От публикатора. В конце июля завершается президентский срок 91-летнего Ш.Переса. Предстоят выборы нового президента. Политическая элита Израиля возбуждена. Несколько видных политиков, а также отставная судья и ученый — лауреат Нобелевской премии, претендуют на этот пост.
Вместе с тем, ряд видных политиков, начиная с премьер-министра Б.Нетаниягу и вице-премьера А.Либермана считают необходимым срочно провести законы об изменении политической системы в части института президентства, имея в виду меры по его реорганизации, а то и — упразднения. С другой стороны, немало политиков им оппонируют.
Приведенная статья — мнение видного израильского аналитика по этому вопросу.
В конечном итоге, среди всех потенциальных претендентов на пост главы государства есть лишь один человек, которого можно считать «естественным» кандидатом на эту высокую должность. Это Реувен Ривлин. Его можно любить или не любить. Но он подлинный кандидат на пост президента.
Возможно, есть претенденты, имена которых до сих пор не назывались, которые могут достойно исполнять обязанности главы государства — намного лучше, чем Ривлин. Но можно предположить, что они не слишком стремятся становиться предметом всеобщего обсуждения в период президентской гонки.
Быть кандидатом на пост президента от Ликуда в то время, как главой правительства является Биньямин Нетаниягу, само по себе небезопасно. Такой кандидат вызывает на себя огонь критики. Если ты не являешься идеальным сторонником нашего партнера по мирному процессу Абу Мазена; если ты не вставляешь постоянно палки в колеса правительству; если ты не несешь частичную ответственность за колоссальные просчеты израильского руководства в прошлом, которые стоили жизни тысячам людей, ты не достоин быть президентом, тебя не будут вежливо вести по красной дорожке к президентскому дворцу на улице Жаботинского в Иерусалиме.
С точки зрения израильской политической верхушки, президент государства должен разбираться в тонкостях внутренней политики, а также быть знакомым с дипломатической работой и международными отношениями. Но не слишком хорошо разбираться, не слишком хорошо быть знакомым – чтобы резиденция главы государства не превратилась в дополнительную властную структуру, опирающуюся на несколько фраз в одном из основных законов.
Тем не менее он должен разбираться, должен понимать. Он также должен быть патриотом и постоянно помогать правительству в случае необходимости. Он не должен ставить исполнительную власть перед дилеммой: вам нужны мои услуги, поскольку я всемирно известная персона, тогда позвольте мне вести свою собственную дипломатическую работу.
Учитывая все эти обстоятельства, руководители пришли к согласию, что президентом станет человек, прочно связанный с политической верхушкой. В общем-то, так было всегда. За исключением Эфраима Кацира – сорок лет назад. Это позволяет разного рода политикам, которым не сумели стать премьер-министрами, подняться на новую вершину. Утешительный приз, который политический кандидат на высший пост вручает самому себе – после того как он вручает другим прочие важные награды – спортивные кубки, Премию Израиля, литературные премии.
По своей сути должность президента подошла бы некоторым выдающимся людям, не связанным с политикой. Ошибаются те, кто полагают, что можно легким движением руки ликвидировать институт президентства. Важно сохранять традицию, которая существует столько лет, сколько существует государство Израиль. 66 лет существует израильская демократия. Это солидный строк. Этим можно гордиться. В мире не так много государств, где демократический режим существует столь долгий срок без перерыва. Для столь сложного общества, каковым является израильское – это не нечто само собой разумеющееся. Такое общество нуждается в объединяющей фигуре, какой в Англии является королева. А у нас им может быть – президент.
Автор — Амнон Лорд
Статья на иврите -NRG
Авторизированный перевод — Курсор
СМИ: Нетаниягу ищет конкурента Ривлину на выборах президента
время публикации: 07:58
последнее обновление: 08:57
блог версия для печати сохранить в виде файла отправить по почте фото
Биньямин Нетаниягу, Реувен Ривлин и Шимон Перес
Яир Лапид
Натан Щаранский
Дан Гиллерман
Яаков Неэман
Заявление лидера «Еш Атид» Яира Лапида о том, что он возражает против переноса даты выборов президента, лишает эту инициативу реальных шансов. Это мнение высказывают в среду, 14 мая, политические комментаторы в израильских СМИ.
13 мая Лапид впервые прокомментировал предложение, исходящее из окружения главы правительства, о переносе даты выборов на полгода. Ранее молчание лидера «Еш Атид» оценивалось как готовность взвесить это предложение. Отмечается, что речь идет об изменении Основного закона, для чего необходима поддержка минимум 61 депутата.
В политических кругах полагают, что решение Лапида выступить против инициативы премьера связано в том числе и с тем, что партия «Еш Атид» не участвует в руководстве комиссией по иностранным делам и обороне, на чем длительное время настаивала. Радиостанция «Решет Бет» сообщила, что Лапид опубликовал свое заявление после длительной консультации с группой советников.
Предложение отложить выборы президента резко критикуют не только в коалиции, но и в «Ликуде».
Политический обозреватель радиостанции «Решет Бет» Йоав Краковски сообщил 14 мая, что против этого выступает министр обороны Моше Яалон. Ранее свое резкое несогласие с данной инициативой высказал министр внутренних дел Гидеон Саар.
По мнению наблюдателей, предложение о переносе даты выборов президента связана с нежеланием Биньямина Нетаниягу видеть на этом посту депутата Реувена Ривлина («Ликуд»), который в настоящий момент имеет наибольшие шансы на избрание.
На фоне этой ситуации, в окружении премьер-министра взвешивают возможность выдвижения кандидатуры, которая будет приемлема для фракции «Ликуд Бейтену». Среди прочих называются имена главы Еврейского агентства («Сохнут») Натана Щаранского, бывшего посла Израиля в ООН Дани Гиллермана и бывшего министра юстиции Яакова Неэмана.
Как сообщалось ранее, спикер Кнессета Юлий Эдельштейн намерен объявить в начале будущей недели о дате выборов президента. Предполагается, что они пройдут в третью неделю июня.