Когда я взялся за написание этих заметок, на счету дней Омера их осталось всего несколько, и впереди – лишь один праздник. Но зато какой! Танахический, в самой Торе установленный – Шавуот.
Потому просто сделаю обзор событий за последние полторы-две недели в моем Иерусалиме, празднующем в эти часы сорок седьмую годовщину своего объединения после 19-летней иорданской оккупации восточной части города. Да и, не только в Иерусалиме.
Начну с празднования Лаг ба-Омер, тридцать третьего дня периода.В этом году начало его выпало на исход субботы. И, поскольку ночью, наступившей вместе с праздником, повсеместно жгут костры, а сотни тысяч паломников устремляются к могиле праведника раби Шимона бар-Йохая, с именем которого связан праздник, и которая достаточно удалена от населенных пунктов, дорог и находится в гористой, лесистой местности, то все эти мероприятия требуют серьезной подготовки. А в этот раз перед праздничной ночью — шабат, который исходит только в девятом часу вечера… Потом главный раввинат Израиля принял решение перенести в этот раз начало праздничных мероприятий с исхода шабата на вечер 18 мая.
Решение было мотивировано опасением, что евреи могут нарушить шабат, собирая древесину для зажигания праздничных костров. А тем, кто собирался праздновать у могилы праведника, просто необходимо было время, чтобы добраться туда уже после исхода шабата.
Но, судя по сообщениям прессы и моим личным наблюдениям возле дома, празднование, в основном, произошло в календарный срок. Немножко было и на следующий день, но совсем мало. Не знаю как где, но в Иерусалиме заготовки топлива для костров обычно начинают заранее, чуть ли не за пару месяцев до этого праздника, когда с приближением Пурим у нас традиционно принято выбрасывать всякое старье, включая ненужную мебель. И обычно пацаны, как религиозные, так и светские, растаскивают выброшенную мебель с мусорок и хранят до любимого праздника. А в преддверии его вообще разбойничают – тащат все деревянное, что, как говорится, «плохо лежит»… Транспортные поддоны «миштахим» — от магазинов, горбыль от лесов со строек… Так что, к празднику обычно все, способное гореть, уже запасено.
Но в этому году, несмотря на то, что костры жгли два вечера, праздник прошел, на удивление, тихо. Обычно – всю ночь гарь, дымина, пробивающаяся сквозь герметически закрытые окна, веселый шум до утра. Нередко пожары. Ведь, как я когда-то писал, Омер-желтый период. Везде сухая трава. Года два-три назад пожарники попытались упорядочить проведение праздника – указали во дворах места для кострищ, по возможности, на асфальте, вдали от строений, от автостоянок и засохшей травы.
И вместо множества небольших костров, возле которых собирались тесными компаниями, полыхали костры «коллективные», но зато – огромные… Молодежь все равно веселилась и скакала вокруг, особенно, хасиды с их традиционными плясками. Зато не было характерных израильских мангалов до утра, где «аль а-эш» (на огне) готовится все, что угодно: от печеных помидоров и перцев до шашлыков из мяса, рыбы, сосисок и котлет…
Взвейтесь, кострами, синие ночи!
В этом году Лаг ба-Омер выпал на воскресенье, 18 мая, а волею главного равината перенесен на 19-е. Это натолкнуло на некоторые ассоциации. И вот, что удалось выяснить. В 1922 г. в Москве, на всероссийскую конференцию КСМ, 16 мая, как раз, в 33-й день тогдашнего Омера был представлен на утверждение устав вновь создаваемой пионерской организации. Его утвердили 19 мая, и эта дата вошла в советские календари. Не знаю, как у них там сейчас с этими делами, но ваш покорный слуга красный галстук в 50-х годах прошлого века носил. Так вот, интересно, какова была концентрация обезбоженных евреев в персоналиях организации юной пионерии? И есть ли связь пионерского кострового ритуала с еврейским праздником Лаг ба-Омер?
Вот, и в этом году мы с вами стали свидетелями рождения нового еврейского праздника — Дня Спасения и Освобождения (Йом Шихрур ве-Ацала), который приходится на 41-й день Омера (26 ияра), в этом году – 26 мая. А в 1945 г. это было незабываемое 9 мая, которое в России и в странах СНГ отмечают как День Победы над гитлеровским нацизмом. (В США и странах Запада из-за поясного сдвига между Америкой и Европой принято 8 мая).
Праздник учрежден по инициативе ряда еврейских организаций разных стран и лично российского бизнесмена Германа Захарьяева, руководителя одной из них.
Смысл нового праздника видится том, чтобы мы, евреи, с семидесятилетней исторической дистанции можем оценить Победу, как спасение Свыше нашего народа, среди других народов наиболее пострадавшего от нацизма (была целенаправлено уничтожена половина мирового еврейства, и та же доля готовилась для другой). А себя — в числе народов-победителей, участником мировой войны, проявившим образцы самых высоких боевых качеств на полях сражений, народом ученых, изобретателей и тружеников из авангарда «ковавших оружие» Победы.
И, чтобы из наших душ ушел мазохизм жертвенного предназначения и неизбежности гекатомбного конца, внушаемый как юдофобским, по определению, внешним миром, так и нашими, передозированными тяжелыми воспоминаниями о жертвах той войны. Чтобы мы могли, не теряя благодарности к тем, с кем сражались плечом к плечу и не забывая и о тех, кто так или иначе способствовал планам нацистов, открыто отвергать лживые мировые стандарты:
— мы спасли ваш народ;
— за погибших вам заплачено собственным государством;
— и, вообще, вас здесь не стояло, вы кейфовали в Ташкенте…
В этом году новые празднования, естественно, носили характер презентации и прошли, в основном, в галуте, келейно. Надеюсь, что с будущего года этот праздник станет традиционным для Израиля и постепенно обретет свой истинно еврейский ритуал.
Запомните, евреи, эту дату: 26 ияра, 41-й день Омера – наш, еврейский День Победы!
Автор — Реувен МИЛЛЕР
(Окончание следует)
Иерусалим. 28-29 мая 2014 г.