Предвыборная кампания в органы WZO — Всемирной Сионистской Организации – в самом разгаре. Присутствие русскоязычного списка RAJI – Русские Евреи Америки за Израиль – обещает сделать эти выборы уникальными. Сам факт, что «русский» список сумел преодолеть электоральный барьер и набрать необходимое для регистрации партии количество голосов, вызвал шок в кулуарах еврейского истеблишмента Америки. Нарушены привычные правила игры. С русскоязычными голосами и интересами этой общины, возможно, придется считаться.
На русской же улице этот список RAJI вызвал спор. Нашлись как горячие сторонники, так и, не будем этого скрывать, не менее горячие противники. Интервью с вице-президентом RAJI Дмитрием Щигликом обещает быть острым и интересным. Мы зададим одному из руководителей RAJI беспристрастные вопросы и предложим на суд читателей полученные ответы.
-Вы призываете русскоязычных евреев вступать в члены Всемирной Сионистской Организации и голосовать за ваш список RAJI. Зачем это делать?
– На мой взгляд, слишком долго мы, русскоязычные иммигранты США, были пассивными наблюдателями, находились в стороне от происходящих вокруг нас событий. Всемирная Сионистская Организация – WZO – обладает колоссальным влиянием как на жизнь еврейских общин диаспоры, так и на будущее еврейского государства. Думаю, пришло время, чтобы мы заняли более активную позицию в определении будущего наших детей и внуков.
– Что изменится в случае, если представители RAJI будут избраны в руководящие органы WZO?
– Главной опасностью, угрожающей самому существованию русскоязычных евреев Америки, является ассимиляция. Единственный же по-настоящему эффективный способ борьбы с этой опасностью – еврейское образование общины, включающее программы для детей и их родителей и для студентов колледжей.
К сожалению, мы вынуждены констатировать факт: бюджет WZO составляет миллиард долларов, из которых практически не выделялись средства на образование русскоязычных евреев США. Мы хотим изменить это положение. Уже налажен контакт с организацией «Gateways», которая проводит феноменальную работу по всей Америке. Эта организация зарекомендовала себя проведением эффективных семинаров для ассимилированных американских евреев, для молодых семей и одиноких студентов колледжей. С огромным удовольствием я присутствовал на одном из таких семинаров в Нью-Джерси. Думаю, что во всем следует стремиться к профессионализму: к решению задачи еврейского образования, стоящей перед целым поколением русскоязычных евреев, следует привлечь наиболее опытных и талантливых людей.
– Высказываются мнения, что поскольку некоторые члены правления RAJI одновременно являются членами ВКРЕ (Всемирного Конгресса Русскоязычных Евреев), то список RAJI представляет интересы России, а не Израиля или евреев США…
– Я рад, что вы задали этот вопрос. Прежде всего, RAJI и ВКРЕ – разные организации. Однако давайте посмотрим на наши дела. Среди многочисленных мероприятий, направленных на защиту интересов Израиля, хочу отметить только одно. Мы выступили с инициативой помощи одиноким солдатам Армии Обороны Израиля, приехавшим в страну без родителей. Мы начали сбор средств на программу адаптации этих солдат в армии и, что не менее важно, помощи с жильем и трудоустройством после демобилизации из ЦаХаЛа.
Узнав об этом, премьер-министр Израиля Ариэль Шарон пригласил нас в Израиль на встречу с ним. Мы встретились с главой Сохнута Зеэвом Бельским, с высокопоставленными офицерами израильской армии и обсудили нужды одиноких солдат. Между тем, социологические исследования показывают, что именно эта группа молодых израильтян наиболее склонна оставить еврейское государство и переселиться куда-нибудь за океан. Социологи утверждают, что оказание им разумной помощи в обретении жилья и в трудоустройстве будет способствовать тому, что они останутся в Израиле.
– Каковы ваши отношения с ВКРЕ?
– Нам приходится часто спорить с руководством ВКРЕ. Различные спорные вопросы неоднократно выносились на голосование на съездах и заседаниях координационного совета ВКРЕ. В 2002 году на первом съезде, который начался в Москве и продолжился в Иерусалиме, наше предложение о том, чтобы ВКРЕ стала сионистской организацией, не было поддержано большинством. Однако в июне 2005 года на съезде в Иерусалиме нами, американской делегацией, был вновь поднят этот вопрос, и наша позиция была поддержана абсолютным большинством голосов. Три года прошли не зря.
Однако этого достижения могло и не быть, если бы мы тогда, в 2002 году, обиделись и вышли из ВКРЕ! В результате ВКРЕ никогда не стала бы частью сионистского движения. И таких примеров можно привести много. Следовательно, нужно уметь работать в рамках демократического процесса, отстаивать свое мнение, а не обижаться и уходить.
Но давайте начистоту. Когда нам задают вопрос о наших отношениях с ВКРЕ, то хотят выяснить, как мы относимся к главному раввину России Берлу Лазару. Он не является руководителем ВКРЕ, а возглавляет Совет раввинов этой организации. Решения совета носят лишь рекомендательный характер.
Отнюдь не все понимают всю сложность и деликатность позиции Берла Лазара. Возможно, вы знаете, что в царское время в России были так называемые «казенные раввины», которые назначались и подчинялись правительству. Так вот, в этом положении казенного раввина, по сути, оказался Берл Лазар. Главный Раввин России должен проявлять чудеса дипломатического искусства, лавируя между интересами России и евреев. И Берл Лазар блестяще справляется со своей главной задачей – защитой интересов российских евреев. Ему удалось создать разветвленную по всей стране систему еврейского образования. То, что сегодня в России нет государственного антисемитизма, во многом заслуга Берла Лазара, который продолжает также отслеживать и бороться с проявлениями бытового антисемитизма.
– Почему же вы не создали совершенно отдельную организацию американских евреев, которая никак не связана с Россией и ее интересами?
– По той же причине, по которой мы хотим стать частью Всемирной Сионистской Организации. Мы можем влиять на эти организации лишь в том случае, если являемся их частью. Именно мы последовательно отстаивали идею о том, что Всемирный Конгресс Русскоязычных Евреев является сионистской организацией и что сердцем русскоязычных евреев является Иерусалим, а не Москва.
– Кто избрал вас в RAJI?
– Действительно, раздаются голоса критиков: «Кто вы такие? Кто вас избрал?» Я отвечу им шуткой: «Тот же, кто избрал вас!» Все мы, евреи, избранный народ, пришли в этот мир для того, чтобы изменить его к лучшему. Тем не менее, и среди нас есть люди более и менее активные. Есть те, которые создают организации и стремятся конструктивно влиять на ход событий. Есть и те, кто предпочитают только критиковать других. В какой группе евреев вы хотите быть? Выбор в ваших руках!