– Праздничный шалом Вам, рав Яков, с Новым годом, с новым счастьем! Скажите, что у Вас на вершине ёлочки — ангел, крестик или магендовид?
– Реб Арье, у меня, к несчастью, ёлки нету…
– Как, не успели купить? Но американцы после 25 декабря уже начинают выкидывать, а русские подбирают. Сходите на соседнюю помойку…
– Реб Арье, мне пальма нравится больше… Из неё можно, например, сделать лулав.
– Я слышал, в южных странах таки да, христиане порой заменяют ёлочку пальмочкой.
– Там, наверное, где ёлки не растут. Вообще, если уже заговорить насчёт христианства и о том, как они олицетворяют Иисуса… Если бы мы посетили церковь, скажем, в России, мы увидели бы, что на иконах изображён красивый интеллигентный молодой человек «славянской внешности» (как там сейчас говорят). Если бы мы удостоились заглянуть в костёл в Италии — там на стенах есть изображения молодого одухотворённого итальянца. В Германии — когда там ещё была в силе католическая церковь — изображали истинного арийца. В Эфиопии это весьма смуглый товарищ и т. д. На самом деле он выглядел, вероятно, как выглядели евреи в Израиле в то время. По Евангелиям он вроде бы еврей был? Но на самом деле люди поклоняются себе, своему отражению… Поэтому южная пальма тоже могла превратиться в ёлочку. Кудрявую такую, зелёную северную красавицу.
– А чему поклоняются наши выходцы из Великого и Могучего, когда празднуют с ёлкой — в 1936 году Партией, конкретно товарищами Постышевым и Сталиным, перенесённой с Рождества (в качестве символа Большого Террора) — Новый год?
– Наверное, той красной звёздочке, которая была в Союзе на вершине ёлки? Знаете, есть такое высказывание Оливера Кромвеля: «Если у людей забрать Б-га, на Его место приходит тирания». Как говорили у нас на Руси, «свято место пусто не бывает».
– Вы хотите сказать, рав, что здесь несколько шагов сделано: сперва Б-га представили человеком, потом — похожим на себя человеком, а следом — вообще пустое веселье по указанию Партии?
– Правильно, реб Арье, только прибавьте ещё один шаг — «а потом веселье даже без указания Партии». На самом деле русскоговорящие эмигранты справляют Новый год потому, что это был один из немногих праздников, которые они проводили дома, в семье, без явного коммунистического содержания… Это не Первомай, не 8 Марта…
– Ну-ну-ну, ребе, не отнимайте святого! Давно никто не помнит, что 1 Мая — это день хулиганства: «Бостонского чаепития», а 8 Марта установлено как День трудящейся женщины Кларой Цеткин, единственной нееврейкой в руководстве немецких социалистов. Мы дарили мамам и жёнам цветы и поздравляли их — и плевать было на коммунизм. Тем более, когда я сейчас объясняю ученикам, что такое «перегруженная фигура» на доске, всегда говорю: «Ну как твоя мама», — и все сразу понимают. Так что женщина — она всегда трудящаяся. Особенно еврейская.
– То, что русскоговорящие евреи празднуют Новый год, — это просто от приятных воспоминаний, ностальгии по своему прошлому, по своей молодости… В общем, это просто повод собраться вместе и пожелать друг другу что-то хорошее, приятное.
– Знаете, рав Яков, я уже испорченный еврейством человек, как ёлочка, нос алкаша и «религиозник», что «зимой и летом одним цветом». Мне для тусовки смысл подавай, перспективы, цели и задачи… Этакое 9 Мая и 7 Ноября в каждом шаббате.
– Таки да, реб Арье. В Израиле «русская» радиостанция РЕКА поздравляет граждан «с гражданским Новым годом» — видимо, имея в виду, что Рош Хашана, еврейский Новый год — он военный. Я читал про ребе из Апта, маленького городка в Польше (Апатув), что он всегда молился в «гражданский Новый год» о том, чтобы год был удачным для евреев. Все удивлялись, пока один из учеников ребе не разъяснил: «Рош Хашана — это День суда, тогда происходят величайшие духовные события, евреи трепещут и стараются быть на уровне. Но приходит к Создателю Микатрег (Обвинитель — так его называет Книга Зоар) и говорит: «Смотри, Ты дал евреям такой великий день — а разве они действительно правильно его проводят, по-настоящему поднимаются духовно и остаются на новой ступени?» И Творцу нечего ему возразить. И Обвинитель стоит перед Престолом Славы до самого «гражданского Нового года».
Но тогда наконец Творец может ответить ему: «Видишь, как другие люди проводят свой праздник, не вкладывая в него никакого духовного смысла вообще». И Микатрегу приходится уйти — поэтому сейчас самое лучшее время для молитвы!»
– Понял, умолкаю. Рав, у нас осталась незавершённой тема — о терроре и современной жизни вообще. Вы не хотите от полушуточного перейти к печальному?
– Вы говорите о необъятном — что конкретно Вы хотели бы обсудить?
– Эпоху. Особенности нашего времени — «эквита демашихта», «времени перед приходом Машиаха», как оно называется в нашей классике.
– Есть книга «Ялкут Шимони», ей больше 800 лет. В ней собраны многочисленные агады — как времён Талмуда, так и более поздние, от гаоним и ришоним. «Ялкут Шимони» обсуждает разные возможные сценарии того, как будут развиваться события перед приходом Машиаха. В частности, приведён мидраш о том, что «в год, когда придёт Машиах, народы мира будут ссориться и враждовать друг с другом. И царь Персии станет провоцировать царя арабов, и арабский правитель заключит договор с Арам».
– Кто такой Арам в этом мидраше?
– Арам — это Сирия или Ирак — есть Арам Цова (со столицей в Алеппо) и Арам Наараим (Междуречье). Дальше, согласно мидрашу, царь Персии поднимется и разрушит весь мир. И все народы и страны мира разбегутся от него, и упадут перед ним, и будут в великом страхе. И дрожать они будут, как сотрясается беременная женщина во время родов. И евреи тоже будут сотрясаться и разбегаться, крича: «Куда уйти, где скрыться?» И тогда Всевышний им скажет: «Сыновья Мои, чего вы боитесь?! Всё, что происходит, происходит для вас, пришло время вашего Спасения!»
Все СМИ, включая христианские и еврейские, толкуют этот мидраш так, что царь Персии — это, конечно, Иран, царь арабов — Саудовская Аравия, Арам — это ИГИЛ. Конечно, «разрушить весь мир» — это применение атомных бомб, другого оружия массового поражения.
– Саудиты сейчас сердито ссорятся с ИГИЛом. И где в этой раскладке Запад — Америка, Европа? Где Китай, Россия?
– Не знаю, реб Арье, у Вас хорошие вопросы. Тем более это не единственный мидраш и не единственный возможный сценарий — согласно «Ялкут Шимони». Надо быть с интерпретациями мидрашей и предсказаний очень осторожными, мы говорили с Вами об этом в предыдущей беседе. Менаше бен Исраэль, португальский раввин — это тот еврей, который уговорил Кромвеля вернуть в Англию изгнанных королём Эдвардом своих соплеменников, — был большим мудрецом и также знаменитым философом в секулярных науках. Он цитировал мнения некоторых средневековых еврейских мудрецов, которые очень хорошо согласовывались с текстами христианских авторов («миллинариум» или «хилиазм» — так это у христиан называлось) — что 1666 год будет годом прихода Машиаха. Многие считают, что атмосфера апокалиптизма в мире, в том числе в мире еврейском — она подготовила почву для тяжёлых потрясений, которые связаны с именем лжемессии Шабтая Цви.
– Ещё бы! Даже Земля Израиля называется Эрец Цви — Земля Оленя — как тут не поверить, что гражданин с оной фамилией — истинный царь? Особенно если он выдающийся каббалист и чудотворец. Нынче любая Белая Мать или Чёрный Отец собирают толпы посмотреть на конец света — только так. Чем дешевле «мистика», тем охотнее на неё клюют.
– Не забудьте про календарь майя… Знаете, нам вообще надо быть более аккуратными с «переводами на современный язык» — особенно когда сильно хочется. Придёт Машиах сегодня, через год или через 100 лет — в любом случае мы должны ждать его и приготавливаться к его приходу. Это — одна из основ иудаизма, один из 13 «икарей эмуна» (основ веры), по Рамбаму.
– Вы предлагаете каждому, подобно Хафец-Хаиму, периодически надевать белую рубашку и садиться с книгой у окна, чтобы не прозевать его приход? Или больше сидеть в Интернете?
– Хафец-Хаим не только надевал рубашку, но и не покупал мебель и имел постоянно собранный чемоданчик, чтобы не терять ни минуты и сразу, когда Машиах придёт и откроется, отправиться в Иерусалим. Но это — особый уровень, ведь Тора не допускает фальши, надо действительно верить и понимать, что «хотя он задерживается — каждую минуту жди его». Для этого надо быть Хафец-Хаимом. Имитации на Небесах не принимаются, равно как и фанатическое сумасшествие — там хорошие приборы для отличения поддельной валюты от настоящей. А что касается Интернета — в нём не очень любят передавать хорошие новости и, скорее всего, прибавят частичку «не» к информации о его приходе.
– А как же совет Талмуда: если тебе скажут, что Машиах пришёл, сперва закончи вскапывать поле и только потом беги его встречать? В смысле, наверное: не бросай свои дела и обязанности, то, что Создателем на тебя возложено, пока не стало очевидно, что реальность переменилась?
– Я бы не хотел интерпретировать дела великого Хафец-Хаима — для этого нужно быть хотя бы близко к его уровню или очень хорошо знать его лично. Возможно, он понимал, что главная его обязанность — как можно скорее прибыть тогда в Иерусалим.
– Вот этого я не понимаю, ребе — сейчас практически все кому не лень высказываются по любому поводу. Сегодня у меня была беседа с раввином, очень знающим человеком, на тему посещения евреями Храмовой горы. Он привёл несколько источников и причин того, почему ведущие мудрецы поколения против этого — чисто галахические, политики мы вообще не касались. Рассказал — я этого не знал, — что есть немало людей, которые не ходят к Стене Плача, поскольку не разрешён до конца спор мудрецов прежних поколений: где конкретно находился жертвенник, чего именно эта стена и т. д. Естественно, Тора требует, чтобы мы действовали по решению крупнейших знатоков Закона. При этом есть раввины, не самого первого ряда, но в том числе и весьма знающие, которые подъём на гору разрешают. А уж журналисты и «комментаторы» — те шмаляют с предельной уверенностью, хлёсткие ярлыки на несогласных налепляют, в лучшем случае — «трусы»…
– Вы позволите мне, реб Арье, не касаться темы Храмовой горы и территории Храма? Там всё настолько непросто, что я бы лучше оставил высказываться на эту тему наиболее авторитетным раввинам. А они не очень спешат говорить об этом публично — и я, возможно, догадываюсь почему. Едва ли Вашим читателям будут интересны тонкости законов ритуальной чистоты…
– …Самых сложных во всей Торе? Ну и что? Люди и про политику, и про экономику рассуждают, не будучи докторами экономических наук и политологами, а уж про какое-то там Откровение, смысл Святого Писания, про замыслы Создателя — да кто же их не знает?! Привёл какой-нибудь пасук в переводе с опечаткой — и дуди в свою дуду. Главное — чтобы никаких разночтений!
– Я понимаю Ваш сарказм, реб Арье, мне тоже больше нравится, когда люди обращаются со словами бережно и внимательно. Но Вы же сами признались, что Вас «испортили евреи». А в СМИ собрались в основном неиспорченные люди. Чтобы научиться избегать категоричности и опасаться сказать что-то неверное, нужно было бы им посидеть несколько лет в иешиве, занимаясь по недельке анализом какой-нибудь буквы «hей» или словечка «бо», которые в тексте пасука особого грамматического значения не имеют. А мудрецы спорят о них 2 тысячи лет, из всех стран и поколений, то уходя в мировоззренческие обобщения, то сужаясь до технической детали. А от неё — опять к обобщениям. И опять… И к историческим выводам, в том числе про нашу эпоху. Надо поошибаться в своих выводах, заметить, что часто не хватает знаний, объёма сознания, точности мышления и анализа… Вы ведь тоже, наверное, не сразу стали гроссмейстером?
– Вы знаете, рав Яков, я когда-то себе сформулировал главный принцип шахмат: «Ходи!» Рассуждай, анализируй, планируй, комбинируй — но проверь всё это на деле. С помощью партнёра, склонного тебе максимально «помочь» и показать твою ошибку наиболее болезненным образом. Попадёшься пару раз на трюк или обнаружишь, что план ничего хорошего не принёс — и начинаешь к выводам относиться более осторожно.
– Не могу с Вами не согласиться, реб Арье — хотя, если разрешите, не на шахматном материале, в котором я явно не гроссмейстер. Например, тема, которую мы затронули, о времени перед приходом и о самом приходе Машиаха — одна из самых запутанных во всей Торе. Думаю, нет другой такой области, где можно найти столько противоречащих друг другу мидрашей. Например, есть такой даже: «Сначала придёт арабский Машиах, и лишь затем — еврейский».
– Какая жалость, что не знал, беседуя со своим учеником-шейхом! Он мне описывал суннитскую версию «конца света»… Гуд найт, диар Орвелл энд Уэллс! А оказывается, за этим что-то может стоять.
– Магараль из Праги пишет, что понимать мидраши буквально, «в лоб» нельзя. Мидраши содержат гигантскую информацию — о сотворении и движении мира, о его завершении и преобразовании; о наших временах, в частности. Мудрецы умышленно придали им форму сказочек, чтобы скрыть эту информацию от непосвящённых и недобросовестных людей, которые могут использовать знания во зло. Представьте, вы положили для свободного доступа буклетики, где описано создание атомного или бактериологического оружия, а также способы остановки Солнца и изменения курса Земли… Магараль говорит, что «каждый, кто буквально трактует мидраши, мегале паним бетора (умышленно искажает Тору).
– М-да. По Талмуду, такой человек хуже еретика и идолопоклонника…
– Именно.
– Так для чего нам ждать «на чемоданах», строить концепции скорого Освобождения, когда всё так таинственно и, может быть, даже неопределённо? О том, что сейчас «эквита демашихта», я читал у великих мудрецов, в частности у рава Эльханана Вассермана, и слышал от многих серьёзных знатоков Торы. Не про газетки ведь речь.
– Мы, несомненно, знаем, что Машиах придёт и закончится время «алма дешикра», «мира обмана», в котором мы живём и где зло часто успешнее добра, высшая справедливость замаскирована и ценности людей всего чаще материальны, поверхностны и «всё для рта своего». В нашей недельной главе есть этому точное свидетельство.
– А мне казалось, скорее, наоборот. Ведь Раши пишет, что, когда праотец Яков захотел открыть своим потомкам «время конца», святой дух покинул его.
– Реб Арье, мы с Вами говорим об одном и том же. Яков Авину благословил каждого из своих детей и даже непосредственно двух внуков, сыновей Йосефа. Все эти благословения пророческие, они содержат знание обо всей истории и о её завершении. Яков однозначно рассказал своим детям, что конец «алма дешикра» наступит и жизнь станет совсем иной. В частности, евреи соберутся на своей Земле, и исчезнет их зависимость от других народов. Но вот открыть детали этого времени ему не было позволено. И оттого заповедь «ждать Машиаха каждый день» — самая практическая, мы не должны слишком укореняться в этом «мире сокрытия», есть для человека куда более возвышенное предназначение. Но — Вы правильно упоминали про «вспахивание поля» — есть и другие заповеди в Торе, мы должны достойно жить здесь и сейчас и выполнять свои обязанности в «мире сокрытия» — иначе зачем нас в него Творец поместил?