В прошлой статье мы описали фрагмент реализации в мире одной из важных, но опасных идей.
Напомним основные тезисы.
Что было одним из стимулов, приведших Германию к одиозной роли мирового злодея? Философское учение Ницше, которое развило идею сверхчеловека как более развитого, чем остальные люди.
Германия на своем пути развития культуры и технологий была достойной считать себя более развитым субъектом мирового процесса. Но эту идею (искру) взяли в плен наиболее злодейские силы во главе с Гитлером. В результате идею, что кто-то лучше, «изнасиловали», превратив в идею, что эти лучшие могут грабить и убивать других (не столь «лучших», или, как они говорили, «недочеловеков») ради своих интересов. Это привело к ужасной катастрофе и к войне, и человечеству понадобились огромные усилия и жертвы, чтобы задавить этого зверя.
Ну а теперь давайте освободим эту искру от ужасных теневых сил.
Заметим, что идея лучшего народа, которую развил Ницше, во многом напоминает идею избранного народа, которую развивает еврейство. Но только воплощения этой идеи у евреев и у гитлеровского режима были очень разными.
Эта двойственная картина проливает свет на ненависть нацистов к евреям. Сознательно или подспудно нацисты видели в евреях конкурентов своим амбициям. И применяя нечеловеческие издевательства, они стремились избавиться от конкурентов на роль мирового лидера.
Копнем в глубь этого противостояния. Согласно Торе, Б-г выбрал евреев, чтобы мы как народ смогли поднять мир из сумеречного состояния незрелости к подъему и прогрессу. При этом имеет смысл говорить и о технологическом прогрессе, и о культурном, и о духовном. Все эти три составляющие важны и должны укреплять друг друга.
Но евреи проходили через разные этапы. И самое сложное было переключаться на новые подходы, когда Всевышний перестраивал условия для человечества.
В начале своей истории евреев поместили в пустыню, где они после Дарования Торы сорок лет жили в отрыве от других народов.
Потом евреев поместили в Израиль, где жили их антиподы, ханаанские язычники и развратники. И работой евреев было не менять соседей, но изгонять их. Евреи выполняли этот план с переменным успехом, кого-то выгнав, а у кого-то научившись не лучшим нравам.
Далее Всевышний сменил программу. Первый Храм был разрушен (знак смены эпох), а евреи переселены в центр цивилизации — в Вавилон. Потом была эпоха глобальных империй: Вавилона, Персии, Греции, Рима, и евреи распространились по просторам этих империй. Мы до конца не знаем всю их деятельность в этих империях, так как до нас дошли только обрывки информации.
В Персидскую эпоху евреи вернулись в Израиль и построили Второй Храм. Возникла двойная еврейская схема с центром в Израиле и диаспорой, которые плотно взаимодействовали. Потом израильский центр был разрушен римлянами, а евреи еще больше рассеялись по миру.
Технология и культура в те эпохи были в меру активны. Евреи косвенно оказались прародителями христианства, и частично помимо их воли произошло еврейское духовное влияние на мир. С огромными «побочными эффектами», но человечество перешло с языческих рельсов на монотеизм. А евреи постепенно попали в систему гетто, в черту оседлости. Наш народ очень ограничивали, и евреи замкнулись внутри общин, потеряв драйв изменения мира. И даже стали думать, что еврейство — это внутреннее дело самих евреев.
После Французской революции началась эмансипация, и часть евреев активно стала включаться в процессы развития культуры, науки и технологии стран, где они проживали. Но эти евреи оторвались от Торы и свой вклад стали делать как частные лица.
Особенно это было заметно в Германии, где еврейские деятели внесли огромный вклад в культуру. Но осознанно свою роль как локомотив истории евреи в себе не воссоздали. Религиозные евреи замкнулись в своем пространстве. Светские творческие евреи «разгулялись», изменяя мир, но вне осознания связи с народом.
В итоге немецкая нация попыталась взять на себя роль лидера, но не в продуктивном ключе, а в самом деструктивном из возможных. И в рамках попытки стать гегемоном немцы начали уничтожать «недосознательных» евреев.
Наша еврейская задача — объединить духовный еврейский потенциал с творческим и культурным и найти правильные способы реализации еврейской избранности в мире с учетом новых условий.