А был ли черный список МОССАДа? И сколько в нем значилось обреченных? Никто его не видел, никто не знает точного количества имен, которые в нем были. Скорее, надо говорить не о загадочном списке, а просто о ликвидации тех, кто был забрызган кровью израильских олимпийских спортсменов. В этом случае список выглядит следующим образом.
16 сентября 1972 года в Риме, на пороге собственного дома, был убит из пистолета одиннадцатью выстрелами (по числу погибших спортсменов) представитель ООП в Италии, резидент «Черного сентября» и один из организаторов мюнхенского теракта Абдель Ваиль Зуайтер.
8 декабря 1972 года в Париже был убит доктор Махмуд аль-Хамшари, человек № 2 в «Черном сентябре», один из организаторов мюнхенского теракта. Когда в его квартире никого не было, ее посетили специалисты-подрывники. Они вмонтировали мощное взрывное устройство в столик под телефоном. На следующий день, когда его жена с дочкой покинули квартиру, там раздался телефонный звонок. Махмуд поднял трубку и услышал:
– Доктор Хамшари?
– Слушаю, — ответил он.
В следующий момент дом номер 175 на Рю-д’Алезия сотряс мощный взрыв, и доктор отправился в мир иной.
24 января 1973 года в Никозии погиб в результате взрыва бомбы, спрятанной в кровати гостиничного номера, Хусейн Абд аль-Шир (аль-Башир), резидент «Черного сентября» на Кипре, который снабдил отправлявшихся в Мюнхен террористов документами и билетами. Когда он уехал утром по делам, моссадовцы побывали в его комнате и вмонтировали в кровать взрывчатку.
6 апреля 1973 года в Париже был застрелен двумя неизвестными Базиль Рауф аль-Кубайши, один из руководителей «Черного сентября», занимавшийся доставкой мюнхенским боевикам оружия и взрывчатки. Вечером аль-Кубайши поужинал в знаменитом Кафе де ля Пэ, что напротив Парижской оперы, и неторопливо возвращался по бульвару Капуцинок в свой отель на Рю-де-л’Аркад, наслаждаясь чудесным весенним вечером. Весь путь должен был занять не больше восьми минут. До отеля он не дошел. Двое вооруженных людей, внезапно вышедших из тени, преградили ему дорогу. Он все понял.
– Нет, не делайте этого! — закричал аль-Кубайши и упал на колени. С колен он уже не поднялся. Одиннадцать пуль в сердце оборвали его крик.
Послужной список этого мерзавца был впечатляющим. В 1956 году аль-Кубайши пытался взорвать иракского короля Фейсала. Затем дважды покушался на жизнь Голды Меир — один раз в США, другой — в Париже, когда она присутствовала на съезде Социалистического интернационала. Эти покушения, к счастью, провалились. Теракты, организованные им позже, оказались все «успешными». Самым кровавым из них стала бойня в аэропорту израильского города Лод 30 мая 1972 года. Тогда погибли 26 человек: 17 христианских паломников из Пуэрто-Рико, гражданин Канады и 8 израильтян, включая выдающегося ученого, профессора Аарона Кацира.
9 апреля 1973 года в ходе спецоперации «Весна молодости» три группы израильского спецназа высадились на бейрутском пляже. Они ликвидировали около 50 террористов, в том числе и троих руководителей «Черного сентября», непосредственно занимавшихся терактом в Мюнхене: Мухаммада Юсефа аль-Наджари (Абу Юсефа), оперативного командира ООП, заместителя Арафата, Камаля Адвана (Адуана) и пресс-секретаря ООП Камаля Насера. Операция «Весна молодости» считается одной из самых блестящих и дерзких спецопераций ХХ века.
11 апреля 1973 года в Афинах убит в своем гостиничном номере Зайяд Мухейси (Мухаси), преемник Хусейна Абд аль-Шира на Кипре. В номере заложили восемь миниатюрных зажигательных бомб, которые при взрыве в закрытом помещении мгновенно сжигали весь кислород. Когда взрыватель по неизвестной причине не сработал, один из агентов МОССАДа взломал дверь и бросил в Мухейси еще одну бомбу.
12 апреля 1973 года на Кипре в результате взрыва убит террорист Муса Абу Заид, а 28 июня 1973 года в Париже взорван глава группировки «Черный сентябрь» Мохаммед Будиа, оперативный командир «Черного сентября».
МОССАДу долго не удавалось его разыскать. Будиа был крайне осторожен. Используя свои актерские навыки, он чуть ли не каждый день переодевался, маскируясь и меняя внешний облик. Тем не менее сотрудникам МОССАДа удалось его выследить. Поздно ночью Будиа, человек ненасытных сексуальных амбиций, отправился к очередной своей любовнице, проживавшей в Латинском квартале, и оставил машину на Рю-де-Фоссе-Сен-Бернар. К полудню следующего дня он вышел из дома любовницы на улицу, внимательно осмотрел свой голубой «Рено», сел в него, включил зажигание и… взлетел на воздух.
30 марта 1978 года был ликвидирован Ваддей Хаддад, один из самых активных и опасных палестинских террористов, поддерживавший тесные контакты с КГБ.
22 января 1979 года в Бейруте был ликвидирован один из руководителей «Черного сентября» Али Хасан Саламе (Абу Хасан), который спланировал теракт на мюнхенской Олимпиаде.
25 июля 1979 года в Каннах был смертельно ранен двумя неизвестными Зухейр Мухсен, глава палестинской террористической организации «Ас-Саика» («Молния»).
В 1988 году в Тунисе была проведена успешная операция по ликвидации лидера военного крыла ООП Абу Джихада.
14 января 1991 года, через 19 лет после мюнхенской акции, был убит своими же соратниками лидер организации «Черный сентябрь» Абу Айяд. Возможно, это убийство было спровоцировано сотрудниками МОССАДа.
7 июня 1992 года в Париж из Берлина прибыл глава внешней службы безопасности ООП Атеф Бсейсо. Поздним вечером он поужинал в отеле «Пульман Парис» и направился к своей машине. Перед ним возникла влюбленная парочка — двое обнявшихся молодых людей. Неожиданно девушка сильно толкнула Бсейсо в плечо. Он удивленно повернулся к ней, и в этот момент мужчина несколько раз выстрелил ему в грудь и шею. Быстро подобрав все отстрелянные гильзы, сотрудники МОССАДа скрылись в автомобиле, в котором их ожидал третий участник покушения. Атеф Бсейсо скончался на месте. Его ликвидация, судя по всему, стала последней операцией возмездия за Мюнхен.
Заметки на полях
«Черный сентябрь» (Aylūl al-aswad) — палестинская террористическая организация, отличавшаяся особой жестокостью и изощренность. Во многих источниках указывается, что она находилась под полным контролем Организации освобождения Палестины (ООП) и лично Арафата. «Черному сентябрю» оказывала поддержку Сирия. Организатором и руководителем этой группировки считается Али Хасан Саламе (1932–1979), один из руководителей службы разведки ООП.
В начале 1972 года «Черный сентябрь» произвел первую антиизраильскую акцию — взрыв на заводе электронного оборудования в Гамбурге (ФРГ), поставлявшего продукцию в Израиль.
12 марта 1972 года на острове Кипр боевиками «Черного сентября» был убит израильский бизнесмен.
5 сентября 1972 года восемь боевиков злодейски убили 11 израильских спортсменов на мюнхенской Олимпиаде. После этого МОССАД начал поиск и ликвидацию организаторов мюнхенского теракта — операцию «Гнев Б-жий».
В период после захвата заложников в Мюнхене «Черный сентябрь» провел еще около 20 террористических актов. Прекращение его деятельности к концу 80-х годов является как следствием изменившейся внешнеполитической обстановки, так и результатом потерь, понесенных в ходе ожесточенного противостояния с израильскими спецслужбами.
Шестеро выживших…
Все же четыре человека, причастных к мюнхенской бойне, выжили. Есть сведения о том, что двое из тех террористов «Черного сентября», которые непосредственно участвовали в захвате израильских спортсменов в Мюнхене и которых позже освободили власти ФРГ, были ликвидированы сотрудниками МОССАДа. Когда и где это произошло, неизвестно. Но выжил, трусливо уйдя на дно и прекратив всякую террористическую деятельность, последний из троих террористов, которого освободили власти ФРГ, — Джамаль аль-Гаши. Долгие годы он жил в одной из африканских стран. Женился, у него родились две дочери. Неизвестно, за какие заслуги пощадил его МОССАД. Возможно, в обмен на жизнь он сообщил израильской разведке какие-то ценные сведения.
Удалось остаться невредимым после нескольких неудачных покушений на его жизнь идеологу и организатору теракта Мохаммаду Дауду Уде (Абу Дауду), одному из основателей «Черного сентября». На протяжении долгих лет ему удивительным образом удавалось скрываться от агентов МОССАДа по всему Ближнему Востоку и Европе.
В январе 1977 года Абу Дауд был арестован в Париже. Израиль потребовал его выдачи, но баварские власти так долго готовили нужные бумаги, что Франция, на которую, в свою очередь, давили арабские страны, была вынуждена выпустить его в Алжир и даже оплатить ему перелет (первым классом!). После этого Абу Дауд перебрался в Восточную Европу, где его покрывало КГБ.
И все же 1 августа 1981 года в Варшаве к нему в кафе подошел молодой человек и всадил в него пять пуль. Палестинцу повезло, ему удалили три пули, и он выжил. С тех пор Абу Дауд непрерывно кочевал между столицами арабских государств, пытаясь скрыться от прошлого. В 1996 году израильское правительство разрешило ему въехать на территорию Палестинской автономии, чтобы принять участие в Ассамблее ООП по внесению изменений в Палестинскую национальную хартию. Дауд поселился в Рамалле, однако три года спустя палестинская администрация выслала его из автономии, вероятно, за то, что он открыто призывал к отказу от террора. Абу Дауд переехал в Сирию, где 3 июля 2010 года умер в дамасской больнице «Андалус» в возрасте 73 лет от острой почечной недостаточности.
Еще двоим причастным к мюнхенской трагедии удалось уйти от возмездия — это Ясир Арафат и Махмуд Аббас. В 2007 году, за три года до смерти, Абу Дауд сообщил корреспонденту израильской газеты «Маарив», что убийство израильских спортсменов запланировано не было. Он признался, что лично планировал операцию в Мюнхене, но не хотел никого убивать.
«Нашей целью был захват нескольких израильских спортсменов с целью обменять их на палестинских заключенных, находящихся в израильских тюрьмах, — сказал Абу Дауд. — Исполнителям операции была дана четкая инструкция: никаких жертв. Огонь было разрешено открывать только в целях самообороны. Увы, попытка силового решения возникшей проблемы привела к гибели спортсменов, о чем я сожалею».
В своей книге под названием «Палестина: из Иерусалима в Мюнхен» Дауд высказал сожаление о том, что палестинцы встали на путь насилия, поскольку теракты вызывали протесты мировой общественности, а отнюдь не симпатию с ее стороны.
Также в своей книге Абу Дауд рассказал кое-что о человеке по имени Махмуд Аббас. Сейчас уже ни для кого не секрет, что Махмуд Аббас (Абу Мазен), «президент» самопровозглашенного государства Палестина (с 5 января 2013 года), выпускник Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, где обучалось немало «звезд терроризма», являлся тщательно выпестованной креатурой Лубянки. Диссертацию на тему «Секретная связь между нацизмом и сионизмом», в которой он фактически отрицал Холокост, Махмуд Аббас писал в Институте востоковедения Академии наук СССР, директором которого был Евгений Примаков, «арабист в штатском», как его называли знающие люди. О том, что Аббас был финансистом кровавой драмы в Мюнхене, говорили уже давно, но окончательно прояснилась эта деталь его биографии после публикации в 1999 году мемуаров его друга Абу Дауда, который рассказал, что мюнхенская операция получила одобрение у Арафата и он напутствовал группу отправившихся на задание террористов словами «Храни вас аллах!».
Позднее, в августе 2002 года, в интервью Дону Эгеру из журнала Sports Illustrated Magazine Абу Дауд повторил свое утверждение, что Махмуд Аббас обеспечивал финансирование смертоносного нападения на израильских спортсменов.
Когда Абу Дауд скончался в Сирии несколько лет назад, Аббас направил его родственникам письмо с соболезнованиями, еще раз показав, что он нисколько не сердится из-за разоблачений, которые ему ничего, кроме популярности в арабском мире, не принесли.
В сущности, история невиданной по размаху операции возмездия, длившейся 20 лет, закончилась в 1992 году, когда к власти в Израиле пришла коалиция левых партий. В норвежской столице Осло они заключили с главой ООП Ясиром Арафатом мирное соглашение. По этому соглашению Арафат с его окружением могли уехать из Туниса, где они все скрывались от возмездия израильских спецслужб, и перебраться на территорию Палестинской автономии. Продолжать операцию «Гнев Б-жий» уже не имело смысла. Сами службы были практически полностью завязаны на поиске террористов в ущерб другим задачам разведки, другим ее направлениям. На плечи израильских спецслужб выпала непомерная нагрузка.
В самом деле, представьте только объем и сложность такой работы — выслеживать чуть ли не по всему миру десятки хорошо подготовленных, умеющих маскироваться, решительных (вплоть до готовности к жертвенной смерти) боевиков. Кроме того, целый ряд сотрудников МОССАДа и ШАБАКа погибли в ходе антитеррористической войны:
– 11 сентября 1972 года в Брюсселе был застрелен оперативник МОССАДа Цадок Офир;
– 13 ноября 1972 года в Париже был застрелен агент израильских спецслужб Хедер Кану;
– 26 января 1973 года в Мадриде был застрелен оперативник МОССАДа Барух Коэн;
– 1 июля 1973 года в Вашингтоне был застрелен полковник Йосеф Алон, помощник военно-воздушного атташе Израиля в США.
Список этот можно продолжить… Но горькое чувство останавливает мою руку. Светлой памяти этих героев мне хотелось бы посвятить этот роман.
Александр Цывин
Спасибо автору за внесения в текст серьезного факта, который мы не устаем повторять, в т.ч., и на страницах ЕМ: так называемой «палестинской национальной администрацией» руководит террорист-недобиток из «черного списка», переживший свой век уже на 43 года. И это — большая недоработка израильских спецслужб и, вообще, руководства после 1992 г.
Но мы не согласны с утверждением автора, что после Осло ликвидация этого бандита потеряла свою актуальность. Сегодня она намного важнее, чем раньше. Сусальные, отшлифованные сказочки из Вики, перенесенные сюда, все равно, приводят в выводу, что террорист Аббас должен быть, как и задумывалось, ликвидирован! Тем более, что найти его стало проще. Можно подловить его где-нибудь, в ООН, в Белом Доме, в Кремле или просто в Рамалле.