Фанни Шифман

Все публикации этого автора

1 комментарий к “Свобода слова LTD

  1. Для сегодняшней власти, которая представляет секулярное крыло национального лагеря, вязанные кипы, представляющие религиозное крыло национального лагеря, являются прямыми конкурентами в борьбе за первенство в национальном лагере. И потому секуляристы будут гасить лидеров вязанных кип, используя все доступные средства.

Обсуждение закрыто.