Недельная глава Торы «Шофтим»
– Должен предупредить тебя, что собираюсь уехать в Израиль, — сказал я своему однокурснику Алику, с которым недавно познакомился в Московском институте связи. В пятницу после занятий я пригласил своего нового друга домой и решил поделиться с ним своей тайной, понимая, что очень скоро меня выгонят из института. В то время, в 1978 году, я уже начал преподавать иврит и надеялся, что этот молодой еврейский студент заинтересуется его изучением.
– А что ты в Израиле забыл? — удивился Алик. — Я бы понял тебя, если бы ты решил поехать в Америку.
– А чем Америка лучше Израиля? — парировал я. — Тем, что США — это богатая и безопасная страна, а Израиль нужно защищать от врагов? У тебя нет никаких идеалов, потому ты и не можешь понять, что есть люди, которые любят свой народ и свою страну. Алик, ты — старик!..
Наш разговор явно не клеился. Я был разочарован в Алике. Его подход к жизни казался мне циничным, а отношение к еврейству и Израилю — непростительно безразличным. Я решил больше не тратить на него времени и направился к двери, собираясь выпроводить гостя. Вдруг к Алику неожиданно обратилась моя мама, которая в это время подметала квартиру, готовясь к шаббату.
– Я хочу пригласить тебя сегодня вечером к нам на праздник, — сказала мама, отставив веник в сторону. — Каждую пятницу вечером мы садимся за стол и встречаем шаббат, поем субботние песни.
В тот момент я совершенно не понимал мамы. Зачем она обращается к этому цинику? Наверное, просто не слышала, что у меня с Аликом произошел неприятный разговор, и я собирался спустить его с лестницы.
В действительности это я по молодости лет не понимал моей мамы. В отличие от меня, она не страдала юношеской нетерпимостью да и вообще была чрезвычайно доброжелательным человеком. Именно потому она решила вмешаться и пригласила Алика прийти к нам на шаббат в гости. Я, конечно же, не поддержал ее инициативы, а молча довел Алика до порога и закрыл за ним дверь. Я был уверен, что он больше не придет к нам домой.
Вечером мы, как всегда, сели за стол в компании нескольких моих друзей. Через некоторое время кто-то позвонил в дверь. Я был потрясен, увидев Алика, который тихо вошел в комнату и подсел к нашему столу. Он пришел, несмотря на столкновение со мной, благодаря теплу и доброжелательности моей мамы.
Более того, он пришел не только в тот вечер, но и на следующий, бывая у нас почти каждую субботу, вплоть до нашего отъезда несколько лет спустя. Алик начал изучать иврит, потом Тору, сделал обрезание. Уже после моего отъезда в Израиль Алик стал одним из самых влиятельных учителей Торы в Москве (я, конечно же, изменил его имя).
Приехав в Израиль, Алик присоединился ко мне, и мы учились вместе в иешиве «Атерет Исраэль» в Иерусалиме. Уже после развала СССР, когда представилась возможность, Алик вернулся в Москву и преподавал Тору в иешиве при московской синагоге. Сегодня Алик один из самых уважаемых русскоязычных раввинов Израиля, он возглавляет иешиву и продолжает преподавать Тору.
Кстати, парадокс в том, что Алик живет в Израиле, а я, который рассердился тогда на него, — в Америке…
Наша недельная глава рассказывает об обязанности установления справедливости и назначения судей в каждом городе страны Израиля: «Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих, которые Всевышний дает тебе, по коленам твоим, чтоб судили они народ судом справедливым». Впрочем, не только народ, но и каждый человек должен стремиться к справедливости.
Однако люди зачастую совершают ошибки, осуждая других и забывая о том, что требовательным человек должен быть прежде всего к самому себе, а по отношению к другим — проявлять милосердие.
– Почему у человека два глаза?
– Для того чтобы одним смотреть на свои недостатки, а другим — на достоинства окружающих, — сказал Любавичский Ребе.