«Ты имеешь право?»

«Ты имеешь право-»Эту историю давно мне поведал автор. Когда он поделился с друзьями своими болью пропитанными «псалмами», единственное, что спросили его (сделала это русская женщина-филолог): «А ты имеешь право?» Ты имеешь право говорить слогом царя Давида? Имеешь право вопрошать Создателя о причинах невообразимых бедствий (в это время Залман работал над своей повестью о Холокосте)? Имеешь право говорить от всего своего народа? И — ты имеешь право изображать, будто ты — пророк?
Почти такой же вопрос стоял передо мной, когда я «перелагал» настоящие псалмы. Моему другу Меиру Левину на подобное ответил его рав: «Если ты используешь святое, чтобы развеселить (напугать, смутить и т. д.) людей — ты совершаешь величайшее святотатство. Если же для того, чтобы приблизить людей к святости — ты исполняешь величайшую заповедь. И никто в мире не скажет тебе, что это — только ты сам».
Создано автором более 30 «псалмов» — по сути, это один большой Плач. Ограниченный местом, приведу лишь немногое. Залман — не глубокий знаток Традиции, некоторые (в подборку не вошедшие) места мне видятся чужеродными, от наслоений извне, чаще — христианских интерпретаций. Но — что, наверное, всего важнее — он еврей с глубоким и выстраданным, выношенным чувством своей неразрывной связи с этим народом. И посмотрите, как актуально потому звучит многое из написанного здесь!
Что касается слога стихотворений на русском — мне он показался чем-то подобным переводам Корана, автору — скорее связанным со стилем Библии короля Джеймса. А скорее всего — это стиль его души, плачущей перед невероятным, невозможным — что случилось.
Шлите нам стихи на e-mail: ayudasin@gmail.com.

Залман Шмейлин
ПСАЛМЫ

И приходят разрушающие,
когда время строить.
И приходят строящие,
когда время разрушать.
И разрушают строящие,
и строят разрушающие.
И великое зло от этого идет
по всей земле.

***

И мир устанавливают
воинственные,
И ходят на войну склонные
к умиротворению.
И говорят воинственные о мире,
А слабые духом произносят
воинственное.
И великое лицемерие
воцаряется повсеместно.

***

И многие говорят:
«Кто покажет нам благо?»
И приходят лживые
и восклицают громко: «Я знаю!»
И закрыты уши у внимающих
к голосу сердца своего.
И Б-г не говорит более
устами Пророков.

***

И говорят одни:
«Верую в Господа».
И говорят другие:
«Служу Господу моему, как раб,
И телом, и душой».
А Евреи, обращаясь к Господу,
говорили: «Уповаем»,
Что означает: «Успокоились,
найдя убежище».
И оттого множится
непонимание
И витают в воздухе
тяжкие обвинения,
Как обломки рухнувшей
Башни Вавилонской.

***

И вот блуждаю я,
нет дома у меня,
Нет нигде на целой земле
и некуда приткнуться.
И хожу лишь я путями своими.
Но дороги мои прошли
по тучным местам.
И наследие мое дорого для меня,
И не отступлюсь
я от наследия моего,
И не прислонюсь я к богу чужому,
ища надежного убежища.
А те, что у чужих ищут,
Своего лишатся,
а чужим не возвысятся.
Исторгнуты они будут,
И скорбь их умножится.
***

И стал мой народ текучим,
как вода, заполняющая сосуды.
И нет в нем силы камня,
разбивающего кувшин.
Не сказано ли: «Блажен народ,
у которого Господь есть Б-г»?
Отчего замкнулись уста пророков
наших, изрекавших мудрое?
Отчего не слышно их голоса?
Не оттого ль пали мы,
что озаботились низким?
Кому назначено быть пастырем
у народов земли,
Не пристало слыть
приживальщиком
у недругов своих.

***

И вот она, Жизнь, и вот она,
Смерть.
И нет ничего, за что можно
было бы зацепиться,
И нет ничего, что заслуживает исключения из череды дней.
И малое и большое в одном ряду,
И ничем нельзя поступиться.
И все проходит.
Лишь Слово, выбитое на камне,
живет вечно.

***

И говорят одни: «Преступлю
через праведность
Во имя Народа моего,
во имя Дома моего,
Во имя Семени моего».
И делают так и тем гордятся.
И говорят другие:
«Нет благословения идущему
По кривому пути. Ни в большом,
ни в малом.
И ныне, и присно,
и во веки веков».
И нет согласия между теми
и другими.
И не празднует победу
чистый в сердце своем
Над силой, хитростью
и обманом,
Но записаны Правила его
на сапфировых скрижалях,
Свернутых в свиток,
Чтобы продлились дни на земле
для тех и других.

***

И вот стоим мы в Конце Дней
— Ты и Я —
Перед лицом Господа,
как обещали Пророки.
И нет страха и смятения,
только горечь и сомнения
В том, чему поклонялись
столь долго и кроваво,
И семя свое обрекали
на скитания и муки,
И при коленях чужих, униженные,
Продолжали служить с усердием.
И сосредоточились ненавидящие
нас во всех концах:
И Амаликитяне, и Исмаилтяне,
и Эдомиты,
И народы Гога и Магога,
и идут несчетно,
И восклицают сладострастно:
«Во имя Господа
Милостивого и Милосердного
уничтожим народ сей
Жестоковыйный, уберем его
с лица земли,
Нет ему места среди нас».
И нет нам защиты,
кроме нас самих.
Молчит Господь, замкнуты
уста его,
Нет его руки над врагами
нашими,
Воспрянули они
и злорадствуют, и выжидают
Сочувствующие нам,
отвернувшись в страхе.

***

И не ревную я к злодеям моим,
Ибо знаю, что не их
царство на земле.
И вот грызет червь цветущее
дерево, иссушает его,
Но упадет дерево, и погибнет
убийца его,
Ибо нет в нем силы
самосуществования, пуст он.
И встану я двумя ногами
на Востоке и на Западе,
Чтобы не торжествовали
транжиры наследия моего,
Чтобы не могли возглашать,
пресытившись:
«Вот теперь хорошо,
по душе нашей!»

***

И говорят Оберегающие Жизнь:
«Давайте устроим мир,
Чтобы всем хорошо было.
А земля — тучная она и всего
На ней вдоволь и всем хватит».
И садятся за стол согласия
с Восхваляющими Смерть,
И всячески ублажают их,
и елейно рассуждают
О Благостном.
И слушают Любящие Смерть,
и презирают в душе своей
Тех, кто Жизнь у них
выторговывает,
и кивают головой
Лицемерно.
Но пестуют детей своих,
как воинов, чтобы
Легко одолеть было миролюбцев
расслабленных в городах
Их цветущих, и жен их взять,
и детей их сделать
Своими прислужниками,
и чтобы пролилась кровь
И возрадовалась душа
воинственная опустошению.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 1,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора