
«Голод и погромы,
Гетто вместо дома,
Смерть родных и близких
На твоих глазах…
Дети Холокоста,
Маленького роста
Вынесли на слабых,
Худеньких плечах».
Евгений Скороход
27 апреля в большом зале Нью-Йоркского Сити-Холла отмечался День Памяти Катастрофы – Йом Хашоа. Организаторы торжества – члены Горсовета пригласили на встречу людей, переживших Холокост, и участников войны. Среди приглашенных была большая группа представителей русскоязычной общины.
Традиционно встреча началась с исполнения гимнов США и Израиля. «Хатикву» пел большой хор девушек и юношей из иешивы Салантер Акива (Ривердейл, Бронкс). Позже они исполнили еще несколько песен на тему Холокоста.
«Мы пришли сюда на митинг памяти о шести миллионах погибших евреев, – сказал член Горсовета Алан Герсон. – Память о них – предостережение будущим поколениям. Пока жива эта память, и у нас есть воля к борьбе за наших детей, за наше будущее, Катастрофа не повторится». «Never again!»
Об ответственности перед человечеством говорил ведущий митинга кансилмен Оливер Коппел, спикер Горсовета Кристина Куинн, раввин синагоги Young Israel of Flatbush (Бруклин) Кеннет Аиман и др.
Я ПЛАКАЛА ОТ БОЛИ, А ОНИ СМЕЯЛИСЬ
Самым эмоциональным было выступление Клары Фельдман, из центра Визенталя, приглашенной вместе с дочерью. Клара приехала в Америку, когда ей было 14 лет. А до этого она испытала на себе и своей семье ужасы, которые несет людям фашизм.
«Холокост начался не в 1940, а в 1933 году, когда к власти пришел Гитлер, – говорит Клара. – Я училась в начальной школе, и, как сейчас помню, высокого немца с большой головой, который пришел к нам в класс. «Кто здесь еврейская свинья – (юден швайн)»? – спросил он. Я встала. Он обратился ко всем детям и сказал: «Теперь вы посмотрите, сколько боли может выдержать эта еврейская свинья». Он велел мне вытянуть руку и начал колоть ее чем-то острым. Было очень больно, я кричала и плакала. Я не помню, сколько это продолжалось, но самое страшное было в том, что, когда немец издевался надо мной, дети – мои одноклассники – весело смеялись. Считаю, что причина Холокоста – не только ненависть и жестокость одних людей, но и равнодушие, и бесчувственность к чужой боли».
Судьба Клары в фашистской Европе складывалась драматично. Маленького братика немцы убили, родителей отправили в концлагерь, где они погибли. Десятилетняя девочка осталась одна. Она скиталась, нелегально перешла границу Швейцарии, потом искала пристанища в Италии, попала в тюрьму. Как-то в камере женщина начала рожать и умоляла: «Глоток воды!» Никто, кроме маленькой Клары, не говорил по-немецки. Она подошла к двери, стала стучать и просить воды. И тогда немец схватил ее и начал бить головой о стенку…
В Италии, когда девочка была на свободе, ее приютила одна итальянка. Кларе она казалась доброй женщиной. Но однажды итальянка сказала: «Я ненавижу немцев за то, что они оккупировали Италию. Но есть одно хорошее, что они делают: они уничтожают евреев. Это очень правильно».
«Мы, пережившие Холокост, понимаем, что нельзя молчать, когда уничтожают невинных людей, даже если это происходит вдали от твоего дома», – закончила свой рассказ Клара.
Памятный вечер закончился церемонией зажигания свечей. А затем кантор Сол Цим из еврейского центра в Квинсе (где он работает уже 40 лет) своим сильным красивым голосом пел еврейские песни, в том числе Гимн еврейских партизан на музыку Д. Покрасса, слова Гирша Глика, где есть такие строки:
«Солнца луч озолотит сегодня день,
Уничтожим мы врага и вражью тень,
Если мы не отомстим за нашу боль,
Полетит к потомкам песня, как пароль».
Фото авторов





