– Здравствуйте, рав! Скажите, почему вы, евреи, такие непоследовательные люди?
– Что вы имеете в виду, Арье?
– Ну как же, Министерство юстиции во главе с «феминисткой» Ципочкой разработало, а мужчина, юридический советник правительства, повелел взять на вооружение, и не просто себе так, а «под угрозой уголовной ответственности», прекращение всякой гендерной сегрегации. Мужчинам с женщинами полагается отныне сидеть вместе, вместе выступать по радио и стоять в очередях, хоронить и лежать рядышком в гробах — короче, пользоваться совместно и нераздельно всеми цветами демократии. Но на каком тогда основании, скажите на милость, позволено иметь раздельные бани и туалеты?! Это разве не жестокая сегрегация?! Попробуйте зайти в домик с треугольничком не в ту строну — небось, визг поднимется. К суду их, ретроградок! И отчего принято носить женщинам, а не мужчинам, юбки? Шотландцы вон отлично с юбкой справляются, даже их знаменитые шотландские стрелки. А с другой стороны — как это столь принципиальные юристы дозволяют «парады гордости» — ведь там строгая сегрегация, мужчины «гордятся» с мужчинами, женщины — с женщинами! Вот в Америке однополый «брак» уверенно завоевывает первенство, одиннадцатым его штатом-поклонником недавно стал Делавэр. Ну нету у вас, евреев, логики, даром столько веков Талмуд зубрили! Вот скажите, ребе, вы некогда в израильском правительстве работали — не дураки там тоже есть? Мало проблем у страны, чтобы искать новые поводы для раздоров?
– Реб Арье, какие-то навязчивые у вас идеи: женщины, мужчины… Давайте лучше сегодня поговорим о шотландцах, уж коли вы их упомянули. Когда мы жили в Голландии, нас с семьей пару раз заносило в Шотландию. Причем, что интересно, несмотря на то, что Шотландия юридически — часть Великобритании (по крайней мере, мы так считали), когда мы оказались на автобусной станции Виктория-стейшен в Лондоне, собираясь поехать в Глазго, мы попытались обратиться к инспектору. Он нам объяснил: «Вы поедете на шотландском автобусе, с шотландским флагом». Одобрения «сепаратистам»-шотландцам в его голосе не звучало. С этого момента мы начали понимать, что Шотландия — это во многом независимая страна. У них свой государственный банк — «Бэнк оф Скотлэнд», и к метрополии там относятся с немалой прохладцей.
А вот насчет юбок, о которых вы, любезный реб Арье, с таким сарказмом упомянули… С вашим сарказмом я не согласен. Отличная одежда! Естественно, в Шотландии мы посетили город Эдинбург. Знаменитое озеро Лох-Несс со своим чудищем находится близко от города. Это — родина Эдисона, всемирно известный Эдинбургский замок здесь, древние крепости… Было на что посмотреть. Мы попали прямо на великий местный праздник — годовщину казни шотландской королевы Марии Стюарт.
– А, так у шотландцев есть свои «йорцайты», не хуже нас?
– Конечно, более того — мужчин в юбках, по причине праздника, было больше, чем женщин. Чем Израиль хуже?! Что, у нас не хватает своих старинных замков?
– Маленько не хватает, рав, поломали за долгие войны. Разве что крепость крестоносцев в Акко. Но ежели там местным арабам предложить идею гендерного равноправия, в юбочках прогуляться, паранджу на женушке и доченьке подсократить — чай, невзначай и зарезать могут? А вот религиозные евреи — публика мирная, на них и не с такой мудростью «наехать» безопасно. Вот и куражатся новоиспеченные политики.
– Фанатик вы, реб Арье! А вот шотландцы молодцы, проблему юбок решили отлично. На этой оптимистичной волне мы можем сказать, что в Государстве Израиль, особенно в преддверии дня Дарования Торы, изобретательные евреи создают себе всё новые и новые проблемы.
– И новые конфликты, как будто старых недостаточно…
– Одна из первых проблем наших та, что Государство Израиль — это единственное место в мире, где до сих пор не могут выяснить, кто имеет право быть его гражданином. В частности — не могут установить, кто является евреем.
– Как это — весь мир знает, а евреи в своей стране не знают?! Не смешите меня.
– Увы, это именно так. То, что ясно шотландцам, абсолютно непонятно сегодня евреям.
– Рав, вы мне напомнили слова старины Билама: «Этот народ живет отдельно и среди народов не значится». В смысле, среди нормальных народов?..
– Как бы сказать… То, что годится для шотландцев, англичан, голландцев, зачастую для евреев не подходит. «Закон о возвращении», официальный закон Государства Израиль, абсолютно противоречит позиции Торы. Приведу один из тысячи примеров — мне, в силу моей деятельности, с вопросом еврейской идентификации приходилось (и приходится) сталкиваться очень часто. В бытность свою советником министра абсорбции я, как обычно, приехал в аэропорт Бен-Гурион, где находится отделение нашего министерства. Я встретил одну семью с Украины, в составе десяти человек, где евреем был только дедушка, которого привезли в инвалидной коляске. То, что дедушка еврей — видно было без паспорта…
– Вы намекаете, что «бить будут не по паспорту»?
– Да, реб Арье, именно на это я и намекаю. Все остальное семейство удалось, видимо, в маму и бабушку…
– Такие гарные хлопцы и дивчины?
– Еще какие! Как все это перевести на язык юридический? Закон говорит, что, если один дедушка является евреем, вся семья может стать полноправными израильтянами. То есть выполнить мечту Наполеона и многих «просвещенцев» — смешать евреев с другими народами. Не поймите меня так, как любят понимать разномастные националисты и особенно в последнее время — националисты арабские и славянские… Мы с уважением относимся к каждому отдельному народу — хотя бы потому, что у каждого народа есть своя, ясная и общепринятая, самоидентификация. Не случайно же в Иерусалимском Храме, в самом святом для евреев месте, в течение всего праздника Суккот, самого радостного из наших праздников, приносились специальные жертвы за благополучие всех народов мира. С пеленок евреев учили относиться с уважением к другим людям, ибо все они — создания единого Творца мира. Но Израиль, эта крошечная страна, была создана как «миклат», убежище для еврейского народа после ужасных потерь Холокоста. Мы лишились, по последним научным данным, более семи миллионов человек, считая и «обычные» жертвы войны — на фронтах, от голода, бомбардировок… Только в одной американской армии сражалось более 600 000 евреев, а в СССР евреи, при всей нелюбви начальства к их награждению, занимали второе (по другим публикациям — третье) место по числу Героев Советского Союза, а в процентном соотношении к их доле в населении — первое.
– Рав, наверное, сейчас хороший момент — не скажете ли вы несколько слов о только что прошедшем празднике Победы? В свете яростной волны антисемитизма в послевоенном СССР, которая все нарастала и грозила уничтожить практически все еврейское население страны; в свете антисемитизма, возведенного Сталиным и его сатрапами после войны в ранг государственной политики; в свете, в конце концов, того, что Сталин фактически привел в 1933-м году нацистов к власти и восхищался Гитлером как личностью, пока эта «любовь» не вспыхнула слишком «горячо», — насколько это наша Победа?
– Все, что вы говорите, Арье, понятно и имело место. Но все-таки это и наша, еврейская победа. Она дала возможность физически выжить остаткам европейского еврейства. Ветераны, герои самой кровопролитной и кошмарной войны в истории и, конечно, в истории нашего народа, не виноваты в преступлениях советской системы. Они сражались против прямых убийц своего народа. Они победили злобное и кровожадное животное, Амалека XX столетия — и честь им за это и хвала!
– Рав, возвращаясь, раз мы уже заговорили о других народах, можно ли стать шотландцем или голландцем? А евреем, как известно, можно. Я не про реконструктивистское «подумать», я про настоящее «стать». Так ли легко поэтому определить «еврея» на государственном уровне в Израиле?
– Для современного Государства Израиль это, к сожалению, оказалось невозможным. Принимать определение Торы — «Евреем является всякий, рожденный матерью-еврейкой или принявший иудаизм», — светские лидеры не хотят, а своего у них нет и быть не может. И вот это как раз и является темой Свитка Рут (Руфь), который мы читаем в праздник Шавуот. Свиток Рут детально объясняет, доносит до нас принцип и пример истинного гиюра, искреннего прозелитства. Никакие уговоры Наоми не сумели повлиять на решение моавитянки Рут, принцессы в своей стране (!), стать еврейкой. Она оставила родину и дом своего отца, отказалась от богатства и царства и связала свое будущее с еврейским народом — ради максимально полного служения Творцу. Для того чтобы понять, что такое гиюр, надо ознакомиться в первую очередь со Свитком Рут. Человек, не знакомый с аутентичной еврейской концепцией гиюра, не проштудировавший основательно Свиток Рут, не может быть компетентен в этом вопросе.
Поэтому тема «властных дураков», которую вы ехидно затронули в самом начале беседы, — это тема невежества. Люди с изворотливыми еврейскими мозгами, но без понимания сути еврейского народа и еврейского единства, изобретают удивительные «патенты»…
– И от скуки, особенно в самое последнее время, открывают огонь по своим, вносят сумятицу в мысли, раскол в народ… И тут мы тоже, «а также в области балету… впереди планеты всей»! Просто грозят этими своими бредовыми популистскими трюками и мелкими политическими «выигрышами» самому существованию еврейского народа на его Святой Земле!
– Реб Арье, мы, несмотря на все непростые перипетии нашей истории, народ-оптимист. Поэтому я хочу поздравить всех наших читателей с праздником Дарования Торы и пожелать своему народу взаимного терпения, мира и максимальной близости к нашему Создателю. Без чего такой мир, по сути говоря, практически невозможен.
Беседовал Арье ЮДАСИН
Продолжение следует