Так уж получилось, что сегодня мне придется рассказать об очень многом. О том, что Пол Хегнесс нашел в старом ящике на аукционном складе; о признании одного из самых известных писателей Америки; о том, что случилось с карандашами после июня 1940 года; о двух итальянских иммигрантах в Америке, чей смертный приговор всколыхнул весь мир. И о «колоссах на глиняных ногах», что не менее важно, чем все остальное.
Пол Хегнесс купил на аукционе лот № 217 за 100 долларов. Он даже толком не знал, зачем он это сделал. Вообще-то он охотился за ценными книгами и художественными произведениями в оригинале или в первом издании. А лот № 217 оказался ящиком, набитым старыми бумагами и праздничными открытками. Рассматривая содержимое, он вдруг обнаружил письмо, адресованное Джону Биэрдсли, адвокату в Лос-Анджелесе, с очень интересным обратным адресом: «Эптон Синклер, Лонг Бич».
Теперь о карандашах. Когда я был ребенком и жил в Литве, все мои карандаши были сделаны в Германии, и на них была надпись «Eberhard Faber». В 1940 году, когда пришли Советы, мы стали Советской Социалистической Республикой, и постепенно карандаши «Faber» исчезли, а им на смену пришли карандаши с надписью «Сакко и Ванцетти».
Меня это совсем не беспокоило, карандаши нормально писали, но я был любопытным ребенком и хотел выяснить, кто такие эти самые Сакко и Ванцетти. И я выяснил: они были бесстрашными борцами за свободу угнетенного американского рабочего класса, жестоко убитыми лакеями богатых капиталистов боссов, которые правили Америкой и эксплуатировали рабочих. Позже, когда Арманд Хаммер – «хороший» американский капиталист, – который любил Советский Союз, построил в Москве карандашную фабрику, ей дали имя «Сакко и Ванцетти» в честь двух замученных капиталистами пролетариев. А когда литовские, латвийские и эстонские дети стали советскими детьми, они все получили эти новые карандаши.
Вскоре после революции Хаммер начал вывозить произведения русского искусства и царские сокровища в Америку, продавать их и делиться барышами с Советами. Гораздо позже, в 1960-х и 70-х годах его нефтяная компания «Оксидентал Петролеум» экспортировала советский аммиак, из которого в Соединенных Штатах производили удобрения. Аммиак же добывался заключенными ГУЛАГов, а г-н Хаммер сделал на нем неплохие деньги. Но я отвлекся…
Пола Хегнесса письмо поразило. Эптон Синклер был одним из самых известных писателей Америки. Он написал свыше 90 книг, выставлял свою кандидатуру на выборах губернатора Калифорнии в 1926 и 1934 годах (получил 600,000 и 900,000 голосов соответственно); книги его переведены на множество языков и прочитаны миллионами, особенно в Европе, где автор считался воплощением честности и достоинства. Ребенком я прочел его книгу «Джунгли» о тяжелой жизни рабочих на чикагских бойнях. Эта книга побудила президента Рузвельта учредить первые федеральные законы о контроле за качеством продуктов питания. Он также написал «Бостон», книгу о Сакко и Ванцетти, двух итальянских эмигрантах, почти не владевших английским языком. Их осудили за убийство во время грабежа обувной фабрики. Синклер назвал суд фальсификацией, а приговор – убийством двух невиновных. Его мнение разделяли видные американские и европейские деятели подобно Дороти Томпсон, Бернарду Шоу, Герберту Уэллсу, будущему судье американского Верховного Суда Феликсу Франкфутеру и многим другим.
К своему ужасу, в письме Эптона Синклера Пол Хегнесс увидел признание автора во лжи. Синклер писал своему поверенному и инструктировал его никоим образом не разглашать содержания письма: «Спрячьте его подальше в сейф. Может, в отдаленном будущем мир узнает правду. Я стараюсь преуменьшить свою роль во всей этой истории».
И дальше Синклер пишет о том, что, собирая материалы для книги «Бостон», он встретил адвоката Фреда Мура: «Оказавшись наедине с Фредом в номере гостиницы, я упросил его рассказать правду, и он сообщил мне, что эти люди были действительно виновны, и рассказал в подробностях, как он создал для них алиби. Я стоял перед самой трудной этической проблемой своей жизни», – пишет Синклер. И все-таки он решил не разоблачать ложь, руководствуясь двумя мотивами: лояльностью к социалистическому идеалу и боязнью потерять читателей.
В письме от 1924 года из архива университета штата Индиана Синклер сообщает доверенному лицу из газеты «Дейли Уоркер», что жена предупредила его, что если он расскажет правду, его будут называть предателем социалистического движения и не дадут закончить книгу.
Не меньше он волновался относительно потери читателей: «Лучше уж мне защищать Сакко и Ванцетти, потому что именно этого от меня ждут мои иностранные читатели, а они составляют 90% моей читательской аудитории».
Так и не раскрыв тайну справедливости приговора Сакко и Ванцетти, Эптон Синклер умер в 1968 году со славой самого ярого правдолюбца Америки.
Пол Хегнесс хранил письмо десять лет и недавно передал его архиву университета штата Индиана, где хранятся многие другие письма, включая и это письмо. Любопытно, что ученые, профессора и историки, занимающиеся творчеством Синклера, теперь выражают недоумение по поводу «раскрытой тайны», как будто им не были доступны архивные материалы. Кроме того, известен факт, что вышедшему на пенсию английскому профессору Айдеале Гамбера его отец Джиованни, который был бостонским анархистом в 1920-х годах и членом Комитета защиты Сакко и Ванцетти, признался перед смертью в 1982 году, что Сакко был одним из убийц: «Они все лгали, лгали во имя идеи».
1 комментарий к “ЛОЖЬ ПРАВДОЛЮБА”
Обсуждение закрыто.
Вот вся информация поэтому делу:
http://www.law.umkc.edu/faculty/projects/ftrials/SaccoV/biographies.html
Фред Мур отказался от защиты Сакко и Ванцетти по просьбе жены Сакко.
После Мура защищать Сакко и Ванцетти стал Вильям Томпсон.
\»…In November 1982, Francis Russell (author of highly-regarded book on the Sacco-Vanzetti trial) was informed in a letter from the son of Giovanni Gamberi, one of four members of a group formed in 1920 to arrange the Sacco-Vanzetti defense, that \»Sacco was guilty\» and \»Vanzetti innocent as far as the actual participation in the killing.\»
http://www.law.umkc.edu/faculty/projects/ftrials/SaccoV/s&vevidence.html