О том, что геополитические игры с их стратегией и тактикой подобны шахматной игре, писали многие и давно. Такие шахматные термины, как «цейтнот», «цугцванг», «рокировка», «проходная пешка», «преимущество первого хода», а в шутку добавлю, что даже еще и «мат», прочно прижились в комментариях по поводу событий политической жизни. Вот и я в предыдущей статье вспомнил об «отравленной пешке»…
А сейчас мне вспомнилось, как в уже давние времена, это было в Минске, в научно-исследовательском институте, любители шахмат в часовой обеденный перерыв собирались вместе — кто поиграть, кто посмотреть, как играют, оценить позиции, предложить лучший ход. К окончанию обеденного перерыва, когда на доске еще не эндшпиль, а скоро цейтнот, болельщики становились главной силой, и, если игравший сопротивлялся, его держали за руки, и кто-то делал ход за него, под общий хохот объясняя, что шахматы — игра коллективная и со стороны виднее.
Геополитические игры, несомненно, коллективные: какие бы два игрока ни разыгрывали свои комбинации, уединиться им не дадут, со всех сторон другие интересанты наблюдают, прикидывают, кто кого одолеет, и норовят вмешаться, если что развивается не так, как им желательно. В данный момент вмешаться в происходящее на украинской «шахматной доске» решила Россия. Лидеры Европы и Америки просили Путина не вмешиваться, предупреждали, что интервенция неприемлема. Однако и ему, и всем наблюдателям казалось, что вряд ли они способны предотвратить интервенцию «по-хорошему», а смогут ли «по-плохому» — вопрос. Поскольку война за Украину переходила уже в явную форму, руки разыгравшегося российского «шахматиста» кому-то необходимо было удержать, а ситуация складывалась такая, что неделями схватить его за руки было вроде как некому.
Президент Обама, по всему судя, ссориться с Путиным не склонен. «Мы глубоко озабочены сообщениями о передвижении войск Российской Федерации на территории Украины», — сказал он на днях. Ну и что? Он глубоко озабочен, генсек ООН озабочен чрезвычайно, генсек НАТО и Евросоюз тоже озабочены, но Путина их озабоченность не остановила. «Соединенные Штаты вместе с международным сообществом подтверждают, что любая военная интервенция в Украине будет иметь серьезные последствия», — заявил американский президент. Одновременно некий сотрудник Администрации президента США сообщил агентству Рейтер на условиях анонимности: «Президент США Барак Обама и европейские лидеры могут принять решение о неучастии в саммите “Большой восьмерки” в Сочи». Если такое «страшное» наказание предвещалось России за интервенцию в Украину, то выглядело оно скорее не как наказание, а как поощрение.
Моральное лидерство на Западе переходит, на мой взгляд, от президента США к Ангеле Меркель. «Через сто лет после Первой мировой войны и 75 лет после Второй мировой — новую войну в Европе невозможно себе представить», — сказала она в Лондоне, выступая перед обеими палатами парламента Великобритании. Официально объявленной целью ее визита в Лондон было привлечение Великобритании к более тесному единству в Евросоюзе, для чего она обещала ограничить бюрократию и полномочия Еврокомиссии. Но очевидно, что главная цель визита была в другом. Притянуть к себе Великобританию Германии потребовалось, несомненно, в связи с растущим беспокойством по поводу непредсказуемости российских намерений в отношении Украины. «И далее везде» — так мне слышится беспокойство Европы. Новую войну, действительно, «невозможно себе представить», ибо она имеет шанс перерасти в ядерную. Но как ее избежать? Конечно, не уступками агрессору. Западу необходимо решиться на отпор, чтобы предотвратить сползание к третьей мировой на этапе, еще максимально от нее отдаленном.
Грустно и тягостно об этом рассуждать, но это реалии, восходящие к предшествовавшим 77 лет тому назад, когда Запад не вступился за Чехословакию. Исторические аналогии условны, но как напоминание — актуальны. В том смысле, что в наши дни разыгрывается, грубо говоря, не столько Украина, сколько предстоящее мироустройство. Надо четко определить позицию Запада — Европы и Америки — в неспокойно развивающейся ситуации на глобальной «шахматной доске». Отступать нельзя, а отвести глаза и заболтать проблему тоже не удастся — история повторяется и дважды, и трижды, да, вопреки Гегелю и Марксу, никогда это не фарс, а каждый раз трагедия.
Что касается фарса, то я увидел его, просмотрев телерепортаж с заседания российского Совета Федерации, где по запросу президента Путина так называемые сенаторы во главе с Валентиной Матвиенко единогласно откозыряли своему главнокомандующему. Выступавшие один за другим обвиняли США во вмешательстве в украинские дела, в связи с чем прозвучала угроза отозвать из «империи лжи» российского посла. Принятое ими постановление, санкционирующее ввод российских войск на территорию другого государства для защиты русскоязычных соотечественников, смешно по форме, ничем не оправдано, но зловеще по существу, поскольку оно уже само по себе является грубейшим нарушением международного права независимо от того, в каком объеме будет реализовано.
Но знаете, читатель, российские сенаторы, обвинявшие во всем США, в какой-то мере правы: к тому, что теперь происходит, привела американская игра в поддавки, когда Хиллари Клинтон по поручению Барака Обамы начала глупую «перезагрузку». Американское руководство в глазах Путина предстало слабаками и трусами. И это его представление во многих столкновениях, например в отношении Абхазии и Южной Осетии, насильственно оторванных Россией от Грузии, вполне подтвердилось, поэтому Путин так расхрабрился. Запад в некотором смысле виноват, и США в особенности.
Пресс-секретарь президента России заверял, что Путин еще не принял решения о вводе войск, но по факту они уже были введены и задействованы. При этом мне кажется, что Путин помимо открытых военных операций намерен использовать тактику, отработанную им ранее в Чечне. Там, если помните, конфликт решали путем его «чеченизации», то есть конфликт чеченского народа с Россией был переведен в русло войны одних чеченцев с другими. Сейчас, я думаю, пойдет (да уже и идет) преступная попытка «украинизации» конфликта путем разжигания в Украине гражданской войны. Для этого используются всевозможные провокации и заранее подготовленная агентура.
События в эти недели развивались и дальше развиваются в таком темпе, что воспринимаемые новости тут же устаревают. Поэтому я в этом обзоре многие новости обойду, перечислив лишь некоторые выборочно.
Барак Обама: «Я думаю, что мир в основном един во мнении, что предпринятые Россией шаги являются нарушением суверенитета Украины, ее территориальной целостности, нарушением международного права, нарушением существующих соглашений России по поводу ее отношений с соседями. Как следствие, мы получили резкие заявления НАТО, “Большой семерки” с осуждением действий России. Мы будем продолжать эти дипломатические усилия в течение недели».
Джон Керри призвал Россию немедленно «вернуть свои войска на базы и поддержать международное посредничество» в Украине. Госдепартамент США: «Соединенные Штаты осуждают российское вторжение и оккупацию украинской территории, а также нарушение украинского суверенитета и территориальной целостности, что противоречит обязательствам, взятым на себя Россией в соответствии с Хартией ООН, Хельсинкским соглашениям, договору с Украиной о дислокации вооруженных сил 1997 года и Будапештскому меморандуму 1994 года».
До разрешения конфликта на Украине США заморозили любые переговоры с Россией по вопросам торговли и инвестиций. Пентагон прервал все военные контакты с Москвой, прекратив все совместные учения, переговоры, визиты и конференции.
Ангела Меркель в телефонном разговоре с президентом России обвинила его в том, что, пойдя на «неприемлемую интервенцию в Крыму», он нарушил международное законодательство. Владимир Путин после телефонного разговора с канцлером Германии Ангелой Меркель согласился создать группу по ситуации в Крыму под эгидой ОБСЕ.
А тут еще Кравчук, первый президент Украины, выступил. Хоть он уже бывший, но то, что он сказал, уже носится в воздухе и многими в мире разделяется: «Война между Украиной и Россией неизбежно перерастет в третью мировую войну. Путина, если он начнет войну с Украиной, ждет “Московский Нюрнбергский процесс”».
Путин, как «шахматист» остроатакующего стиля, зарвался, многого не учел и оказался в позиции, которая называется «цугцванг». Хорошего хода нет: вперед плохо — против всего коллектива западных «шахматистов» не попрешь, а назад — потеря лица в России. И он повел игру к пату, как бы к ничьей.
Так мне представляется его пресс-конференция, на которой он наговорил много, но, главное, успокоил, сообщив, что «необходимости использовать войска на Украине пока нет». Добавил, правда, при этом, что «возможность такая есть». Он грубо лягнул Америку: «У меня складывается впечатление, что там сидят сотрудники какой-то лаборатории и как над крысами проводят эксперименты», но тут же отдал приказ войскам Центрального и Западного округов, в ходе «внезапной проверки боеготовности» уже к чему-то изготовившимся, вернуться в места постоянной дислокации.
Интрига, впрочем, продолжается, это еще не эндшпиль, «шахматная партия» между Западом и Россией переходит в стадию позиционной игры и вроде бы откладывается для домашнего анализа. Доигрывание предстоит. И важно не дать Путину свободу действий. А он между тем заявил, что Янукович остается для него легитимным президентом Украины, а в Киеве он видит «разгул неонацистов, националистов, антисемитов». Интересно, что в Москве на Манежной он их не видел.
В заключение — шахматный ход, который, будь он, кроме сообщения Turner Radio Network, подтвержден официально, удостоился бы восклицательного знака: «В ответ на российское вторжение США отправили ударную группу на авианосце в направлении Черного моря, чтобы иметь возможность реагировать на развитие событий на Крымском полуострове в Украине. Авианосец USS George H. W. Bush сопровождают семнадцать других кораблей и три субмарины».