Наши поздравления именитому российскому писателю-сатирику и драматургу Аркадию Арканову, которому исполнилось 80 лет. Родился Арканов в семье снабженца Михаила Иосифовича Штейнбока (1904—1970), арестованного через год после его рождения. До освобождения отца в 1938 году жил с матерью, Ольгой Семёновной Брандман (1912—1987). Известно его ироническое отношение к внушительной дате и оптимистическое — к жизни. Юморист называет юбилеи генеральной репетицией поминок и подчеркивает, что его личной заслуги в том, что появился на свет, нет никакой. Выпускник медицинского института начал писать еще со студенческой скамьи, а уже через несколько лет вся страна знала про дуэт Аркадий Арканов — Григорий Горин. Спектакли, монологи, рассказы, песни… Он признан в России не только как писатель, но и как исполнитель авторских песен, самые известные из которых — «Оранжевая песня», «Гондурас в огне», «Мой ХХ век». В течение многих лет он был участником и ведущим популярных развлекательных программ «Белый попугай», «Нон-стоп», «Вокруг смеха». Аркадий Михаилович сменил фамилию и начал публиковаться как Аркадий Арканов в 1966 году. В этом же году рассказы Аркадия Арканова были включены в сборник » Четверо под одной обложкой «, куда вошли также произведения Григория Горина, Феликса Камова и Эдуарда Успенского. Несмотря на достигнутые в жизни успехи, как личные, так и творческие, своим главным достижением Арканов считает своего сына Василия, известного журналиста и переводчика, работающего в США.
В день рождения коллеги поздравили юбиляра. Вот некоторые из поздравлений, прозвучавших в эфире НТВ:
Геннадий Хазанов, народный артист России: «Он прежде всего писатель. Он кому-то может нравиться больше, кому-то — меньше. Но, конечно, Арканов по складу ума больше всегда тяготел к ироническому взгляду. Аркадий Михайлович в этом смысле сатирик, он гораздо более холоден, у него такой взгляд постороннего наблюдателя, или стороннего наблюдателя, что было бы точнее. Очень остроумный и очень породистый».
Леон Оганезов, народный артист России: «Аркаша, дорогой мой любимый друг. Сегодня твой счет в игре с судьбой — 8:0. Ты выигрываешь по всем пунктам. Ты выигрываешь, и у тебя еще есть место для разгона. Оставайся всегда таким элегантным, остроумным, самоироничным и талантливым».
Владимир Винокур, народный артист России: «Знаешь, как у евреев говорят, живи до 120. Одного еврея поздравляют: „Поздравляем вас Исаак Соломонович, живите до 120“. Он говорит: „Спасибо, мне сегодня как раз 120“. Ему отвечают: „А, хорошего вам дня“. Хороших дней тебе, Аркаша. Любим тебя и я, и вся моя семья. Дай бог тебе здоровья. Спасибо, Аркашуля».
В заключение некоторые высказывания А. Арканова о своём творческом псевдониме и национальной принадлежности.
*****
По паспорту моя фамилия была Штейнбок. А моего друга и соавтора звали Гриша Офшейн. Очень скоро выяснилось, что публиковаться с такими фамилиями, а тем более – выступать на эстраде в многонациональном Советском Союзе невозможно. Пришлось придумывать псевдонимы. Я стал Арканов. Это понятно – от моего имени Аркадий. Но почему Офштейн стал Гориным? Тогда он этого не объяснял. Лишь спустя много лет Гриша рассказал, что Горин – это абравиатура. Расшифровывается она так: Григорий Офштейн решил изменить национальность. Сегодня мы можем над этим смеяться. Но тогда…
*****
Отец и мать говорили на идиш, когда хотели, чтобы мы с братом не поняли. Но, насколько я понимаю, это был разговорный идиш. Сохранялись, конечно, блюда еврейской кухни – гефилте-фиш, форшмак. Их великолепно готовила моя мать – больше я таких никогда не пробовал. Конечно, все это делалось по мере возможности, потому что жили мы достаточно бедно…Мальчик, с которым я учился во втором классе, прислал мне записку: «Штейнбок – жит». Я не очень вникал в значение этого, а просто обозвал своих обидчиков в ответной записке «житами». Позже, когда моя обеспокоенная мать пришла в школу, увидев записку, он объяснил учительнице, что «жит» – это «воробей». После этого были еще какие-то случаи. Но слава Б- гу, жестокая сторона бытового антисемитизма обошла меня стороной. Сверстники меня, в целом, любили… Объективно в жанре юмора больше представителей еврейской национальности – не только в России, но и в других странах. Может быть, потому, что исторически в остальных аспектах жизни у евреев существует много запретов, а в этом аспекте все это прорвалось. Может быть, евреи более ироничны к себе, чем представители других национальностей. И если шутят над ними, они не обижаются. Но в целом, конечно, это необъяснимое явление. (Из интервью на сайте Jewish.ru 01.04.2003 – A.З.)
Источник: www.zelikm.com »Евреи глазами именитых друзей и недругов»