13 апреля с.г. Михаилу Захаровичу Шуфутинскому – 65 лет! »У меня две равнозначных Родины. Это Россия и Америка. Поэтому я смело могу назвать каждую из этих стран своим домом. Все члены моей семьи без проблем собираются то в Москве, то в Лос-Анджелесе. В Америке живет младший сын, его жена и четверо моих внуков. В Москве — старший со своей супругой и еще тремя моими внуками»,- говорит артист. Карьера общепризнанного короля «русского шансона» Михаила Шуфутинского начиналась с джаза. В 1974 году Михаил Шуфутинский стал руководителем ВИА «Лейся песня». Шуфутинский аккомпанировал, делал аранжировки, но сам не пел. В основном «Лейся песня» исполняла песни Вячеслава Добрынина, а одну из песен — «Белая черемуха закружится» вместе с ансамблем записала Анна Герман. Из-за бороды и ярко выраженной внешности Шуфутинский был неугоден тогдашнему телевизионному руководству, поэтому гастроли «Песни» по стране в 1975-1980 г.г. были постоянными, а ТВ эфиров не было совсем. Но сбрить бороду ради славы на ТВ Михаил отказывался категорически. Кроме того, ВИА не выпускали ни на какие зарубежные гастроли. В брежневские времена бдительных чиновников шоу-бизнеса не устраивали «вызывающий» репертуар ансамбля Шуфутинского — «сплошная» лирика, вид ярко одетых, длинноволосых музыкантов. Создавшаяся обстановка стала причиной выезда Михаила Шуфутинского в 1981 из СССР сначала в Вену, затем Италию, Нью-Йорк, с 1985 Михаил Шуфутинский живет в Лос-Анджелесе. Он был и водителем такси, и строителем, играл в оркестрах на свадьбах, пока не создал на Брайтон-бич в русском ресторане музыкальную группу. В Америке аккомпанировал Н. Бродской, аранжировал для певцов-эмигрантов М. Гулько, М. Розовой, Л. Успенской, работал в студии «Принс-Интерпрайс». Там он сам запел. Поначалу это были песни бардов, попадавшие из России в США, песни Александра Розенбаума и других. В его репертуаре были романсы, «блатные» песни, произведения современных композиторов. Его манере свойственна душевность, открытость.
Впервые, после эмиграции, Михаил Шуфутинский приехал в Россию в 1990 году. Им было принято решение вернуться в Россию. Выпущенные по возвращении первые же песни становятся суперхитами и буквально за 2 года Шуфутинский достигает статуса самого продаваемого артиста девяностых. Все его пластинки расходятся гигантскими тиражами, буквально каждая его песня — «Две свечи» Добрынина, «Третье сентября», «Бархатный сезон», «Пальма де Майорка», «Отпусти» Игоря Крутого, «Путана» Газманова, «Гоп-стоп», «Крещатик» Розенбаума- становятся народными. В то время у Шуфутинского были некоторые проблемы с Александром Розенбаумом из-за авторских прав на ставшие популярными песни. Вот, что он говорит по этому поводу: »Не было никаких конфликтов. Я же не приписывал авторство его песен себе. Наоборот, везде писал, что это Розенбаум. Но ему не платили деньги с проданных пластинок. А я не могу ничего поделать с тем, что в этой стране нет никакой охраны авторских прав. У меня к Розенбауму никогда не было какой-то не- приязни. Я всегда говорил, что он один из самых ярких людей в нашем жанре, настоящий бард, поэт. На первой пластинке с его песнями я спел даже: «Спасибо, Саша Розенбаум, далекий незнакомый друг». Он, правда, на своем концерте заочно мне ответил: «Тамбовский волк тебе товарищ». Но с первой нашей встречей все конфликты закончились, мы довольно тепло общаемся. Сейчас, правда, у меня в концерте лишь изредка бывает его песня, да и то только та, которую он мне принародно подарил — «Еврейский портной». Ведь мне платят не за то, ЧТО я пою, а за то, что Я пою. У меня есть имя»
Поздравляем известного артиста с 65-и летием! Пользуясь случаем приведу некоторые высказывания Михаила Шуфутинского на еврейскую тематику, которые, возможно, будут интересны для наших читателей.
******
К сожалению, в то время еврейские праздники открыто не отмечались. Но, замечу, что тогда, как ни странно, не чувствовалось антисемитизма. По крайней мере, на себе я этого не ощущал. В моём детстве не было принято культивировать национальность, но между тем моя бабушка знала все еврейские праздники, говорила на идише и немного на иврите. Она правильно готовила, была мастерицей кошерной кухни. К сожалению, я был слишком маленький, чтобы всё это понимать…Я всегда это (то, что он еврей – А.З.) знал и понимал. Ещё со школы это было пощёчиной на моём лице, как и у многих других евреев. Все эти обиды были на детском, школьном, дворовом уровне. Я не переживал такие вещи серьёзно, потому что не понимал национальных различий…Когда я учился в музыкальном училище, на моём курсе было довольно много евреев. У меня был близкий товарищ Натан Пенсон, который позже стал контрабасистом и работал в оркестрах. Мы с ним дружили, а иногда писали на стенах антисоветские лозунги. После шестидневной войны в Израиле у нас проснулся небывалый патриотизм. Мы очень много разговаривали на эту тему, обсуждали прошедшие события, анализировали их. К тому времени уже начали ходить в синагогу, отмечали еврейские праздники. Впоследствии Натан пытался перейти границу, его поймали, посадили в тюрьму на два или три года. В 1972 году он уехал в Израиль. Через много лет мы встретились в Балтиморе. Натан женат, у него с супругой четверо детей. Он ортодокс, хасид.
*****
Знаете, меня даже жидовской мордой ни разу не обозвали. Так получилось, что я рос в нормальном дворе, где все были одинаковы. Антисемитизм в этой стране существовал, но он был не народный, а государственный. Для простого народа никогда не имело значения, кто ты по национальности, я не говорю сейчас об отморозках и моральных уродах. Друзья в детстве называли меня “Шуфута”, производное от моей фамилии. Не такой уж большой я был фигурой, чтобы меня травить или гноить. Но все понимали, что слово “еврей” в этой стране было горячей пощечиной. Наверное, поэтому, в моей семье не говорили по-еврейски. Я не испытывал на себе открытого антисемитизма, но то, что он существовал тайно, я знал. Например, меня никогда не выпускали в заграничные гастроли, даже в Польшу и Болгарию. Я был зрелым человеком и руководил популярным тогда ансамблем “Лейся, песня”, который много раз получал приглашения от западных импресарио…Этому явлению (антисемитизму – А.З.) свойственно несколько форм. Народный антисемитизм – для России явление естественное. Российская глубинка осталась такой же, как и много лет назад. В этой стране совсем недавно в порядке вещей была черта оседлости. Поэтому здесь не может измениться сознание людей даже через два, три поколения. Государственный антисемитизм в наши дни не проявляется, поскольку в правительство пришли люди разных национальностей. Это позволил Б. Н. Ельцин. Именно при нём на многие политические посты были назначены евреи. Что касается Америки, то там действительно нет народного антисемитизма. И национальность по паспорту у меня не еврей, а американец. В США могут обозначать религию: еврей, православный, мусульманин и так далее. Поэтому там антисемитизм не проявляется.
******
Стало ли сейчас антисемитизма в стране меньше? Истинный семитизм, наверное, разного. Вот есть государственный, он всегда здесь был. И есть народный, который есть везде и всегда. Это как бы один из видов расизма. Так же как есть у многих людей, допустим, в России, они не приемлют негритянское, не любят афроамериканцев. Почему, не понятно. Потому что любят только самим себе подобных. Так же и антисемитизм – это такая вещь, искоренить ее невозможно. Это глубоко засело в корнях, и церковь этому потворствовала в свое время сильно очень. Поэтому я на эту тему не говорю. Знаете, ну, слово “еврей” в этой стране до моей эмиграции, оно всегда было пощечиной на моем лице. Я никогда… Я рос в московской семье. Поэтому здесь вообще об этом молчали. Никто сильно не говорил. Просто подсознательно было политикой этой страны. Политикой партии и правительства. Это было часть их созидательной работы огромной. Потом это как-то нивелировалось. Это как-то сейчас другое время совершенно. (Из интервью на ”Эхо Москвы” 12.09.2009 – А.З.)
Источник: www.zelikm.com »Евреи глазами именитых друзей и недругов»
http://www.youtube.com/watch?v=VHHO3tJiEW0
“Антисемитизм в этой стране существовал, но он был не народный, а государственный.”
“Народный антисемитизм – для России явление естественное.”
“Государственный антисемитизм в наши дни не проявляется, поскольку в правительство пришли люди разных национальностей. Это позволил Б. Н. Ельцин.”
“Стало ли сейчас антисемитизма в стране меньше? Истинный семитизм, наверное, разного. Вот есть государственный, он всегда здесь был. И есть народный, который есть везде и всегда.”
“В США могут обозначать религию: еврей, православный, мусульманин и так далее. Поэтому там антисемитизм не проявляется.”
Ублюдок шуфутин… «…Ведь мне платят не за то, ЧТО я пою, а за то, что Я пою. У меня есть имя» Враль ! Все построено на том, ЧТО именно он пел, на чем возник интерес к нему. Ведь певец-то он, как и артист — никакой ! Не фигурой, не грацией ну никуда… А песни Розенбаума могли стать раскруткой для любого увольня ! Гнус бесчестный и копоть ентат «общепризнанный шансонье» !
Ильдару.
Возможно Вы обладаете всеми теми достоинствами,которые
отсутствуют у М. Шуфутинского, но Вас никто и никогда не
пожелает увидеть и услышать на сцене.