Цикл чтения «арба паршийот», четырех тематических отрывков из Торы, приуроченных к весенним праздникам Пурим и Песах, завершится в эту субботу отрывком «А-ходеш» («Этот месяц»). Его прочтут в синагогах сразу после недельного раздела Пятикнижия.
«А-ходеш» всегда читают в канун месяца нисана (в этом году первое нисана выпадает на вторник, 1 апреля). Самый первый «рош-ходеш нисан» навсегда вошел в еврейскую историю. В тот день, перед Исходом из Египта, сыны Израиля получили первую общенациональную заповедь — освящать наступление еврейских месяцев. Традиция праздновать «рош-ходеш» имеет глубокое духовно-историческое значение. В период восстания Маккавеев греко-сирийские захватчики пытались силой отменить ее вместе с двумя другими основополагающими заповедями иудаизма — освящением шаббата и обрезанием новорожденных мальчиков. Наши враги хорошо понимали, как важен еврейский календарь в сохранении евреев как народа Торы.
Мудрецы объясняют, что в заслугу соблюдения этой заповеди Б-г дал евреям власть над временем. Члены Синедриона получили право строить календарь с его неизменным циклом праздников. Они провозглашали наступление нового месяца по свидетельству двух человек, видевших появление молодой луны. В освящении календарных месяцев заложена идея вечного обновления. Еврейский народ похож на луну. У него бывают периоды «ущербности», и кажется, что он вот-вот исчезнет с исторического небосвода. Но после каждого цикла убывания наступает период обновления и роста. Вопреки законам истории и простой логике, евреи продолжают жить и духовно развиваться, демонстрируя уникальную способность претворять в жизнь древние пророчества о грядущем Спасении.
Описав ритуальную нечистоту, исходящую от трупов животных, Тора переходит к законам «нечистоты», которые относятся к людям. Вначале описан процесс очищения женщины после родов. Затем рассматриваются различные виды поражений наподобие проказы — «цараат», которые появляются на коже людей, их одежде и в жилищах как наказание за аморальное и антиобщественное поведение. При виде первых изменений у себя на коже человек обращался к священнику-коэну, который определял характер поражения: идет ли речь о «цараат» или кожном заболевании. Коэн изолировал пострадавшего на неделю. Если признаки болезни не менялись, карантин продлевался еще на семь дней, после чего коэн определял статус человека: «чист» или «нечист». В разделе описаны разные формы «цараат». Человек с подтвержденным диагнозом «цараат» должен был отрастить волосы на голове, распороть свои одежды и предостерегающе кричать: «Нечист, нечист!» Он не мог поддерживать нормальные отношения с другими людьми. В разделе рассматривается также явление «цараат» на одежде.
***
«Если женщина зачнет и родит сына…» (12:2).
Мидраш учит, что законы кашрута и ритуальной чистоты излагаются в Торе в том же порядке, в каком Б-г создавал мир. Вначале на земле появились животные и птицы и лишь затем человек. Точно так же в предыдущем разделе «Шмини» речь шла о животных, а теперь в «Тазриа» настала очередь людей.
Но тогда почему Тора не начинает рассматривать законы «тумат а-адам» (нечистоты человека) с мужчин? Ведь Адам был создан раньше Хавы. Почему Тора меняет порядок и открывает сегодняшний раздел с законов, относящихся к женщине-роженице?
Ответ мы находим в известном галахическом принципе: «Тадир ве-ше-эйно тадир, тадир кодем» («Предпочтение дается тому, что наиболее распространено»). Женщина, родившая ребенка, более распространенное явление, чем мужчина, который покрывается язвами проказы.
Есть и другой ответ, основанный на простой логике. Раздел «Тазриа» начинается с роженицы, поскольку все люди должны вначале родиться и лишь потом задуматься об опасности «цараат».
И наконец, в-третьих, Тора нарочно поставила законы о кожных поражениях, вызванных неправильным поведением человека, после законов «нечистоты» роженицы, чтобы научить нас важному правилу: если мужчина не будет соблюдать правила супружеских отношений, которые запрещают, в частности, вступать в связь с женой, когда она «нечиста», то он сам получит наказание свыше — язвы и нарывы «цараат».
Священный союз
«А в день восьмой пусть обрежут крайнюю плоть его (новорожденного мальчика)» (12:3).
В разделе «Тазриа» мицва обрезания приведена вторично. В первый раз она упоминалась в книге «Берешит», когда Б-г заповедовал Аврааму обрезать себя и всех мужчин своей семьи.
Из приведенного стиха мудрецы выводят ряд дополнительных положений: обрезание (не отсроченное по медицинским или другим причинам) разрешается совершать в шаббат; ребенка, появившегося на свет в результате кесарева сечения, в субботу не обрезают, даже если это восьмой день его жизни; обрезание не делают в ночное время.
Между тем правило восьмого дня подтверждает величие шаббата. Ребенку делают обрезание только после того, как он узнает «вкус» субботы. Лишь ощутив святость этого дня, пройдя через его возвышенную духовность, он достигнет той степени «чистоты», которая позволит ему вступить в священный союз еврейского народа с Творцом Вселенной.
Деликатный Б-г
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше и Аарону: «Человек, на коже тела которого появится опухоль, или лишай, или пятно, и образуется на их месте язва, похожая на язву проказы, человек этот должен быть приведен к Аарону-коэну или к одному из его сыновей-коэнов» (13:1–2).
Рабейну Бахье спрашивает: «Почему этот стих не начинается со слов “Скажи сынам Израиля…”, как в других местах, где излагаются законы Торы?»
Ответ мы находим в одном из псалмов: «Ибо Ты — не Б-г, желающий беззакония; да не водворится у Тебя зло» («Теиллим», 5:5). Б-г не любит уличать и карать людей, даже самых отпетых злодеев, как сказано в пророчествах Иехезкеля: «Клянусь… — говорит Б-г, — что Я не хочу смерти нечестивцев».
Наоборот, Всевышний при каждом удобном случае стремится подчеркнуть, что люди по натуре своей праведники, как сказано у Иешаягу: «Б-г хочет ради их (сынов Израиля) праведности возвеличить и прославить Тору».
Вот почему раздел, в котором описаны всевозможные поражения на теле людей, не начинается с привычного зачина: «Скажи сынам Израиля…»
В Торе Имя Б-га не появляется в непосредственной связи с каким бы то ни было злом. Зато в связи с чем-то хорошим оно почти всегда появляется. В подтверждение можно привести несколько примеров из Хумаша и Танаха.
Когда Б-г благословлял Адама и Хаву, в Торе написано прямо, что Он их благословил. Зато в эпизоде, где Всевышний проклял родоначальников человечества за их первородный грех, нет слова «проклятие»: «…А женщине Он сказал…» и «…Адаму Он сказал».
Точно так же, когда Ноах благословил Шема, он сказал: «Благословен Б-г Шема», а когда проклинал Канаана, то Б-га не упоминал: «Пусть будет проклят Канаан».
Прежде чем сообщить евреям порядок жертвоприношений, Б-г заявил Моше: «Скажи сынам Израиля…если человек приносит жертву от себя Б-гу». А когда Он предупреждал людей о проказе «цараат», никакого обращения к сынам Израиля не было, а просто написано: «Когда у человека появляется на коже плоти его…»