В иврите есть одно из ключевых понятий, которым нам очень полезно овладеть. Это «кавана». Его невозможно перевести одним словом на другие языки. В английском языке можно отметить пару похожих слов, которые частично покрывают смысл этого понятия. Это слова attention и intention. На русский эти слова переводятся как «внимание» и «намерение».
Любопытно, что в русском языке эти слова звучат совсем по-разному, в то время как в английском языке у них есть общая часть, напоминающая слово «tension». Это дает интересный намек. Tension означает «напряжение», и оба этих слова в некотором смысле означают внутреннее напряжение, которое возникает у человека.
Оба этих слова указывают на важную проблему, с которой могут столкнуться евреи, соблюдающие заповеди.
Многие мицвот выглядят как ритуалы, то есть некие фиксированные действия. И очень часто человек может поддаться искушению выполнять заповедь-ритуал как бы автоматически, не прикладывая к выполнению заповеди внутренних усилий. Процесс «скользит» без усилий, напоминая ходьбу по накатанной лыжне.
Выразительный пример — проход мимо мезузы на косяке двери, когда человеку достаточно прикоснуться рукой к корпусу мезузы и слегка поцеловать после этого кончики пальцев. Мы столь часто повторяем этот процесс, что наши руки обычно автоматически тянутся к мезузе и уже ни «внимания», ни «намерения», ни «напряжения» в нас не возникает.
Это — проблема, так как качество выполнения заповеди в данном случае не оценивается тем, насколько быстро мы ее выполнили. Как в поговорке «Поспешишь — людей насмешишь!».
Еще более проблемным является «скоростное чтение» молитв и благословений без вникания в их смысл.
Иногда критики религии не приемлют не столько сами заповеди, сколько подобный способ их выполнения.
На самом деле, если мы сознательно добавим к таким действиям кавану, то есть намерение и внимание, то получим ситуацию с очень богатым внутренним миром. При этом у нас будет очень широкий спектр объектов внимания — от очень конкретных до абстрактных.
Сам ритуал обычно состоит из конкретных деталей. Мезуза находится в конкретной коробочке. Текст молитвы состоит из конкретных слов. Давая цдаку, мы часто помогаем конкретным людям. И это фокусирует наше внимание на конкретных объектах нашего мира.
С другой стороны, суть мицвы состоит в том, что ее автором является Вс-вышний, которого мы можем назвать наиболее абстрактным, так как мы не можем не только его увидеть, но и почувствовать и даже представить.
Поэтому умение создавать процесс внимания на Вс-вышнего является очень «продвинутым» качеством человека. И более того, наш уровень внимания на Вс-вышнего должен становиться все более развитым по мере нашего взросления.
Частично ситуация похожа на изучение математики. В детстве мы учимся работать с конкретными объектами (5 яблок плюс 3 яблока). В определенном возрасте мы можем начать работать с абстрактными величинами — как с количествами, так и с объектами (M x Y + N х Y).
Отношения с Б-гом выглядят еще «интереснее», чем отношения с абстрактными объектами в математике. Мы должны представлять, что Вс-вышний слышит наши молитвы, знает наши намерения, то есть что Он обращает свое внимание на наши действия. То есть происходит взаимность — мы обращаем внимание на Вс-вышнего, а Он обращает внимание на нас. И мы должны представлять себе, что на нас обратила внимание наиболее влиятельная и одновременно наиболее абстрактная Сила в мире.
Подобная кавана является противоположной автоматическому выполнению ритуалов. Более того, мы можем частично совместить автоматизм действия с усилием на уровне нашего внимания и намерения. И более того, автоматизм на уровне действия высвобождает максимум ресурсов для творческого включения каваны.
Это напоминает вождение машины. На первом этапе мы напрягаемся, чтобы сознательно крутить руль и нажимать на педали. Но по мере обретения опыта мы высвобождаем наше внимание на более интересные действия.
Правда, в случае вождения машины мы не должны отвлекаться от внешнего мира в виде дороги, так как на нашем пути могут внезапно возникнуть непредвиденные помехи движению. А в случае заповеди мы можем очень качественно погрузиться внутрь себя.
Это очень развивающая практика, и она способствует нашей зрелости.