Слово «мир» имеет два значения: первое — когда нет войны, второе значение — община, общество, общность, весь мир. Современники Льва Толстого, читая роман «Война и мiр», понимали, что речь там идет о восприятии войны обществом. Последующие поколения это понимание утратили из-за того, что в 1918 году из русского алфавита ради упрощения изъяли букву «i». По миру пошло неверно переведенное название War and Peace, тогда как автор имел в виду War and Society.
Leo Tolstoy популярен в Америке, его читают и изучают в университетах, в чикагском музее Маккормика, легендарного редактора и издателя Chicago Tribune, я увидел War and Peace в книжном шкафу, но ошибка в переводе названия, а название — это первый посыл автора к читателю, заставляет усомниться в том, насколько правильно понимают американцы Толстого. Впрочем, и в России его не понимают, так что оставляю это вступление и перехожу к теме дебатов о путях к миру, развернувшихся в современном нам мире под старым лозунгом «Миру — мир!».
Идет война. В Украине и в Сирии, в Ираке, в Израиле. Как восстановить мир? Можно по-хорошему, можно по-плохому. Петр Порошенко, президент Украины, хотел договориться по-хорошему: объявил одностороннее прекращение огня, предложил перемирие на неделю, чтобы остановиться и разойтись, открыл коридор в Россию для тех, кто хочет туда, пообещал амнистию нечаянным участникам конфликта, затем улаживание дел в переговорном процессе. Неделю украинская армия, стараясь соблюдать перемирие, несла потери, продление перемирия не помогло. Ибо сепаратисты самопровозглашенных республик с засланными из России главарями и нахлынувшими оттуда же «добровольцами» призыва к миру не восприняли. То есть по-хорошему «зарыть топор войны и раскурить трубку мира» с бандитами не получилось, и что оставалось делать украинской власти? «Мы будем наступать и освобождать нашу землю, — заявил Порошенко. — Это наш ответ террористам, боевикам, мародерам». И военные действия возобновились.
Президент России Владимир Путин отреагировал немедленно: «Президент Порошенко принял решение возобновить боевые действия. И мы не смогли — я имею в виду и себя, и своих коллег из Европы — не смогли его убедить в том, что дорога к надежному, прочному, долгосрочному миру не может лежать через войну».
В этом заявлении вижу два аспекта. Во-первых, не соглашусь, что дорога к миру не может лежать через войну. Когда прочитал эти слова, в памяти всплыло противоположное мнение: «…И каждый знал — дорога к ней ведет через войну». Это из песни военных лет. Сочинил ее Матвей Блантер на слова Михаила Исаковского, и была она у всех на слуху, и никто не сомневался в том, что дорога к миру лежит именно через войну.
Во-вторых, Путин впервые сослался на своих коллег из Европы. Кто эти «свои»? Это министры иностранных дел Германии и Франции, которые странным образом без участия США повели сепаратные переговоры с Лавровым, притянув к ним для блезира главу украинского МИДа Павла Климкина. Беспокоит не то, что Джон Керри отставлен ими в сторону (вряд ли его присутствие принесло бы пользу), у меня с некоторых пор вызывает подозрение Франк-Вальтер Штайнмайер, соратник бывшего германского канцлера Герхарда Шрёдера, давно продавшегося с потрохами российскому «Газпрому». Это по его инициативе прошли переговоры в Берлине, и он теперь принялся убеждать Европу отказаться от санкций против российского руководства. Боюсь, что, исходя из меркантильных интересов и под воздействием уговоров с российской стороны, отношение многих европейских чиновников и бизнесменов к восставшим против Киева боевикам может трансформироваться от неприятия к сочувствию, как менялось оно, например, к палестинским джихадистам.
Подпевал у Путина на Западе немало, и это дает ему возможность снисходительно, а то и издевательски относиться к предупреждениям и предостережениям, идущим как от ЕС, так и от США. «Отсутствие действий со стороны Запада после столь откровенной риторики, — реагирует The Washington Post на разглагольствования российского президента, — станет малодушной капитуляцией, которая лишь спровоцирует дальнейшую эскалацию российской агрессии».
Ну ладно, если для кого-то путь к миру «не может лежать через войну», тогда назовем войну «принуждением к миру», как придумали в России, оправдывая войну против Грузии. Надеюсь, Украине удастся принудить к миру «террористов, боевиков, мародеров» или изгнать их туда, откуда пришли.
А куда изгнать из Ирака суннитских исламистов и есть ли путь достижения там мира — пусть не «надежного, прочного, долговечного», который Путин якобы желает Украине (вероятно, показывая кому-то при этом скрещенные пальцы), а хотя бы эфемерного и временного? Ответа не нахожу.
Попытки Джона Керри убедить премьер-министра Ирака Нури аль-Малики (шиита) создать инклюзивное правительство (то есть включающее в себя все религиозные и этнические группы) — пустая затея. Керри — без понятия. Вроде кота Леопольда из мультика: «Ребята, давайте жить дружно». Первая сессия недавно избранного нового парламента Ирака оказалась не в состоянии избрать премьер-министра (то ли аль-Малики на третий срок, то ли кого-то нового). Депутаты — сунниты и курды покинули заседание. Инклюзивное правительство вряд ли удастся создать, сунниты и шииты никогда не договорятся, они веками воюют, и замирение там возможно только тогда, когда одни силой подавят других. Как Саддам Хусейн в недавнем прошлом.
Что касается курдов, то им арабские распри чужды, и самое время теперь им отделиться и провозгласить независимость Курдистана. К этому призывает известный курдский лидер Масуд Барзани. Белый дом поспешил заявить, что эту инициативу не поддерживает. Не понимаю, как раз сейчас Америке надо было бы курдам помочь, и мы получили бы в центре региона дружественное государство.
В настоящее время на подъеме арабы-сунниты, создавшие в Ираке свой исламский «халифат». Они обзавелись даже откуда-то взявшимся тяжелым вооружением, их ряды пополняются боевиками-исламистами со всего света, их территориальные претензии растут вплоть до мирового господства. Об этом самозваный «халиф» Абу-Бакр аль-Багдади вещает на исламистских веб-сайтах.
Вокруг этого «халифата» формируются коалиции. Против суннитских исламистов сплачиваются шииты Ирака, шиитский Иран, ливанская «Хизбалла» и, конечно, Сирия, давно уже с ними воюющая. На стороне правительства Ирака формально США, но самолеты-истребители ему поставляет Россия. «Военно-техническое сотрудничество России с Ираком поможет стране укрепить суверенитет», — заявил глава МИДа России Лавров. Странно, вроде бы не Россия гарант иракского суверенитета, а США. Неужели вывод Обамой американских войск из Ирака означал слив страны под российскую сферу влияния? Вообще внешняя политика США последних лет провальна, и почти везде на оставленные Америкой позиции устремляется Россия.
Обеспокоена Саудовская Аравия. Она, хоть в основном и суннитская, экстремизма суннитского боится не меньше, чем шиитского. Слетавший в Эр-Рияд Джон Керри старался утешить саудовского короля, но безуспешно — на Америку, похоже, никто уже не надеется — и 30-тысячный саудовский военный контингент, как сообщают, уже вышел к границе с Ираком. Еще сильнее соседством с исламистским «халифатом» обеспокоена Иордания.
Израиль от суннитско-шиитской грызни старается держаться в стороне. С одной стороны, она отвлекает арабский мир на проблемы, которые для них актуальнее, чем враждебное отношение к Израилю. С другой стороны, они и в междоусобной войне как бы соревнуются, кто более Израилю враждебен.
Нелегкие времена переживает Израиль. Война с террористами перманентна, договориться с ними о мире нет возможности — девятимесячные дебаты под патронажем Джона Керри прошли впустую. Похищение и убийство хамасовцами израильских подростков, потом еще и убийство арабского подростка, представленное как акт мести, может вызвать очередную интифаду. Обстрел Израиля ракетами из сектора Газы вызывает ответный огонь по террористам, но их нелегко достать, поскольку они прикрываются мирным населением.
Их тактику стрельбы из-за «живого щита» переняли террористы восточных областей Украины, поддерживаемые Путиным, даже похвалившим их за такую сообразительность. При бегстве из Славянска тоже использовали эту тактику: «Из Славянска, — сказал журналистам пресловутый Гиркин, он же Стрелков, — мы уходим организованно, вместе с гражданскими, чтобы связать войска хунты».
В заключение — о погоде. Зима была необычно холодной, чуть ли не самой холодной за последние 20 лет. Этим администрация президента объяснила замедление роста экономики в первом квартале этого года, когда рост ВВП в годовом исчислении составил только 0,1%. Теперь надо наверстывать, благо лето не очень жаркое, можно на кондиционерах сэкономить.
Климат планеты меняется, но от нас, человечества, от нашей индустрии, от эмиссии углекислого газа это нисколько не зависит. За 20 лет моей журналистики я раз двадцать об этом писал, много больше читал и достаточно просветился. Тем не менее мне очень интересно было посмотреть научно-популярный документальный фильм под названием «История одного обмана, или Глобальное потепление». В течение 1 часа 20 минут авторитетные ученые разных стран доказательно разоблачают глобальное надувательство. Рекомендую всем посмотреть этот фильм. Вот его адрес: https://www.youtube.com/watch?v=R8iiHDlyes0&list=PLEsIOzRZ-SIp2Pu7KL7G1nPPbJ8RcWDXT&index=99.
А напоследок астрологический прогноз: в одной из очередных речей президент Обама снова будет пугать нас ураганами, гибелью белых медведей, засухой в Африке и новым всемирным потопом от не отмененного им глобального потепления. И потребует от Конгресса миллиарды долларов на новый раунд бесперспективной борьбы.
Семён, а что вас так удивляет? мало чтоли мы в истории дружили с одними сволочами против других? до тех, разумеется, пор, пока наши бывшие сволочи-друзья не становились следующими в очереди на свалку истории. со Сталиным против Гитлера дружили? дружили. с саудитами, Титтами, Чаушесками, Мао[ми] и т.д. против Сталина и его последышей? тоже. с Саддамом против Хомейни? ЕЩЁ КАК! а потом и Саддама свалили. и с Каддафи одно время, после его признания вины за Локерби, тоже были в «нормальных» отношениях—вплоть до 2011 года, пока он заново чудить не начала, уже в собственной стране. теперь вот временно приходится блокироваться с хомейнистским Ираном против Аль-Каиды—подумаешь! Хомейни приходят и уходят, Иран остаётся, и скорее всего, постепенно вернётся в ряд настоящих друзей и союзников Америки и свободного мира.
что до Европы, Украины и т.д.—возможно вы не в курсе, но главные возражения против санцкий, как недавнои выяснилось, исходили не от Германии а от Италии. впрочем, думается, особенно после катастрофы Боинга, эти препятствия будут сняты. Меня вобще удивляет ваша манера трактовать любые временные задержки и споры в альянсе свободных стран, как признаки развала, провала и т.д. Как говорится, авианосец наш медленный, но верный, и он уже развернулся.
а про Керри и Кудристан—надо понимать, что США и их союзники вобще крайне неохотно идут на перекройку границ. это не самая дальновидная позиция, но она достаточно понятна. не хотели и распада СССР в своё время—вспомните хотябы Киевскую августа-91 речь Буша-старшего!—но история как-то не стала спрашивать ни их, ни кого либо ещё. Кстати, вице-президент Байден, как-раз, всегда был известен как сторонник независимости Курдистана. Ну и заодно, можно упомянуть и идею независимой Ассирии, на территории пары округов Северного Ирака. В свете происходящего, это тоже вполне возможно, и я не думаю что Керри сможет или даже захочет этому препятствовать, буде это станет неизбежным. Кстати, ассирийцы—христиане, и создание христианского государства в «сердце» исламского мира было б очень даже неплохим событием.
https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=jS8t3CfAEaQ