После опубликования в прошлом номере «Еврейского Мира» статьи «О безвозвратно потерянном…», на меня обрушился шквал звонков. Я предполагал, что тема воспитания и обучения детей окажется достаточно актуальной, но уровень реакции на нее превзошел все ожидания. Мои многочисленные знакомые звонили, высказывались и спасибо, что еще цензурно… Мне цитировали Макаренко, Ушинского, Песталоцци и прочих классиков педагогики. Мнения по сути написанного разделились полярно. Практически половина высказавшихся поддерживала мою точку зрения, другая половина с пеной у рта отстаивала позицию моего оппонента – Майи Нападулиной.
Но была и еще одна категория – люди, считающие, что Америка и ее президент делают достаточно много для решения проблемы полноценного воспитания и образования детей и подростков. Что грядущая реформа образования, о которой постоянно твердит Д. Буш, в корне все изменит к лучшему. А потому нет смысла призывать родителей к самостоятельной работе с детьми.
Тем более, что родители заняты…
Тем более, что большинство родителей «не профессионалы» в воспитании, что школе виднее, как правильно воспитывать и учить.
Тем более, что «… интенсивная и целенаправленная деятельность родителей ведет к большим доходам семьи, отсюда – к большим налоговым отчислениям, отсюда – к большему бюджету США, отсюда – к большему выделению средств на школы и на учебно-воспитательный процесс».
(Прошу простить за некоторую корявость изложения. Я просто максимально близко к тексту передаю основные доводы, которые мне пришлось услышать в течение 4 дней после выхода статьи…)
Газетный материал – не живая беседа, при которой смотришь в глаза собеседнику, когда эмоциональная окраска доводов и ссылки на общих знакомых действуют сильнее официальных статистических данных. К тому же, достаточно ограниченный объем газетной статьи при безграничности самой темы заставляет «наступать на горло собственной песне».
Тем не менее, попробую ответить всем своим оппонентам и, что не менее важно, развеять миф о «приоритетности задач образования и воспитания в американском обществе». Начну с цитирования выступлений тех, чье мнение об американской школе намного авторитетней моего.
Итак:
Джордж Патаки, губернатор штата Нью-Йорк:
«Каждый ребенок заслуживает права иметь доступ не только к качественному здравоохранению, но и к качественному образованию, которое открывает ему дорогу к продуктивному, счастливому будущему».
Адель Коэн, депутат Ассамблеи штата Нью-Йорк:
«Меня очень волнует проблема финансирования наших школ. Тысячи нью-йоркских школьников лишены возможности получить приличное образование, потому что они посещают переполненные школы, где нет адекватного оборудования и опытных, профессиональных учителей».
Норм Фрактер, директор Института образования и социальной политики при Нью-Йоркском университете:
«Главная проблема американской системы государственных школ – неспособность дать эффективное образование бедным учащимся, представителям меньшинств, которые учатся в неблагополучных школьных округах больших городов. Главная причина этого провала заключается в том, что отстающие школы и школьные районы получают, как правило, наименее образованных и подготовленных учителей».
Борис Кандов, президент конгресса бухарских евреев США:
«… важная проблема – низкий уровень образования. У детей порой нет не только глубоких, но и элементарных познаний в географии, истории, биологии. Это результат и плохой подготовки учителей, и несовершенной методики преподавания.
В первую очередь, надо повысить уровень профессиональной подготовки учителей».
Ирина Коршикова, журналист, специалист по детской литературе:
«… Я не хочу сказать, что в Америке вообще не изучают классику или мировую историю, но почему-то их преподают только ученикам так называемого высшего уровня (на программах для одаренных детей). А для среднего, «массового» ученика они остаются недоступными. Здесь искусственно насаждается пренебрежение к мировой культуре, представление о том, что американцы могут без нее обойтись».
София Ямпольская, журналист:
«Я преподавала в частной нью-йоркской школе, моя дочь училась в нью-йоркской государственной школе, а внучка учится в государственной школе в Нью-Джерси. Так что у меня есть некоторый опыт в этой области.
Самая большая проблема, на мой взгляд, – проблема безопасности. Каждый раз, отправляя детей в школу, родители переживают, боятся, что с ними что-то произойдет. Даже на вид школы похожи на тюрьмы, и, несмотря на присутствие охранников, там не обходится без насилия, торговли наркотиками и т. д. Кроме того, дети получают много отрицательной информации…
Я бы предложила выделить как можно больше средств на образование. Построить новые школы, чтобы не было переполненных классов; больше платить учителям, чтобы их работа считалась престижной. Ведь то, что человек теряет в детстве, невосполнимо».
Галина Тульчинская, руководитель послешкольной программы Ecology of Thoughts («Экология мысли»):
«Уровень требований в Америке зависит от класса, школы, учителя. Учитель не отвечает за уровень обученности ребенка. Выучил – хорошо, не выучил – не беда. Нет методик отработки материала, методик, позволяющих сделать урок занимательным, увлекательным. Все взваливается на плечи детей и их родителей».
Приношу свои глубочайшие извинения за обилие цитат. Я бы мог привести еще сотни подобных высказываний. И, практически, ни одного положительного мнения об американской школе. Рассчитывать на то, что вашего ребенка в такой школе обучат и, тем более, воспитают – бессмысленно и в какой-то мере преступно по отношению к собственным детям. Следовательно, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Без самой активной помощи и поддержки семьи, т. е. вашей собственной помощи и поддержки, ребенку не обойтись! Если, разумеется, вас заботит судьба и будущее своего чада.
Ладно… В конце-концов, каждая семья сама решает, как воспитывать и где обучать своего ребенка.
А я хочу задать несколько вопросов политикам, общественным деятелям и тем, кто решает за нас и не спрашивая нас, куда, кому, за что и сколько раздавать наших денег, которые мы отдаем государству в виде налогов.
Америка списывает, прощает долги, оказывает экономическую, финансовую, гуманитарную и пр. виды помощи такому количеству государств, партий, организаций, что одно их перечисление заняло бы все полосы нашей газеты.
Суммарно все эти виды помощи достигли астрономических цифр – десятков миллиардов долларов. Допустим, что таким образом Америка пытается купить лояльность этих стран. Хотя результат явно не соответствует затратам… Америку не любят. Ни в Афганистане, ни в Ираке, ни в России, ни в бывших «братских республиках» бывшего СССР. Пользоваться деньгами Америки – да!
Пользоваться товарами Америки – да!
Пользоваться льготами, которые она предоставляет – да!
Обличать как зажравшихся капиталистов, как агрессоров, как международных жандармов – с удовольствием!
Любить – НЕТ!
Можно долго рассуждать, почему так происходит и зачем Америке добиваться «любви и признания» у чужих и враждебных, когда здесь и сейчас нуждаются в помощи государства те люди, которые и есть будущее Америки!
Будущее любой страны мира – ее дети! Ни танки, ни ракеты, ни даже «международное признание», а именно дети! Ее дошколята, ее школьники, ее студенты.
Объясните мне, господа сенаторы, конгрессмены, религиозные деятели, почему Америка прощает, списывает долги другим странам, но не хочет профинансировать списание хотя бы части займов своим студентам?!
Почему бы самой богатой стране мира не взять на себя часть оплаты родителей за детские сады и школы?!
Почему бы не профинансировать часть стоимости детских книжек, учебников, билетов в музеи, зоопарки, аквариумы, театры?!
Вы знаете, сколько стоит пойти семье (двое детей и папа с мамой…) в цирк? Вы знаете, сколько стоят детские книжки, мультики, сменные картриджи для игр?
Знаете, что детская одежда и обувь стоят не намного дешевле взрослой? Что огромное число среднеобеспеченных американских семей, не только не могут позволить себе иметь второго ребенка, но и полноценно обеспечить всестороннее воспитание одного? Конечно, все вы прекрасно знаете.
Кто спросил меня, рядового налогоплательщика, кто спросил вас, кто спросил всех нас, хотим ли мы платить за «демократизацию» Ирака, Афганистана, Туркмении, Узбекистана и пр., отказывая в лишней книжке своим детям?
Почему по словам уважаемых специалистов (см. выше), у Америки не хватает средств на достойное финансирование образования, на достойную оплату учителей и воспитателей, но всегда есть средства для «демократизации» тех государств, которым эта демократия нужна, как прыщ на одном деликатном месте?
Вот так бывает всегда – поднимаешь одну, казалось бы, конкретную тему (в данном случае воспитание в семье и в школе…), а когда начинаешь анализировать и докапываться до того, «откуда ноги растут», то опять упираешься в политику. Это как если перефразировать один известный слоган: «Вам нет дела до политики? Политике есть дело до вас!»
А в политике, увы, на первом месте на сегодняшний день стоит «демократизация» наших недоброжелателей и «обеспечение нашей безопасности» путем прослушивания наших личных телефонов и изымания маникюрных ножниц в аэропортах!
И до тех пор, пока Америка не поймет, что ее будущее, ее завтрашний день – это, прежде всего, ее дети, нам, родителям, бабушкам и дедушкам придется самим и воспитывать, и обучать. И – это правильно и хорошо! По крайней мере, для детей…

