Лет 15 назад я ещё ходил к парикмахеру. При знакомстве оглядев то, что росло у меня на голове, старенький Арон, родом из Черновцов, подрабатывавший на поприще стрижки, ехидно спросил: «Вас как стричь, в виде причёски?»
Накрытый простынёй, под стрекотанье машинки, я слушал истории Арона. Как у каждого еврея, пережившего Холокост, они были трагичны. Детство своё он провёл в гетто. Там погибли его родственники.
Что удивляло в историях Арона: о чём бы ни заходила речь — о притеснениях ли от румын, оккупировавших в начале войны отнятую у них Советским Союзом незадолго до того Буковину, о сменивших ли их немцах, Арон неизменно повторял: «Ну, тут мы сами (то есть евреи) виноваты». Скажем, страшный голод в гетто он связывал с плохим распределением еврейским руководством поступавшей в гетто от каких-то заграничных источников крошечной помощи.
Я замечал: рефрен о нашей вине — что бы ни происходило с нами, вокруг нас или даже где-то далеко и вовсе не с нами — важная часть еврейского самосознания, нашего восприятия мира. Даже в стремлении Израиля немедленно броситься на помощь после любого несчастья, произошедшего в любой точке земного шара, видится мне и момент еврейского чувства вины — недосмотрели! Землетрясение на Гаити — не слишком ли сильно мы топали с нашей стороны земли?
Особенно красноречиво высвечивается этот «еврейский комплекс» в отношении либеральных евреев к арабам, враждебным к евреям и к еврейскому государству. Убийцы детей получают в израильских тюрьмах бесплатное образование, а затем освобождаются в рамках каких-то обменов или жестов доброй воли. В Газу фактически бесплатно поставляются электричество, вода и даже цемент, используемый для создания укреплений в подготовке к войне против Израиля. В трудах израильских «новых историков» вина за ненависть арабов к евреям перекладывается на действия евреев при создании Израиля под пулями армий пяти арабских стран, напавших в то судьбоносное время на нарождавшееся государство. Многие американские евреи индифферентны к движению за бойкот Израиля или даже поддерживают его.
Известный израильский журналист Ари Шавит в недавней книге «Моя Земля Обетованная» посвятил главу изгнанию из Лидды — ныне это Лод — в критический момент Войны за независимость 1948 года части арабских жителей. Лидда была местом яростных боёв. Она связывала Тель-Авив и Иерусалим и играла важную роль в защите столицы еврейского государства. В своей рецензии на книгу, опубликованной в JP от 25 февраля, еврейский общественный лидер Изи Лейблер высказал мнение, что «Шавит искажает в описании битвы за Лидду исторические факты… Его желчь опирается на воспоминание одного сомнительного араба, оценивавшего поведение израильтян как варварское».
Либеральный американский журнал «Нью-йоркер» охотно перепечатал эту главу из книги Шавита как отдельное эссе в своем октябрьском номере за 2013 год. Ещё бы — в ней описывается предполагаемый «первородный грех» рождавшегося Израиля! Возражая позиции Шавита, Лейблер предполагает: «Наша гиперсамокритика, подчас даже мазохизм, подчёркивает чрезвычайно развитое чувство моральности, присущее еврейскому государству».
Я бы не смешивал моральность и мазохизм. Самокопание с целью найти свою вину — не самая симпатичная наша черта. Она объясняет принятие многими левыми интеллектуалами Израиля и Америки арабского нарратива возникновения нынешнего еврейского государства и его современной политики, несущего в себе традиции «Тысячи и одной ночи». Она объясняет и подмеченный психологом Вадимом Ротенбергом когнитивный диссонанс, характерный для сознания евреев Израиля, — это когда победители чувствуют и ведут себя как побеждённые.
Чтобы усмотреть корни этого синдрома в нашей душе, нам стоит обратиться к иудаизму, тысячелетия выковывавшему наш национальный характер. Может быть, помянуть ежедневную — кроме шаббатов и праздников — молитву, в которой мы раскаиваемся в грехах, обычно нами не совершённых.
Самым святым днём года мы признаём Йом-Кипур, полностью посвящённый раскаянию в проступках и преступлениях за прошедший год. Самым же эмоциональным моментом Йом-Кипура для меня является чтение рассказа об обвинении императора Адриана, брошенном десяти величайшим еврейским мудрецам: «Но ведь продали же ваши предки своего брата Йосефа торговцам-ишмаильтянам!.. Поэтому сейчас вы примете небесную кару за их грех…» И ответили мудрецы: «Если мы виновны и заслужили смерть, то безропотно покоримся приговору Того, Кто велик милостью» (Махзор). После этого следует описание жестокой казни десяти мудрецов.
Точно такого исторического события — совместной казни — в реальности не было: мудрецы, названные в Махзоре, жили в разные века. Хоть все они были замучены римлянами. Но в этой истории назван предполагаемый «первородный грех» первого поколения евреев, ставший основой, на которую веками настраивается комплекс вины, которым страдают евреи.
Я допускаю, что, если бы суд Адриана действительно состоялся, наши мудрецы привели бы веский аргумент защиты: продажи Йосефа братьями в действительности не было. Это самое загадочное недоразумение в восприятии нами своей истории.
У нас есть единственный письменный источник этого события. Но источник более чем авторитетный — Тора. В ней сказано: «И взяли (братья) его (Йосефа), и бросили в колодец. А колодец был пуст, без воды. И уселись поесть… И проходили люди мидянские, торговцы, и вытащили, и подняли Йосефа из колодца, и продали Йосефа йишмеэлим за двадцать (кусков) серебра, и увели Йосефа в Египет. И вернулся Реувен к колодцу, и не было Йосефа в колодце, и разорвал Реувен одежды свои» (Брейшит, 36:24–37:29).
Братья действительно грозились продать или даже убить Йосефа, досаждавшего им ябедами и зазнайством. Как бы развивались события, не укради мидяне Йосефа из «педагогической ямы»? Его бы вытащил оттуда старший из братьев Реувен, а остальные братья, поостыв, наверное, спросили бы Йосефа: «Будешь ещё ябедничать? Предсказывать, что все мы будем тебе кланяться?» И натерпевшийся страхов Йосеф — мы знаем, кричавший из ямы о прощении — надо полагать, ответил бы: «Больше не буду». Но как бы случилось тогда предсказанное ещё Аврааму наше египетское рабство? Поэтому появились, по американскому выражению, «как из тонкого воздуха», мидяне и выкрали Йосефа.
Приняв такую версию судьбоносного события на заре нашей истории, мы могли бы начать избавляться от присущего нам обременительного чувства вины и стать более адекватными этому миру. Эта версия, правда, расходится с объяснениями события самым авторитетным комментатором Торы Раши, считавшим, что Йосефа продали мидянам братья. Но она не противоречит пониманию эпизода другими авторитетами — Рашбамом и Мальбимом.
Как тогда объяснить трактовку продажи Йосефа Раши? Выдающийся современный раввин Адин Штейнзальц сообщает в своих комментариях, что Раши «однажды признался своему внуку Рашбаму, что если бы он мог, то постоянно менял бы свои интерпретации “в соответствии с тем буквальным смыслом, что обновляется каждый день”. Смысл текста обновляется… и потому, что мы сами постоянно меняемся». Так что, возможно, мы уже достигли уровня критичности по отношению к себе, когда нет нужды нам винить себя за несостоявшуюся продажу брата.
Не представляются достойными люди, всегда и во всём считающие себя правыми, а других виновными. Но нет правды и в самоненавистниках, винящих в происходящем только себя и свой народ. Вероятно, поэтому Тора, воспитывающая нас, по словам рабби Штейнзальца, «подобна драгоценному камню с бесчисленным количеством граней, и мы можем каждый раз смотреть на неё с иной стороны». Это позволяет нам понимать определивший национальную судьбу евреев эпизод с продажей в рабство Йосефа тем или иным образом. Это должно позволить нам адекватно воспринимать себя в непростом мире и избавиться от удручающего чувства вины.
2 комментариев к “Чья вина?”
Обсуждение закрыто.
«Особенно красноречиво высвечивается этот «еврейский комплекс» в отношении либеральных евреев к арабам, враждебным к евреям и к еврейскому государству…Чтобы усмотреть корни этого синдрома в нашей душе, нам стоит обратиться к иудаизму, тысячелетия выковывавшему наш национальный характер».
Это очень интересный вопрос: «Много отдать — Мало получить». Возможно разгадка кроется действительно в иудаизме, ведь никакая другая религия не знает такого количества жертвоприношений (5 видов):
Olah (עלה) Огненная жертва; Mincha (מנחה) Жерва продуктов; Sebach Schlamim (זבח שלמים) Жертва за сохранение мира; Chattat (חטאת) Жертва за духовные грехи; Ascham (אשם) Жертва за совершенную вину. Возможно, что после утраты Храма и невозможности принести там жертвы, евреи стали преувеличено много жертвовать морально самих себя и свои интересы, как компенсацию за невозможность принесения натуральных жертв?
Самокопание, с целью найти свою вину, особенно ярко проявляется в среде евреев-атеистов. Хотя после утери Храма раввины предложили новые 3 пути: Молитву (Амида), выполнение Митцвот и изучение Торы. Но для атеистов эти пути закрыты и в результате они и смешивают моральность и мазохизм.
Возможно также другое объяснение «еврейского комплекса» , данное французским социологом Pierre Bourdieu: Тот, кто без видимого давления дает чаевые, ожидает никакой дальнейшей услуги со стороны, например, официанта. Дающий просто хочет получить признание своей добропорядочности и моральности со стороны окружающих. Окружающий мир требует от евреев повыженных моральных стандартов и, как реакция, евреи «должны» больше жертвовать, в случае слабых людей — доходящего до самопредательства.
ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ нас убеждают что мы всем должны. Почему мы должники вечные пытаются нам доказать даже священники. Доходят до мерзости пытаясь оправдать массовые уничтожения евреев! Представители США не «могут» понять как смеет Израиль пытатся защищать свои жизненные интересы.Ведь Израиль объязан своим существованием даже тем странам которые «de fakto ПРИЗНАЛИ признали его. По инерции бывшие угнетатели до сих пор не могут примириться с существованием самодостаточной страны евреев. Тем более способной защищать свои интересы! Очень хочется им указать евреям их место: ведь недавно им нельзя было жить за пределами гетто и вступать в престижные клубы! Не понятно как надо доказать что мы не изгои.