Вернувшись в Израиль после выступления на Генеральной ассамблее ООН в Нью-Йорке, Ариэль Шарон столкнулся с разгоревшимся против него бунтом в рядах «Ликуда». Многие «ликудники» открыто выражали свое недовольство «шароновской политикой отступления», его пренебрежением решениям Центра «Ликуда», не поддержавшего эвакуации поселений сектора Газы. Шарона обвинили в том, что он, по сути, предал идеалы своей партии. На этом фоне предложение Нетаниягу и Ландау об объявлении внеочередных «праймериз» казалось угрожающим.
Если бы Центр «Ликуда» проголосовал за объявление досрочных выборов лидера партии, то это означало бы прямой вызов Шарону как главе правящей партии. Поражение Шарона на праймериз привело бы к падению его правительства. Не случайно в СМИ муссировались слухи о том, что в случае, если Центр «Ликуда» примет решение о досрочных выборах лидера партии, Ариэль Шарон тут же уйдет в отставку, прекратит заниматься политической деятельностью и вернется на свою ферму в Негеве. Наиболее реальным претендентом на роль лидера «Ликуда», вместо Шарона, являлся Беньямин Нетаниягу.
Выступление Нетаниягу на дебатах Центра «Ликуда», состоявшихся за день до голосования, напоминало речь кандидата в лидеры партии, нежели политика, который должен аргументировано объяснить: почему он считает целесообразным перенос сроков «праймериз» на февраль 2006 года, считали журналисты «Мигньюс». Аргументы Нетаниягу сводились к двум формулам: «есть другой путь» для достижения мира и процветания, отличный от «пути Шарона», и «мы — не «Мерец», мы — «Ликуд». Это выступление было поддержано большинством присутствующих в зале. Если Нетаниягу и прерывали, то, только скандируя и распевая гимны в его поддержку.
Как только Ариэль Шарон вышел к микрофону, чтобы обратиться с речью к ЦК партии «Ликуд», десятки его однопартийцев демонстративно вышли из зала, а еще несколько десятков стали кричать так, что лидер «Ликуда» не мог начать говорить.
Потом неожиданно у Шарона отключился микрофон. Он сошел с трибуны и сел на свое место в президиуме, ожидая, пока зал успокоится и будет исправлен микрофон. Однако так ничего и не дождавшись, Ариэль Шарон покинул конференцию Центра «Ликуда».
Не следующий день Интернет-сайт газеты «Маарив» сообщил, что, по предварительным данным, после подсчета бюллетеней, извлеченных из 7 (из общего числа 20) урн для голосования, с преимуществом в 17 голосов лидирует лагерь Нетаниягу-Ландау. Однако официальные окончательные данные расставили все точки над i.
Секретарь партии «Ликуд» Цахи Анегби заявил что, в голосовании приняли участие 2789 членов ЦК (91.4%), в поддержку проведения досрочных праймериз было опущено 1329 бюллетеней, против — 1433. Таким образом, Шарон победил с отрывом в 104 голоса.
Большинство членов Центра правящей партии «Ликуд» проголосовали против переноса «праймериз» на более ранний срок, поддержав позицию Ариэля Шарона. Предложение Нетаниягу и Ландау об объявлении внеочередных выборов отклонено. Всего проголосовали 94% из 3050 членов Центра «Ликуда».
Радиостанция «Седьмого Канала» передала сообщение о том, что диверсию с микрофонами на конференции Центра «Ликуда» устроили члены этой партии, насильственно эвакуированные из своих домов в секторе Газы. По данным анонимного источника, они залили водой звуковую систему, не дав премьер-министру и главе «Ликуда» Ариэлю Шарону обратиться с речью к членам Центрального Комитета.
«Ты разрушил наши дома и наши жизни — а мы не дадим тебе говорить», — такова одна из строк анонимного послания. Однако текст «непроизнесенной речи» Ариэля Шарона все же был распространен пресс-службой канцелярии главы правительства. Приводим его в сокращении.
МЫ МОЖЕМ ПОТЕРЯТЬ ВСЕ!
Текст речи Ариэля Шарона на конференции «Ликуда»
Вчерашняя атака на Сдерот и Негев — это очень серьезно. Силы безопасности получили точные указания, что делать, чтобы предотвратить обстрелы Негева. Я предлагаю сохранять спокойствие — это не первый раз, когда террористические организации пытаются нанести нам удар. Не нужно приписывать этому политического смысла. В такие моменты следует меньше говорить и больше действовать. Так я вел себя раньше, и так же буду действовать в будущем.
Переход от обсуждений вопросов нашей безопасности к обсуждению здесь — очень резкий для меня переход. Это путь к разрушению «Ликуда», который ведет только в оппозицию. Мы должны определить, окажется ли «Ликуд» центром национального согласия или станет экстремистской, маргинальной партией. Останется ли «Ликуд» сильной и влиятельной партией власти, или станет незначительной оппозиционной партией, такой, какую я получил шесть лет назад.
«Ликуд» был создан мною под руководством Менахема Бегина, благословенна его память. Я был в правительстве, когда Бегин создал коалицию с (левоцентристской партией) ДАШ, ввел Моше Даяна в правительство, когда он вел бескомпромиссную войну с террором и с врагом, пытавшимся оснастить себя ядерным оружием, когда Бегин заключил мирный договор с Египтом, когда ему пришлось принять очень трудное и болезненное решение об эвакуации и разрушении всех еврейских поселений Синая.
Это подлинный «Ликуд» — большое, центральное, национально-либеральное движение, которое действовало ради объединения народа и которое не пугалось тяжелых решений и болезненных уступок. Движение, которое не поддавалось политическому давлению, которое всегда руководствовалось соображениями ответственности и здравого смысла и действовало во имя всеобщих национальных интересов.
Только так можно вести государственные дела, поддерживать безопасность, побеждать террор и двигаться к миру — без пустозвонства и лозунгов. Это то, чего желали миллионы избирателей «Ликуда».
Сегодня у нас есть беспрецедентный шанс. Мир согласился с нашей позицией, согласно которой, без безопасности Израиля не будет продвижения в переговорах. Только при условии, что палестинская сторона покончит раз и навсегда с террором и пресечет подстрекательство против Израиля, мы сможем продвинуться к политическому урегулированию. Необходимо сказать правду, которая известна всем: когда мы придем к этому, не все нам удастся сохранить. У нас есть мечта, хорошая и справедливая. Но есть также тяжелая реальность, предъявляющая свои претензии. Не существует возможности сохранить еврейское и демократическое государство и власть над всей территорией Земли Израиля. Если мы будем настаивать на реализации всех чаяний, мы можем с большой вероятностью потерять все — полностью. К этому ведет путь экстремизма. Сегодня мы обязаны приложить все свои силы ради достижения возможного и жизненно необходимого. Прежде всего — удержать Иерусалим — единую и неделимую столицу Израиля навеки веков. Завершить строительство забора безопасности, который предотвратит попытки нанести удар по сердцу страны. Укрепить крупные блоки поселений, Иорданскую долину и районы, необходимые для сохранения нашей безопасности, Негев, Галилею и Голанские высоты. Я призываю вас принять верное решение. Ради блага «Ликуда», ради блага народа и Государства Израиль.
Счастливого Нового года всему народу Израиля!