30 лет назад был разрушен Ямит
Я прибыл в Израиль из тюрьмы в Лефортово прямо к кульминации разрушения города Ямит.
Напомню, что город Ямит был построен по инициативе Шимона Переса после освобождения Синайского полуострова во время войны 1967 года. Тогда левый Шимон Перес еще понимал, что сильным Израиль будет только тогда, когда он будет владеть Синаем. Но вот к власти пришла «правая» партия «Ликуд» во главе с Менахемом Бегином и заключила «мирный договор» с Египтом, включая сдачу Синая Египту и изгнание еврейских поселенцев, включая разрушение города Ямит.
В порядке противодействия этому злодейскому плану возникло движение «Остановить отступление в Синае». Смысл этого лозунга был шире, чем отступление из Синая. Он означал, что отступление из Синая принесет с собой отступление и из других частей Эрец Исраэль. Так оно и случилось.
Мы пробирались к Ямиту по пустыне пешком, через военные кордоны и затем, проделав брешь в проволочном заграждении, ползком проникли в город.
К тому времени жители города, получив денежную компенсацию, собрали свои пожитки и смотались. Так что у нас было достаточно свободных домов. Я получил двухэтажный домик бывших советских поселенцев и сразу же стал совершать набеги на брошенные дома. К тому времени, когда в город пробралась моя жена, у меня был обустроенный дом со столом, креслами и даже ковром. Вот только холодильник никто не оставил.
В день изгнания мы поднялись на крыши домов и там забаррикадировались.
Солдаты лезли к нам по штурмовым лестницам, и мы бросали в них все, что попадало под руки. Но силы были неравные. Как только одной группе солдат удалось обманным путем залезть на крышу, они обдали нас струей какого-то химического пенящегося состава, так что мы стали как слепые котята.
Арик Шарон, который был тогда министром обороны, оказался достойным возложенного на него поручения. Он придумал клетку, которую спустили на крышу с вертолета, и меня запихнули в нее.
Когда на земле меня вытолкнули из клетки и повели под конвоем в арестантский автобус, с меня сбили кипу за которую я так сражался в лагере. Я не смог вынести этого и зарыдал от унижения. Таким меня и запечатлели для энциклопедии «Британника».
Нас довезли до Ашкелона и высадили у вокзала. Мы являли собой странное зрелище — грязные, оборванные, рыдающие — на фоне мирного благополучного города.
Прохожие вообще не обращали на нас внимания. Но вот один, поняв, кто эти странные беженцы, подошел и бросил в мою сторону: «Дураки, что вы думали?..» Он был умный, а мы были дураками. И теперь, когда я слышу об обстреле Ашкелона террористами, которые захватили Газу, я думаю про этого и других прохожих: «Ну, кто оказался дураком? Мы-то бились за то, чтобы террористы не обстреливали твой дом, а ты прошел мимо».
В нашей стране нельзя быть случайным прохожим.
Об авторе
Раввин Йосеф Менделевич – известный отказник (асир Цийон), политический деятель, родился в Риге в 1947 году, учился в Рижском политехническом институте, занимался сионистской деятельностью, преподавал иврит, историю и Тору.
В 1970 году был арестован на аэродроме под Петербургом во время попытки захватить самолет и добраться до Израиля. Приговорен к 15 годам заключения за воздушное пиратство, к 15 годам — за государственную измену, к 7 годам — за сионизм. В лагерях рав Менделевич продолжал изучать и преподавать иврит, Тору. После 11 лет заключения был выслан в Израиль.
В Израиле рав Йосеф учился в иешивах «Махон Меир», «Мерказ а-Рав», на высших раввинских курсах. Имеет звание магистра по еврейской истории и звание доктора гонорис кауза, полученное в Иешива-университете. Был создателем первого ульпана для русскоговорящих при Туроколледж, Центра трудоустройства для репатриантов, оказал большую помощь в создании организации «Маханаим».
Сегодня рав Йосеф участвует в борьбе за освобождение Джонатана Полларда из американской тюрьмы, инициировал десятки демонстраций. Преподает в иешиве «Махон Меире» гемару и другие предметы.
Раввин Йосеф МЕНДЕЛЕВИЧ