На северо-востоке современной Украины расположена Сумская область, или Сумщина, как ее именуют местные жители. Область создана в 1939 году из городов и селений, которые относились к Черниговской и Полтавской областям. Города, расположенные в Сумской области — Ахтырка, Глухов, Конотоп, Лебедин, Ромны, Шостка — насчитывают многовековую историю.
Это была черта оседлости, а города эти назывались штетлами. Так, например, известно, что в Глухове евреи проживали еще во времена Владимира Мономаха (XI–XII вв.). Ромны недавно отметили 1 100 лет своего существования. Меня эти города интересуют, потому что в Глухове в бедной многодетной семье родилась и до замужества жила моя мама, Года Абрамовна Бурсук. Дети рано остались сиротами. Из всей большой семьи я знал только двух маминых братьев и двух сестер. А Ромны — город, где я родился и где прошли мои детство и школьные годы.
Несмотря на то, что при царизме была черта оседлости, за которой евреям жить не разрешалось, тут евреи жили среди людей разных национальностей — украинцев, русских, поляков — однако с ними не смешивались, не ассимилировались, строго сохраняя свою религию иудаизм, следуя многовековым традициям, что вызывало недовольство, негативное отношение и приводило к многочисленными погромам, начиная от Богдана Хмельницкого и далее — известный кишиневский погром, петлюровцы, деникинцы, а при смене власти — и белые, и красные. Немало евреев пострадало во время Большого террора в 1937 году (бывшие бундовцы, меньшевики, троцкисты и др.) и Холокоста — на Сумщине были зверски уничтожены тысячи евреев.
Количество евреев в этих городах в разное время менялось от нескольких сот до нескольких тысяч, временами составляя треть общего числа жителей. Евреи занимались торговлей и ремеслом. Но были также врачи, фельдшеры, провизоры, ювелиры, содержатели гостиниц. Были еврейские школы с еврейскими учителями, драматические кружки, самодеятельные театры, библиотеки, организации взаимопомощи для бедных.
В Ромнах родились видный деятель революционного движения в России, один из лидеров ишува и создатель современной промышленности в Израиле Пинхас Рутенберг, один из руководителей сионистского рабочего движения Хаим Арлозоров (его отец Элиэзер Арлозоров был раввином города в 1863–1901 гг.), академик АН СССР, Герой Социалистического труда Абрам Федорович Иоффе. Выходцами из Ромен были основатель Камерного театра в Москве А.Я. Таиров (Корнблит), академик АН Украины М.М. Губергриц, профессор медицины А.М. Кричевский, художник А.Г. Самбур. Ромны дали стране писателей-евреев З.Я. Биленко, И.И. Каменковича, М.Я. Коробова; художников В.М. Брискина, А.Ф. Варшавского; лауреата Государственной премии З.М. Гомзе; докторов медицинских наук С.И. Шнейдерова, Е.С. Фридлянд-Кричеву; армейского комиссара второго ранга Л.Н. Аронштама; соратника Ленина Г.Я. Сокольникова (Бриллиант); композиторов М.К. Стручевского, М.М. Шварца и И.И. Шварца; генерала, хирурга, доктора медицинских наук профессора В.С. Левитаса, доктора медицинских наук А.Л. Эпштейна.
Среди евреев Сумщины есть георгиевский кавалер А.М. Городовский, герои Советского Союза, участники ВОВ, например, подпольщица Т.И. Маркус, контр-адмирал Н.Ф. Ханин и многие другие. Все это вместе с другими фактами мы узнаем из двух фундаментальных книг М.М. Часницкого «Глухов. Евреи. Память жива» и «Евреи. Глухов и Сумщина».
Кстати, в первой книге я нашел сведения, касающиеся моей семьи. В списке лишенных права голоса в 1930 году я обнаружил двух братьев моей мамы: Бурсук Давида Абрамовича и Бурсук Израиля Абрамовича и его жену Лею. И еще там опубликован приговор, в котором говорится, что Моисей Рувимович Бурсук, 23 лет, за революционную пропаганду приговорен к ссылке в места, для этого предназначенные. Не исключено, что и Моисей Рувимович Бурсук тоже наш родственник — фамилия Бурсук больше нигде не встречается, в отличие от других фамилий. В списке глуховчан — воинов-евреев, погибших, умерших от ран и пропавших без вести на фронтах ВОВ, фамилии которых занесены в «Книгу памяти Украины» (т. 4, т. 14, Сумская область, город Глухов), упоминается Барсук Давид Абрамович, 1899 года рождения, рядовой. Возможно, что и он наш родственник, а буква в фамилии изменена то ли намеренно, то ли по ошибке.
Михаил Михайлович Часницкий родился в марте 1938 года в Москве. Его отец, сотрудник ГРУ, был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой в декабре 1937 года. Михаил, его мать и сестра возвратиться Москву из эвакуации не могли, т.к. были членами семьи «врага народа», и перебрались на Украину. В Глухове Михаил окончил техникум электрификации и механизации сельского хозяйства и за исключением трех лет службы в армии проработал сорок лет на глуховском заводе «Электропанель» конструктором, мастером, а затем и начальником ОТК.
Михаил Михайлович — очень скромный, миролюбивый, интеллигентный и порядочный человек с большим чувством долга. Он и его жена Галина, его главная помощница и друг, были одними из организаторов глуховской еврейской общины, возродив таким образом еврейскую жизнь в городе. В результате историко-архивной и поисковой работы он создал первый на Сумщине еврейский музей, восстановив память о сотнях жителей этого местечка.
Я не перестаю поражаться труду, вложенному Михаилом Михайловичем в издание двух таких уникальных книг. Он, технарь, не имеющий специального исторического образования, добровольно взвалил на себя практически неподъемный груз, поставив перед собой задачу восстановить историю еврейской общины города Глухова и Сумщины и описать даже историю еврейства в России, начиная с незапамятных времен, и блестяще справился с этой задачей.
Честь и хвала ему! Мне представляется, что книги Часницкого должны быть предварены эпиграфом «Никто не забыт и ничто не забыто», строкой из стихотворения поэтессы Ольги Берггольц. Объясняю, почему.
К сожалению, в СССР и в современных постсоветских республиках слова зачастую лишены своего содержания. Они звучат кощунственно в то время, когда остаются незахороненными останки тысяч людей, отдавших свои жизни за победу над фашизмом, когда сознательно предают забвению имена воинов-евреев, героически сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, совершавших подвиги, подобные подвигу Гастелло и Матросова, руководивших успешными операциями на фронте, сражавшихся в партизанских отрядах и подполье. В многочисленных мемуарах отсутствуют имена инженеров-конструкторов, внесших огромный вклад в создание передовой военной техники.
Своим трудом Михаил Михайлович Часницкий возвращает из небытия имена этих людей, от рядовых тружеников до директоров заводов, офицеров и генералов, Героев Советского Союза. И в этом ценность его книг и его важная заслуга. Часницкий вернул словам «Никто не забыт и ничто не забыто» потерянное содержание, облек их плотью. Вот поэтому это достойный эпиграф к его книгам, которые будут храниться в созданном им музее и будут всегда востребованы.
Михаил Михайлович опубликовал более двухсот статей в различных газетах, журналах, научных сборниках, справочнике и энциклопедии. Он — член Президиума Еврейского совета Украины. В 2009 году Глуховским горисполкомом он был назван «Профессионалом года» и указом Президента Украины награжден орденом «За заслуги» III степени.
Жизнь и труды Михаила Михайловича Часницкого — настоящий подвиг. Я надеюсь, что он продолжит работу по увековечению памяти своих земляков, тем более что есть еще целый ряд людей, достойных быть внесенными в историю Сумщины. Это основатели первого израильского кибуца Дгания Танхум Танфилов, Иосиф Элькин и Израиль Блох, лауреат Ленинской премии, один из создателей известной кинопленки «Свема-Шостка», уроженец Шостки Леонид Сонкин, скончавшийся в Миннесоте в 2011 году, и другие.
Арон БОРУХОВСКИЙ,
Миннеаполис