– Я прохожу гиюр. Муж — еврей по Галахе. Он почти не участвует в моем процессе, но и не мешает. Между нами давно нет супружеских отношений, хотя мы и не разведены по причине тупиковости ситуации.
Что же делать нам? Разводиться? Реанимировать отношения, видимо, невозможно…
Талья, Иерусалим
– Дать Вам конкретный ответ не могу, ибо не знаю многих деталей. Впрочем, даже если бы и знал, советовать, разводиться или не разводиться, все равно не взялся бы.
И вообще, меня всегда удивляло и удивляет, как это люди отваживаются советовать что-либо определенное в вопросах семейного характера. Не понимая, что речь идет о человеческих душах, судьбах. Не отдавая себе отчета в том, что в проблеме, развестись семейной паре или нет, огромную роль играет предыстория отношений между мужем и женой и их отношений с другими людьми, его и ее сложившиеся жизненные позиции и многие иные факторы и нюансы, учесть которые со стороны невозможно.
Кроме того, необходимо осознавать, что советчик не несет ни малейшей ответственности за последствия шага, к которому он подтолкнул мужа или жену. И, как правило, даже не представляет себе и не ведает, какими они будут, эти последствия, если человек воспользуется данной им конкретной рекомендацией; как это повлияет на детей (если родители разведутся или, наоборот, будут пытаться хоть как-то поддерживать в семейном очаге огонь, который давно угас), на ближайших родственников и окружение.
Вся ответственность за принятие и реализацию того или иного решения в полной мере ложится на человека, который это решение принял и осуществил. Из этого, разумеется, не следует, что ничего в своей жизни менять нельзя, что всегда надо оставлять все как есть. Улучшать жизненную ситуацию не только можно, но и необходимо. Однако не по совету, который тебе кто-то дал, а в результате собственных, самых серьезных и глубоких размышлений, обдумывания сложившихся обстоятельств. Только сам человек (и никто другой) в состоянии оценить реальное положение дел, учесть нюансы и прийти к выводу, действительно ли задуманное им будет «улучшением».
Не вытекает ли из представленных здесь рассуждений, что советы давать нельзя, и советоваться тоже не надо?
Нет, это неправильное предположение. Советоваться можно и нужно. Но только с мудрыми людьми, которые в состоянии раскрыть перед тобой веер возможностей выхода из создавшейся ситуации. Которые не скажут тебе «поступай так-то и так-то», но объяснят, что скрыто за каждой из этих возможностей.
Все это касается сугубо личных, в том числе и семейных проблем, которые, по определению, в любом случае строго индивидуальны. И не касается универсальных вопросов. К примеру, надо ли еврею жить по-еврейски, стоит ли ему соблюдать, допустим, законы шаббата и т.д. Это темы, имеющие отношение ко всем евреям. Впрочем, и у этих тем есть свои, индивидуальные аспекты. Ведь у каждого свои темпы приближения к Творцу, обусловленные особенностями конкретной личности и ситуации, в которой живет человек.
Подводя итог сказанному, подчеркну, что могу, например, подсказать, как выстроить свой путь возвращения к нашей традиции. Или, если человек, как Вы, проходит гиюр, — как ему освоить и закрепить навыки соблюдения еврейских законов.
Но вот о том, разводиться Вам с мужем или нет, мне сказать нечего.
Одно дело, если у Вас есть дети. И совершенно другое — если детей у Вас нет. Потому что роль мужа и отца с его отношением к еврейскому образу жизни может в каждом из этих случаев иметь качественные различия. И решить, как поступить, нужно соизмеряя равнодушие мужа к нашей традиции со своими возможностями в достижении цели, которую Вы перед собой поставили, выбрав путь гиюра, предполагающего всеобъемлющее и искреннее присоединение к нашему народу, в том числе и выполнение всех наших законов.
Evrey.com
Рав Элиягу ЭССАС