«И сказал Б-г Моше: «Так скажи сынам Израиля: Видели вы, что с небес Я говорил с вами…» (20:19).
Это произошло более трех тысяч лет назад. Одно малоизвестное ближневосточное племя, шедшее из Египта в Ханаан через безводную каменистую пустыню, собралось вокруг сравнительно невысокой горы и пережило событие, оставившее неизгладимый отпечаток на судьбе всего человечества. Впервые за все предыдущие и последующие эпохи Творец Вселенной обратился «лично» к целому народу. Этот народ носил имя Израиль, по имени его основателя Яакова-Израиля. Гора называлась Синай. Именно там, на Синае, Всевышний вручил евреям мистический план Творения — Тору. Так евреи стали иудеями…
Иудаизм положил начало другим монотеистическим религиям — христианству и исламу. Однако внутри самого иудаизма на протяжении всей истории то и дело возникали всевозможные секты и движения, претендовавшие на духовное наследие Авраама, Ицхака и Яакова. Некоторые из них отделялись от нормативного иудаизма и меняли свое название; другие стремились узурпировать авторитет мудрецов Торы, называя себя «истинными сынами Израиля».
В последней группе наибольшей известностью пользуются караимы. Около трехсот лет назад в Оттоманской империи караимы предприняли попытку добиться для себя статуса «аутентичных евреев». Они обратились к турецкому султану с официальным ходатайством провозгласить их «Израилем», утверждая, что нынешние евреи — самозванцы и не имеют ничего общего с библейским «избранным народом».
Прежде чем принять решение, султан, как было принято в те времена, вызвал к себе во дворец представителей обеих сторон — предводителя караимов и главного раввина еврейской общины, чтобы каждый из них изложил свою позицию. Он заявил, что только после того, как выслушает их, решит, кто является подлинным «народом Книги».
В назначенное время лидер караимов и раввин пришли на аудиенцию. Прежде чем войти в тронный зал, они, как положено на Востоке, сняли обувь. Караим оставил ее у входа, а раввин взял свои ботинки в руку и вместе с ними переступил порог.
Когда султан увидел раввина с ботинками в руках, он удивленно вскинул брови и строго потребовал объяснения.
«Ваше высочество, — начал раввин, — как вы, наверное, знаете из Библии, когда Пресвятой, благословен Он, явился нашему учителю Моисею у горящего, но не сгорающего куста, Он вначале велел ему: «Сбрось башмаки с твоих ног!» Моисей повиновался, — продолжил раввин. — И что же получилось? Наша традиция сообщает, что когда Моше разговаривал с Б-гом, пришел караим и украл его башмаки. С тех пор повелось, что, когда мы встречаемся с караимами, мы внимательно следим за своей обувью, не спускаем с нее глаз и не выпускаем из рук…»
Караим побагровел от возмущения и, обращаясь к раввину, гневно воскликнул: «Какая чушь! Все знают, что во времена Моисея еще не было караимов!»
В тронном зале повисла гробовая тишина. Выдержав нужную паузу, раввин тихо сказал султану: «Ваше высочество, мне больше нечего добавить к тому, что он только что сказал…»
Гора с плеч
«И взял Итро, тесть Моше, Ципору, жену Моше… и двух ее сыновей, имя одного из которых Гершом… а имя другого — Элиэзер (Б-г в помощь), ибо Всевышний, Б-г отца моего, был мне помощью и избавил меня от меча фараона» (18:2–4).
Комментаторы спрашивают: почему Моше не назвал первого сына именем Элиэзер? Ведь рождение Гершома было ближе к тем событиям, когда Моше убил египетского надсмотрщика и был вынужден бежать из Египта, спасаясь от «меча фараона».
Да, все верно. Но даже находясь далеко за пределами египетской империи, через много лет после побега Моше не чувствовал себя в безопасности. Он боялся, что агенты фараона тайно охотятся за ним, что они могут схватить или даже убить его. Лишь после того как Б-г рассеял его страхи: «Иди, возвратись в Египет, ибо умерли все люди, стремившиеся лишить тебя жизни» (4:19), Моше мог вздохнуть наконец с облегчением.
Произошло это сразу после рождения второго сына, и Моше не преминул назвать его Элиэзером — в благодарность Б-гу за помощь и спасение.
Зависть
«Не желай дома ближнего своего; не желай жены ближнего своего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его и ничего, что у ближнего твоего» (20:14).
В порядке изложения Десяти заповедей заложен глубокий смысл. Первая заповедь — это своеобразная визитная карточка Творца и констатация непреложного факта Его существования и абсолютного могущества: «Я — Г-сподь Б-г, Который вывел тебя из страны Египетской, из дома рабства».
В следующих восьми заповедях излагаются конкретные основополагающие обязанности человека перед Б-гом и другими людьми. И, наконец, десятая итоговая заповедь «ло тахмод», «Не возжелай», провозглашает главную идею перечисленных законов. Тот, кто соблюдает «ло тахмод», демонстрирует готовность выполнять все Десять речений.
Известно, что большинство грехов и преступлений совершаются из-за желания получить то, что принадлежит другим. Движущая сила такого желания — зависть. Завистник часто желает чужое, нарушая тем самым десятую заповедь. Зависть толкает его и на другие преступления. Он с готовностью отвергнет Единого Б-га и перейдет в другую веру, будет поклоняться идолам, нарушив вторую заповедь, если этого требуют «интересы дела». Стремясь заработать больше денег, он будет работать в субботу, нарушая четвертую заповедь. Завистника ничто не остановит: он может унижать и оскорблять родителей (пятая заповедь), переспать с чужой женой (седьмая заповедь), встать на путь воровства (восьмая заповедь) и даже идти по трупам к заветной цели (шестая заповедь). Такой человек без угрызений совести даст ложные показания в суде, нарушив девятую заповедь.
Б-г расположил заповеди в таком порядке, что невольно приходишь к выводу: если будешь скрупулезно соблюдать первые девять речений, тебе никогда не придет в голову возжелать чужое.
Рав Шимшон-Рефаэль Гирш, духовный наставник германского еврейства в XIX веке, писал, что «ло тахмод» — это итоговая печать Б-га на Десяти речениях. Можно вводить в юридические системы запреты убийства и воровства, но нельзя помешать человеку желать чужое. Убийство и воровство — это всего лишь симптомы. Корень зла находится в сердце. Он не виден извне. Только Б-г способен заглянуть в потайные уголки нашей души и изгнать из них дурные желания, очистить сердце от зависти.
Поэтому любая система законов, написанных земными юристами и законодателями, нестойка и ненадежна. Ей не хватает скрепляющей печати Творца, Его всеобъемлющего слова, заключенного в Торе.
Тора требует от человека «святости», что означает чистоту помыслов, из которых рождаются и чистые действия.