– У меня умер взрослый сын от тяжелой болезни. Каждую неделю я хожу на кладбище и зажигаю в пятницу свечку. Очень тяжело. Иудаизм не разрешает приходить часто на кладбище? Но я не могу без этого.
Ора, Израиль
– Понимаю, что в столь тяжелом эмоциональном и психологическом состоянии (словами эти чувства не выразить), в котором находится мать, потерявшая своего ребенка, независимо от того, в каком возрасте он ушел в иной мир, бывает важно, а возможно, и жизненно необходимо поддерживать с ним хоть какой-то, пусть и не совсем обычный контакт.
У каждого в скорби свой, индивидуальный путь. И если еженедельные посещения кладбища в какой-то степени притупляют Вашу душевную боль, если Вам от этого легче — еще какое-то время продолжайте поступать так, как поступаете. Хотя с точки зрения нашей традиции это неправильно.
В нашей традиции действительно существуют законы соблюдения траура. Однако не для того, чтобы регулировать человеческие чувства, ограничивать их проявление (сердцу, как известно, не прикажешь), что-то не разрешать… Но наоборот — чтобы помочь человеку справиться с горем и жить дальше, реализуя жизненные цели, помочь ему духовно подняться над собственными страданиями, осознать, что на все — воля Всевышнего, и правильно относиться к утрате. Ведь нам видна лишь малая часть общей картины мира. Мы не имеем представления о том, что происходит с конкретной душой того, кто покинул нас. И только из нашей традиции мы черпаем знание, что можно сделать, чтобы возвысить его душу в том мире, способствовать тому, чтобы его душа поднималась выше и выше в духовных мирах. В этом, в частности, глубочайшая мудрость нашего мировоззрения и наших законов.
Осознать все это человеку очень трудно. В особенности тем, кто по-настоящему еще не приблизился к еврейскому образу жизни. Тем не менее постарайтесь все же настроить себя на то, что по еврейским законам по истечении года после смерти близкого об ушедшем в иной мир принято вспоминать в основном лишь в йорцайт — годовщину со дня смерти — по еврейскому календарю, разумеется.
Суть данной рекомендации состоит главным образом в том, что выстраивание, усиление и укрепление связи с умершим не помогает его душе. Не помогает и скорбящему. Зачастую, наоборот, лишь бередит рану, не дает ей хоть немного зажить, не позволяя тому, кто остался в этом мире, вернуться к нормальной жизни, конструктивной деятельности.
Вы, как мне представляется, пока еще не очень глубоко прониклись еврейской традицией. И у Вас есть потребность воплотить горькие воспоминания о сыне в каких-то конкретных практических действиях. И у Вас есть такие возможности.
Я предложил бы Вам в память о сыне создать, например, библиотеку еврейских книг, которой могли бы пользоваться люди, стремящиеся изучать Тору. Или, допустим, организовать помощь молодым еврейским семьям и т. п. Это — в духе нашей традиции.
Нет у нас и запрета на то, чтобы повесить фотографию умершего в общей комнате (в спальне вешать или ставить такие портреты не рекомендуется). То есть в данном случае имеются в виду какие-либо, скажем так, пассивные действия, связанные с воспоминаниями. Не активные.
evrey.com
Рав Элиягу ЭССАС