Мне мама часто повторяла в детстве: «Слабого не бьёт только дурак». Не для того, чтобы я кого-то бил, а для того, чтобы старался быть сильным. Не физически, а духовно. Мне это вспомнилось, когда я перечитывал недельную главу «Правопорядки».
Всевышний заявляет: «Вдове и сироте муки не причиняй. Если будешь причинять ему муку… Ибо если воззовет он ко мне, Я услышу его вопль. И воспылает Мой гнев и поражу вас мечом, и будут ваши жены вдовами, а ваши дети сиротами».
В принципе это относится ко всякому человеку в любое время, но Тора говорит о распространённом явлении. Потому, что вдовы и сироты беззащитны и им часто причиняют страдание. Так Всевышний, выражаясь современным языком, «крышует» слабых.
И я бы не советовал кому-либо «забивать с Ним стрелку».
Кстати, именно этот принцип еврейской жизни вызвал особую злобу у нацистов. А я хочу рассказать несколько историй. Были они на самом деле или нет, я не знаю. Говорят, на новый еврейский год на небесах открывают три книги с историями, которые все рассказывают.
Большую, с историями, которые не только не были, но и не могли быть.
Среднюю, с историями, которые не были, но могли быть.
Совсем маленькую, с историями, которые были.
Я не претендую на «пункт три», но на «пункт два» эти истории вполне сойдут.
Была назначена свадьба. Пришли гости. А жених вдруг передумал жениться. Позвонил руководителю ешивы, сообщил о своём решении и отключил телефон. Руководитель ешивы поехал к Стайплеру (одному из глав поколения). Тот попросил охарактеризовать остальных учеников ешивы. Про одного из них сказал: «…пойдите к этому юноше и передайте, что если сегодня он женится на этой девушке, я даю ему благословление на семью и на детей. То же самое передайте невесте». Юношу разбудили. Он почти сразу согласился. Невеста думала больше, но свадьба, хоть с опозданием, всё-таки состоялась. Говорят, не было пары счастливее этой. Я вижу скептические улыбки. «И чтобы он ни разу в жизни её не упрекнул, что спас её от позора, а она не ответила, что он её никогда не любил и женился только ради благословления?» Но сейчас это моя история. И я верю, что девушка была благодарна ему всю жизнь за то, что он спас её от позора и знала, что она замужем за лучшим мужем в мире. А он ей за то, что получил благословление на свой брак от Стайплера и благодаря жене выполнил заповедь спасения ближнего от позора. Ну и, конечно, женился на самой лучшей в мире женщине. Сказать честно, в момент, когда я начал писать об этой истории, мне было смешно. А сейчас — хотите верьте, хотите нет, думаю, что «такие люди в стране еврейской есть».
Теперь история ещё более фантастическая. Я сват, мне можно. Моё дело – людям байки рассказывать. Да и вообще мне самому рассказал её один знаменитый израильский сват. На некой улице Иерусалима жили два человека по фамилии Рабинович. Звали обоих Хаим. Одному было 25 лет, другому 40. Неподалеку проживала вдова с двумя детьми. Ей было двадцать пять лет. И случилось так, что сват перепутал номера телефонов и, желая сосватать сорокалетнего вдовца, вместо него назвал молодого человека. Вдове сообщили о юноше. Она вначале удивилась, но, наведя о нём справки и не найдя явных недостатков, дала согласие на встречу. Она была красива, добродетельна и решила, что юноша в неё просто влюбился. Такое бывает. Когда его известили об этом и извинились за ошибку, он сказал: «У неё появилась надежда. Она вдова. И не я буду тем человеком, который её обидит». В итоге они поженились.
Сват, рассказавший эту историю, уверял, что молодой человек категорически отрицает, что это его случай. Он сам принял решение о женитьбе, узнав о добродетелях невесты. И не такой он праведник, чтобы обречь себя на подобную жертву.
Чтобы не выглядеть совсем уж фантазёром, приведу пример из личной практики. У нескольких пар были до свадьбы довольно серьезные претензии к внешности «половины». Я, по просьбе «сомневающегося», спрашивал у учителя (по Чернышевскому): «Что делать?». Учитель обещал, что «это пройдет». И как всегда оказывался прав. К этой теме после свадьбы никто из них никогда не возвращался. Все эти пары, насколько я знаю, счастливы в браке. Чего я и вам всем желаю.
Вы знаете, у евреев принято прислушиваться к мнению мудрецов Торы, «даат Тора». Самые умные готовы иногда послушать даже того, Кто Тору дал. И сказал: «сироту и вдову не притесняй».
Ам Исраель горюет как вдова, нет у нас Бейт Амикдаш, вот нас и жалеют, не дают уж совсем запропасть
Шикарный рассказ. И рассказчик действительно уникален. Как сказал! : — Так Всевышний, выражаясь современным языком, «крышует» слабых. И я бы не советовал кому-либо «забивать с Ним стрелку».