Тяжкий груз свободы

Ю. Шнорр фон Карольсфельд.  Помазание Соломона на царство. Гравюра, 1860-е гг.
Ю. Шнорр фон Карольсфельд.
Помазание Соломона на царство. Гравюра, 1860-е гг.

Одно из поворотных событий нашей истории, объясняющих, мне представляется, суть политических процессов в мире, описано пророком Шмуэлем: «Собрались все старейшины Израиля и пришли к Шмуэлю… И сказали ему: поставь над нами царя… И сказал Господь Шмуэлю: послушай голоса народа во всем, что они скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, а Меня отвергли от царствования над ними… но предостереги их и расскажи им об обычаях царя, который будет царствовать над ними. И пересказал Шмуэль все слова Господа народу… И сказал: вот каковы будут обычаи царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших возьмет он и приставит их к колесницам своим и к всадникам своим… А дочерей ваших возьмет… в стряпухи и булочницы. А лучшие поля ваши, и виноградники ваши, и масличные сады ваши возьмет он и отдаст слугам своим… И рабов ваших, и рабынь ваших, и лучших ваших юношей, и ослов ваших возьмет он и использует для своих работ… И возо­пите вы в тот день из-за царя вашего, которого вы избрали себе, но не ответит вам Господь в тот день».
Но не хотел народ внимать голосу Шмуэля и сказал: нет, только царь пусть будет над нами… И сказал Господь Шмуэлю: послушай голоса их и поставь им царя (Шмуэль1, 8:4–22).
Евреи не отказывались от веры в Б-га, но народу оказалась не по силам ответственность за принятие решений под оком Всевышнего. Суть монархии, как я её вижу, в освобождении людей от немыслимой ответственности свободы, перекладываемой ими на царя. За это освобождение от свободы людям не жалко ничего.
Распространено заблуждение, что забота правителя — благо подданных. Вот как царствовал один из самых уважаемых царей, мудрейший из смертных Шломо: «И царь Шломо наложил повинность на весь Израиль, повинность же составляла тридцать тысяч человек. И посылал он их в Леван по десять тысяч в месяц попеременно: месяц они были в Леване, два месяца в доме своем… Еще было у Шломо семьдесят тысяч носильщиков и восемьдесят тысяч каменотесов в горах. Кроме начальников, поставленных Шломо над работой, три тысячи триста надсмотрщиков управляли народом, выполнявшим работы. И приказал царь, и привозили камни большие, камни дорогие, чтобы заложить основание дома из тесаных камней (Книга царей 1, 5:27–31).
Нелёгкой стала жизнь евреев. Зато сам Шломо роскошествовал. Так, «было у него семьсот жён-княгинь и триста наложниц» (11:3).
После смерти Шломо «израильтяне пришли и говорили с Рехавамом (сыном Шломо), сказав: «Отец твой возложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи». Ответил им Рехавам: «Я сделаю еще тяжче иго ваше…» «И восстал Израиль против дома Давидова» (12:4–19). Но монархии не отменил. Наоборот, расколов царство на два, поставили евреи над собой двух царей вместо одного.
То, что функция правителя — это избавление подданных от гнёта свободы, а не забота об их благе, видно на истории граждан России, самого имперского из великих народов. Живущие в народной памяти цари Иван Грозный и Пётр Первый были выдающимися деспотами, загубившими десятки тысяч подданных. Но оба государя полностью избавили своих подданных от свободы. К тому же они выигрывали войны и расширяли империю — потому прославлены в народе.
Теме избавления народа от свободы в русле книги пророка Шмуэля посвятил «Легенду о Великом инквизиторе» Достоевский. Учение Танаха о духовной свободе пришло к неевреям через христианство. И вот Великий инквизитор Достоевского говорит создателю христианства, вновь явившемуся на землю: «Пятнадцать веков мучились мы с этой свободой, но теперь это кончено, и кончено крепко… знай, что теперь, и именно ныне, эти люди уверены более чем когда-нибудь, что свободны вполне, а между тем, сами же они принесли нам свободу свою и покорно положили ее к ногам нашим».
Закат Российской империи определил своими реформами Александр II, дав гражданам свободу. Россияне ответили на это героической борьбой за возвращение в рабство. Сам Александр не пережил седьмого покушения на него. Россию захлестнул невиданный терроризм. Исследователь этого процесса профессор Бостонского и Бар-Иланского университетов Анна Гейфман оценивает количество жертв российских террористов в невероятные 17 тысяч человек. Эту борьбу поддерживали представители всех слоёв общества, начиная сверху — от заводчика Саввы Морозова и писателя Максима Горького. Александр Блок, воспринимавшийся многими как пророк, воспел революционных убийц: «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!» Возглавил у Блока этих убийц «В белом венчике из роз — впереди Исус Христос».
Народ от свободы избавился. Следующие два царя — а другой формы правления на Руси не бывает, разговоры о демократии там выглядят шуткой — стёрли любые напоминания о свободе. Ленин и Сталин стали поэтому самыми обожаемыми в созданном ими атеистическом обществе — фактически обожествляемыми правителями. То, что репутация царя никак не связана с благосостоянием управляемого им народа, показывает существующая поныне любовь к Сталину. А ведь он уморил голодом многие миллионы граждан, угробил в войне 27 миллионов. Вместо того чтобы быть признанной величайшей катастрофой в истории народа, эта война стала в России предметом национальной гордости. Люди, жившие по три семьи в одной комнате, давились, чтобы проститься с трупом Сталина. Никому в истории не удавалось так полно, как Сталину, лишить народ духовной свободы.
Напомнил народу об идее свободы следующий царь — Хрущёв. Одумавшись, он свернул свою оттепель, потопил в крови венгерское восстание, расстрелял демонстрацию рабочих в Новочеркасске, затравил до смерти Бориса Пастернака. Но вернуться к сталинизму, как ни пытался, уже не смог.
Следующий царь — Брежнев — лишь сохранял уровень несвободы, оставшийся ему от позднего Хрущёва. Крах брежневизма показал, что, когда нет ужесточения в подавлении свободы, наступает обратное — свободы царя Горбачёва. При этих свободах империя быстро развалилась.
Характерно, что среди троих «освободителей» русского народа один — Александр — был убит, а двое других — Хрущёв и Горбачёв — свергнуты в результате путчей. Народной любви ни один из троих не заслужил.
Нынешний царь — Путин — может быть отнесён к лучшим из российских царей, возможно, он даже самый лучший из них. Путин взял на себя заботу о духовной свободе народа, прибирая к рукам крамольные телестанции и мягко подавляя оппозицию без чрезмерностей Ленина и Сталина. Растёт благосостояние россиян. Увеличивается влияние церкви. Выигрывая войны и расширяя империю, Путин объединяет нацию имперской идеей. Так, аннексию Крыма поддержали 91,45% россиян. Роскошество зимней Олимпиады и богатство многочисленных дворцов Путина соответствуют царскому величию. Популярность Путина на конец марта составляла 82,3%.
В результате прихода новых поколений и этнического изменения состава населения груз духовной свободы стал тяжёл и для американцев. С той демократией, которую создали отцы-основатели, покончили, отменив установленные создателями страны цензы. Теперь вместо образованных, достаточно зрелых и обеспеченных мужчин, как было задумано, в выборах участвуют все, включая феминисток, которых волнуют только бесплатные аборты и противозачаточные средства, граждан, живущих на пособия, и неопытных юнцов. Выборы решаются обманом легковерных и подтасовками, о которых свидетельствуют 100% голосов, полученных Обамой в 2012 году более чем на 30 избирательных участках. Поэтому Обама так рьяно отстаивает сейчас возможность гражданам голосовать без предъяв­ления удостоверения личности.
Незаметно, но быстро исчезла в стране свобода слова. Президент Гарвардского университета Л. Саммерс в 2006 году посмел предложить подумать о том, почему мужчины успешнее женщин в физике и математике, и немедленно лишился своего поста. СЕО компании Мазилла Б. Айк недавно был изгнан, когда выяснилось, что 6 лет назад он пожертвовал тысячу долларов на кампанию за традиционное понимание брака. В учреждениях сотрудникам повелевают стучать, если кто сказал при них что-то «неправильное» о геях, женщинах, мусульманах, нацменьшинствах.
Президентство Обамы — имперское. Ещё перед своими первыми выборами он сообщил, что переделает страну по своему вкусу. Обама поменял систему здравоохранения, несмотря на оппозицию значительного большинства американцев. Оперируя «политической корректностью», а также манипулируя фискальными органами и органами безопасности, он лишает граждан свободы мнений. Роскошь личной жизни Обамы, как у Путина — царская. Так, он может спокойно потратить 100 миллионов государственных денег на недавнюю развлекательную поездку своей семьи в Африку. Отличие от Путина — Обама привёл США к поражению в двух войнах и к падению достатка американской семьи примерно на пять тысяч долларов в год. Но последний фактор, как замечалось, на популярность царя не влияет.
В Америке уже образовались царские династии. К следующим выборам готовятся Хиллари Клинтон и Джеб Буш. На подходе Мишель Обама, недавно по-царски повелевшая американцам выпивать лишний стакан воды в день.
А что же евреи, живущие в Израиле? Похоже, желание иметь царя у них прошло, и власть они воспринимают без почтения. Предыдущего своего президента израильтяне упрятали в тюрьму за старую интрижку. Недавний премьер ожидает приговор за взяточничество. К нынешнему премьеру придираются по всяким пустякам вроде установки кровати в его самолёте.
К политическим партиям израильтяне относятся тоже скептически и скопом голосуют за новые, о которых вскоре забывают, вроде партии бюрократов на пенсии или «Кадимы» на выборах 2006 года, сгоревших за одну-две каденции. Ещё ни одно израильское правительство не продержалось весь свой срок.
Когда-то я отнёсся как к шутке к словам выдающегося нашего современника раввина Адина Штейнзальца. Он сказал, что доказательством существования Б-га может служить то, что Израиль выживает при правительстве, которое имеет (правительство тогда было многим хуже, чем ныне). А сейчас я думаю: может быть, рав не шутил?
За 3000 лет, прошедших со времени тяжбы со Шмуэлем, евреи в Израиле осознали, от Кого в действительности зависит их жизнь, научились понимать и ценить свободу и отказались от идеи сильной власти.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 16, средняя оценка: 3,69 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

11 комментариев к “Тяжкий груз свободы

  1. По крови проникая до корней,
    пронизывая воздух небосвода,
    неволя растлевает нас сильней,
    чем самая беспутная свобода.
    Губерман

    То, о чем Вы написали, Борис, — интерестный феномен. Думать — действительно тяжкий труд. Не случайно работа мозга забирает большое количетво энергии организма: 1/3 калорий, 1/4 расхода кислорода и глюкозы. А суть человека — идти самым легким путем, отсюда и нежелание напрягать мозги. Возможно ненависть к евреям и кроется среди прочего в том, что на ненавистных иудеев наклеена этикетка народа-интеллектуала, а «народы мира» ненавидят думать. Массы не случайно благодарны своим царям за то, что они перенимают груз ответственности. А свобода слова и совести и все атрибуты демократии нужны только численно маленькой интеллектуальной элите. Плебеи плевать хотели на возможность свободно выразить свои идеи. Их у них просто нет, поэтому не за что бороться. Поэтому, вне всяких сомнений, Обама умело растлевает народ Америки, забирая у американского народа возможность самостоятельно принимать решения и, таким образом, в корне вытравливает качества, которые и сделали США великой страной: Индивидуализм и способность принятия предпринимательских решений. Обама — гробовщик Америки.

    На вопрос о том, какая форма правления самая рациональная: Монархия, олигархия или демократия ответил Marcus Tullius Cicero, что синтез всех трех форм приносит наилучшие плоды.

    1. «Акт патриота» был издан во время правления буша младшего, барак хусейн лишь продлил и расширил его. А если говорить о гробовщиках, то можно ткнуть пальцем в абрашу линкольна, который развязал гражданскую войну в америке.

  2. Б. Гулько, ну в общем это хорошая статья, но у меня есть одно большое но. В начале статьи вы написали что:
    «Евреи не отказывались от веры в Б-га, но народу оказалась не по силам ответственность за принятие решений под оком Всевышнего.»

    Но, в другой части статьи вы привели следущие слова:

    «И сказал Господь Шмуэлю: послушай голоса народа во всем, что они скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, а Меня отвергли от царствования над ними…»

    То есть евреи думали что не отказывались от веры в Б-га, а Б-г сказал «не тебя отвергли они, а Меня отвергли от царствования над ними…»

    И как вы понимаете, можно думать что угодно, а правда за Б-гом.

    И к сожалению, евреи до сих пор не поняли этого. В израиле до сих пор нет Б-жьего правления, а есть коммунистическая диктатура, которая прикидывается дерьмократией. И соответственно израиль имеет то что имеет, и израиль имеют все кому не лень, хотя слава Б-гу это в основном только на словах, а на деле израиль может постоять за себя, но опять таки, это только с Б-жьей помощью, а не из за израильского коммунистического государства.

  3. «Есть многое на свете,друг Горацио и т.д.»Тем более в глобализированном мире.где различные понятия и категории:демократия,свобода,права человека и т.п. теряют чёткие границы,так как более или менее
    вписывались в прежние .более простые и относительно адекватные рельности. Иной мир требует иные модели.Пока же угрозу наступления хаоса хаоса пытаются спешно парировать простым укорачиванием привычных векторо..Отсюда и ограничения свобод,истерия политкорректности ручное управление страной( и Обамой, и Путиным). В порядке смеха напомню старую шутку-теперь уже нельзя употреблять сдово «поджидать»- только «подевреивать»».Как сказал один мой знакомыё,сейчас всё прсто прекрасно по сравнении с тем,что будет! Правда,Борис ранее нас успокаивал,де Машиях уже близко,а Ахмадинеджад то же самое скзал о Махди,а ведь это одно и то же!

  4. «Хочешь уничтожить еврейство — дай им свободу». Слова эти, по воспоминаниям стариков, принадлежат какому-то «а гройсэ идэфоп». Приходится, к сожалению, признать, что тип «свободы» в устах «идэфопа» и «свобода» за которую в своей статье ратует Гулько, совершенно между собой идентичны.
    Нет ничего более далекого от общей концепции еврейского мировоззрения, чем пренебрежительное отношение к власть предержащим: [«… не накладывай проклятий на правителя своего народа» (Шмос 22:27)] и правительству [«Мой сын, бойся Вс-вышнего и царя и не связывайся с теми, кто ищет изменения. (Мишлей 24:21)]. Настоящим и грозным предупреждением против пропагандируемой автором этой статьи «блажи» служит также известная Мишна в Пиркей Авос: [«Молитесь за благополучие правительства, потому что без страха к нему люди будут глотать друг друга живьем. (Пиркей Авос 3:2)]. Такие «Прописные Истины» совершенно очевидно не будоражили либертарианского сознания Гулько в момент написания этой своей статьи, или вернее, выполнения этого социального заказа. Но, как говорится, Б-г ему Судья … а Кацин начальник.=== Б.К. === P.S. Продолжая же, в свете предложенной автором темы, говорить о социальной нагрузке (не о «заказе») — то вот, Джо Носэра, известный журналист и автор, полностью посвятил свою, совсем недавнюю (Суббота, 2-го мая), статью в Нью Йорк Таймс рассмотрению позиции и точки зрения Джима Манзи, «хорошо известного либертарианско/консервативного теоретика», а также основателя и главы компании «Applied Predictive Technologies» и одного из авторов «cloud computing» (ICloud — B.K.), которые заключаются в том, что по мнению Манзи, дальнейший прогресс в стране, особенно технический, и в частности, в области всевозможного рода новаций, вообще должен быть, или вернее вновь стать, «заботой государства» и в этом смысле вернуться к опробированной уже в столетиях концепции Александра Хамилтона, рассматривающего «государственную помощь» в развитии экономики, элементом не только необходимым, но и основным. Одновременно, мистер Манзи выразил крайне скептическое отношение к различного рода частным фирмам и фондам на сегодняшний день в этой сфере подвизающихся.
    Так что, согласиться с автором, относительно «тяжкого груза», если полагаться на его интерпретацию «свободы», никак нельзя, и потому, статья Гулько представляет из себя «очередную» из общего ряда «сомнительных», представляемых им на этом сайте.

    1. «Как просто отнять у народа свободу —
      её надо просто доверить народу».

      Игорь Губерман

  5. Статья автора совершенно спорная. Факты притянуты за уши. История знает хорошие и плохие демократии, также как и хорошие и плохие монархии.
    История развивается почти всегда волнами: монархия с годами превращается в деспотизм, затем — революционный переворот — приходит демократия- переходит в супердемократию — вседозволенность — затем военный переворот- авторитарное правление — угнетение- перебор- опять революция — опять демократия.
    Просвещенная демократия лучше!

  6. America, all of RUSSIA is watching and listening to the LIES and peretiranie facts of your government!! DISGUSTING!!! And this is America! And THIS is Democracy!!! SHAME!!!

    1. Ура! К нам Гала пришла! Знаток английского, знаток Америки, с «Комсомольской правдой» под мышкой и георгиевской ленточкой на глазах.

      1. Белая повязка сегодня, разумеется, куда более предпочтительней георгиевской ленточки, как и английский язык русскому. ===Б.К. === P.S. Но в таком случае, и кричать «Ура» куда более предпочтительней сегодня в Одессе.

Обсуждение закрыто.