Еврей, о России тоскующий, на совести горькой моей

 

9 мая 1924 года, 90 лет тому назад, родился Булат Шалмович Окуджава, известный российский поэт и прозаик, популярный исполнитель собственных песен. Родители поэта — коммунисты, приехавшие из Тифлиса для партийной учёбы в Комакадемии. Отец — Шалва Степанович Окуджава, грузин, известный партийный деятель, мать — Ашхен Степановна Налбандян, армянка. В 1937 году оба были арестованы, отец был расстрелян по ложному обвинению 4 августа 1937 г., а мать сослана в Карагандинский лагерь, откуда она вернулась лишь в 1955 году.

Стихи и песни Окуджавы в своё время приобрели широкую известность. Они сначала исполнялись автором в дружеских компаниях, затем публично, магнитофонные записи расходились по всей стране. Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». Это исполнитель, который стал настоящим символом своего времени, одним из самых ярких певцов своего поколения. В последние годы своей жизни Булат Окуджава жил в Париже. Там же в 1997-м году он скончался от непродолжительной болезни. Несмотря на это, тело Булата Окуджавы было возвращено в Россию и похоронено на Ваганьковском кладбище в Москве.

       В автобиографической книге “Упразднённый театр. Семейная хроника” Булат Окуджава пишет:“В середине прошлого века Павел Перемушев, отслужив солдатиком свои двадцать пять лет, появился в Грузии, в Кутаиси, получил участок земли за службу, построил дом и принялся портняжить. Кто он был – то ли исконный русак, то ли мордвин, то ли еврей из кантонистов – сведений не сохранилось, дагерротипов тоже”. Павел Перемушев женился на грузинке Саломее Медзмариашвили. Их старшая дочь Елизавета вышла замуж за Степана Окуджаву и родила восьмерых детей. Один из них Шалва, отец поэта, женился на армянке Ашхен. Следовательно, в жилах Булата Окуджавы, кроме грузинской и армянской, вероятно, текла и еврейская кровь. Будучи очень музыкальным, Булат Окуджава высоко ценил еврейскую задушевность и музыкальность.

 

*****

Под крики толпы угрожающей,

Хрипящей и стонущей вслед,

Последний еврей уезжающий

Погасит на станции свет.

Потоки проклятий и ругани

Худою рукою стряхнёт.

И медленно профиль испуганный

За тёмным окном проплывёт.

Как будто из недр человечества

Глядит на минувшее он…

И катится мимо отечества

Последний зелёный вагон.

Весь мир, наши судьбы тасующий,

Гудит средь лесов и морей.

Еврей, о России тоскующий

На совести горькой моей.

*****

Над площадью базарною

Вечерний дым разлит.

Мелодией азартною

Весь город с толку сбит.

Еврей скрипит на скрипочке

О собственной судьбе,

И я тянусь на цыпочки

И плачу о себе…

Какое милосердие

Являет каждый звук,

А каково усердие

Лица, души и рук,

Как плавно, по-хорошему

Из тьмы исходит свет,

Да вот беда – от прошлого

Никак спасенья нет.

*****

Тель-авивские харчевни, 

забегаловок уют, 

где и днем, и в час вечерний 

хумус с перцем подают. 

Где горячие лепешки 

обжигают языки, 

где от ложки до бомбежки 

расстояния близки. 

Там живет мой друг приезжий,

  распрощавшийся с Москвой, 

и насмешливый, и нежный, 

и снедаемый тоской. 

Кипа, с темечка слетая, 

не приручена пока… 

Перед ним — Земля Святая,

  а другая далека. 

И от той, от отдаленной, 

сквозь пустыни льется свет,

  и ее, неутоленной,

  нет страшней и слаще нет. 

…Вы опять спасетесь сами. 

Бог не выдаст, черт не съест. 

Ну, а боль навеки с вами, – 

боль от перемены мест. (1993)

                Источник:   www.zelikm.com —   «Евреи глазами именитых друзей и недругов» 

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Anatoliy Zelikman

Родился 14 октября 1936 года в белорусско-еврейском городе Бобруйске. В отличие от президента Беларуссии Александра Лукашенко мне близки и понятны стенания авторов Ильфа и Петрова в ‘Золотом телёнке”: “При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом”. В то время там, по крайней мере, каждый второй житель был этническим евреем и двое из трёх понимали и говорили на идиш. За несколько часов до прихода немцев волею случая нашей семье удалось покинуть пределы города и после долгих скитаний эвакуироваться в Среднюю Азию. Все оставшиеся евреи города были безжалостно уничтожены, вне зависимости от социального положения, возраста и пола. Нелюди убили безвинных людей только за то, что они были евреями. В узбекском городе Фергана учился в первом классе, который закончил с похвальной грамотой. Впоследствии за годы многолетней учёбы подобной оценочной вершины больше не покорял никогда. После окончания войны вернулся в родимые места, где освоил десятилетку хорошистом. В 1954 году поступил во второй Ленинградский мединститут (ЛСГМИ) и спустя шесть лет получил специальноть санитарного врача. За год-два до моего поступления приём евреев в медицинские вузы был практически прекращён, ввиду компании борьбы с ”космополитами ” и сфальсифицированного властями ”дела врачей”. Работал с 1960 по 1995 год в различных врачебных должностях – от главного врача санэпидстанции Хасанского района Приморского края до дезинфекциониста и эпидемиолога Белорусского Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии. Виноват. Был членом профсоюза, комсомольцем, состоял в КПСС (1969-1991), колебался вместе с партией и поддерживал её. Был активен, как и многие личности моей национальности. Знал о многих безобразиях, терпел, так как сознавал, что от меня ничего не зависит. Теперь про таких говорят, что они ”держали фигу в кармане”. Возможно. Показать этот кукиш у меня, как и у большинства смертных, смелости не хватало. Что было, то было. О прошлом не жалею. Покаяться должен не человек, а общество, в котором он жил. Обстоятельства силнее нас. Женат. Её величают Кларой. Люблю свою супругу со школьной скамьи. Однолюб. У нас два сына (Гриша, Дима) , внучка Клара и внук Сэм. Я, можно сказать, свой, ”совейский” человек, так как имею честь быть происхождения пролетарского. Отец – портной. Всю жизнь вкалывал, как раб, чтобы накормить пятерых детей. В юности закончил три класса начальной еврейской школы для изучения мальчиками основ иудаизма (хедер), что соответствует нынешнему семи-восьмилетнему образованию. Молился. Вместо синагоги собирался с другими верующими на ”конспиративных” квартирах, т.к. государство этого, мягко говоря, не поощряло. Мать – домохозяйка. Днями у плиты, заботы по хозяйству. Как и положено еврейской маме, она прекрасно готовила фаршированную рыбу и хорошо рожала ребят. Предки мои были уважаемыми соседями : русскими, белорусами, евреями. Родители навечно покоятся вместе на бобруйском еврейском кладбище, в их родном городе, свободном, к удовольствию белорусского населения, в настоящее время от живого еврейского присутствия. Не знаю, на сколько стало лучше от этого местным аборигенам. Не я им судья. Приехал я со своей семьёй в США (г. Миннеаполис, шт.Миннесота) в 1995 году. И последнее . О моих увлечениях. Книги, стихи, филателия, шахматы, иудаика и компьютер. С друзьями напряжёнка. Иных уж нет, а те далече. Приобрести новых в моём возрасте трудно. Чёрствому сердцу не прикажешь. Любые суждения, кроме человеконенавистных, имеют право на существование. Уважаю всех, кто уважает меня. Не люблю нелюбящих. Если вас заинтересовал мой сайт, пишите. Буду рад. Анатолий Зеликман.
Все публикации этого автора