ОБЫЧНАЯ ОШИБКА ИЛИ НЕОБЫЧНАЯ АВАНТЮРА?

Итак, доволен Ариэль Шарон. Доволен Абу Мазен. Произошел, пожалуй, самый уникальный прецедент в мировой практике, который долго еще будут изучать историки и юристы, журналисты и государственники. Обе противоборствующие стороны радуются победе: Мазен — над Израилем, Шарон — над поселенцами. Практически на глазах всего мира произошел правительственный (не путать с государственным) переворот. Переворот, которому рады недруги Израиля. Переворот, который огорчил многих истинных патриотов и друзей страны. Переворот, который задел самые тонкие и самые чувствительные душевные струны тех, кто умеет сопереживать и сочувствовать. Попробуем разобраться в том, что произошло.

А БЫЛ ЛИ ПЛАН?

Его называют по-разному: «план Шарона», «план одностороннего отступления», «план размежевания». В чем же его идея, сущность, замысел? С кем советовались авторы (или автор)? Получил ли план поддержку тех, кого он касается лично? Разъяснили ли план жителям конфликтующих сторон? Любая задумка, как известно, должна определять главное — что же получат взамен те, кто идет на определенный рискованный шаг. Настораживало понятие «одностороннее отступление», которое уже изначально предполагало только действие одной стороны. Значит, о взаимных уступках речи не было.

А был ли план? Смею предположить, что идея размежевания, а по сути отступления, родилась в голове Шарона спонтанно. Поэтому, когда его просили разъяснить суть задуманного, он обычно нервничал, отвечал невпопад и грозил расправиться со всеми, кто будет сопротивляться. Все выступления премьера, в которых шла речь о плане отступления, были отлиты из стали, начинены угрозами. Даже его последнее «напутствие» перед решающим штурмом поселений больше напоминало обвинительную речь прокурора. Он не говорил, а декларировал; ни разу не упомянул о том, является ли т. н. размежевание одноразовым шагом или началом глобального отступления. «Только очень высокомерный и упрямый человек, — писал Узи Бензиман в газете «Гаарец», — способен верить в то, что он разбирается в происходящем намного лучше всех окружающих… Он не испытывает мук совести, он властен и хитер. Именно поэтому он больше других подходит для выполнения этой задачи — тотального израильского отступления».

Один за другим стали уходить из правительства, по-моему, самые думающие и самые перспективные министры: Авигдор Либерман, Натан Щаранский, Беньямин Нетаниягу. Руководимые ими министерства работали ритмично. Больше других, видимо, преуспел министр финансов Нетаниягу: его пребывание на посту министра минфина отмечено главным — отходом от социалистического принципа и переходом к рынку. Для Израиля с его преимущественно левацкими взглядами и отравленным социалистическим мышлением, скопированным с бывшего СССР, это был настоящий переворот. Шарону эти новшества были ни к чему: ему нужны исполнители.

Он с невероятным упрямством проталкивал свою идею. Ради этого пошел даже на создание коалиции со своими политическими противниками — партией «Авода». А «непотопляемый» Ш. Перес даже занял место рядом с премьером. На выселение бросили все силы. И добились своего.

А что дальше? Каковы возможные последствия? Их нетрудно предвидеть. Газа, та самая Газа, где сконцентрированы все или почти все террористические группировки, несомненно, станут международным бандитским центром. И тогда защищать придется не отдельные поселения, а всю страну по периметру. Хватит ли сил и средств сдерживать натиск террористов? И это еще далеко не все. Прецедент отступления создаст лавину претензий на этот истерзанный кусок Святой Земли.

А ИЗРАИЛЬСКАЯ ФЕМИДА МОЛЧИТ…

Какова же реакция на происходящее тех, кто творит законы и должен следить за их выполнением? Кнессет, разбавленный «Аводой», левацкими и арабскими депутатами, поддержал Шарона. А как на это прореагировал Генеральный прокурор, советники по юридическим вопросам, наконец, Высший Суд Справедливости? Голоса их не слышно. Либо они полностью со всем согласны, либо не имеют своего мнения. А ведь за их спиной — закон.

Какой закон? К большому сожалению, до сих пор в Израиле нет Основного Закона, именуемого Конституцией.

Ни одно правительство за все годы существования страны не осмелилось разработать Основной Свод Законов, всенародно обсудить его и утвердить на заседании кнессета. Речь идет не о формальном акте, а о событии, важность которого трудно переоценить. Может быть, тогда никто не осмелился бы принимать опрометчивые решения.

Отсутствие Основного Закона поощряет беззаконие. Создается подчас впечатление, будто решения центральных и местных органов власти касаются только еврейской части населения. Израильские арабы, нередко игнорируют разного рода постановления, и это часто им сходит с рук. Вот тому наглядный пример. Город Лод в последние годы стал практически арабским. Только в течение 2002-2004 гг. арабы возвели здесь незаконно более четырех тысяч домов. Несмотря на то, что было вынесено восемьдесят судебных решений о сносе, никто и не думает их выполнять. Более того, возмущенные арабы вызвали в город Ш. Переса и пожаловались ему на «произвол властей». Что он предпринял? Обязал выполнить судебные предписания? Ничего подобного: он воспрепятствовал сносу домов. Продолжается незаконное массовое строительство арабами в Акко, Рамле, Хайфе, Нацерете и других городах. Евреев вытесняют из собственной страны. Повторю еще раз: отсутствие Закона поощряет беззаконие.

Назрела реальная необходимость и о принятии специального Закона об израильском гражданстве. Кто же является гражданином страны. Представляется, что в нынешних условиях очень важно ввести Присягу на верность государству и избавляться от тех, кто не желает соблюдать законы.

Конституция — это лицо страны. И тема эта имеет самое непосредственное отношение к нашему разговору, ибо строгое соблюдение закона оградило бы страну от волюнтаристских решений.

АБУ МАЗЕН ТРУБИТ ПОБЕДНЫЙ МАРШ

Внешнюю реакцию на это шароновское действо можно было предвидеть заранее. Палестинцы празднуют победу. Мазен уже охрип от частых выступлений и самовосхваления. «Шахиды приблизили бегство израильтян», — вот лейтмотив его ораторского искусства. А министр ПА по гражданским делам Дахлан уже принимает долгосрочные планы застройки «освобожденных земель». И все они в один голос твердят, что это лишь первый шаг, впереди — Иерусалим…

Ликует Евросоюз, доволен ближневосточный «квартет». Президент России В. Путин, как всегда, витиевато пророчествует: «Вывод поселений и сил из Газы — лишь первый шаг… Палестинская сторона настроена работать именно в этом ключе». Весьма прозрачный намек. Словосочетание «лишь первый шаг» — прямое попустительство террористам. А для Мазена и иже с ним это призыв к действию: вы, мол, продолжайте в том же духе, а мы вас поддержим и поможем.

Сдержаннее, но тоже весьма недвусмысленно высказались и президент США Д. Буш, и Госсекретарь К. Райс. Смысл их реакции сводится к тому, что Израилю следует «продолжать освобождать земли», и менее внятно говорится об обязанности ПА соблюдать т. н. «Дорожную карту». Как будто вмиг все ослепли и оглохли: никто уже и не напоминает о том, что первый пункт этой самой карты — разоружение всех бандитских формирований. Никто и не собирается их разоружать. С этим просто смирились. Вместо разоружения идет интенсивный процесс вооружения.

Да, Америке нужен сейчас хоть какой-либо успех на Ближнем Востоке. Все ее надежды нынче только на уступчивость Израиля. Д. Буш и К. Райс давят на Шарона. А стойкий и бесстрашный генерал, не раз проявлявший чудеса храбрости и героизма на поле боя, не выдержал натиска, не смог устоять. И в этом его трагедия.

Итак, что же получил Шарон взамен своего плана? Раскол общества, озлобление и отчаяние, потерю отвоеванных земель, за которые отдали жизни многие тысячи израильтян, разочарование истинных друзей. Появились и особые виды сопротивления: поджоги домов, массовые протесты, дезертирство, самосожжение, отказ от выполнения приказов и даже желание некоторых остаться подданными ПА. А, главное, создан прецедент с далеко идущими последствиями. В этой связи меня возмутило безапелляционное заявление некого Григория Винникова во время беседы на ТВ «за круглым столом». Без обиняков, на полном серьезе, он сказал о том, что все происходящее при насильственном выселении из Газы было лишь «обычным шоу», чтобы разжалобить американский конгресс и больше «выжать из него денег». Думается, что руководству RTN|WMNB следует более взыскательно подходить к подбору политобозревателей.

Тем не менее, Шарона хвалят в Европе и в России. И даже поступило предложение выдвинуть его кандидатуру на Нобелевскую премию мира. Что ж, ближневосточное трио лауреатов — Рабин, Перес и Арафат может пополниться еще одним персонажем.

И еще. Одной из причин распада еврейского государства после смерти царя Соломона на два самостоятельных государства — Иудейское и Израильское явилась вражда между… евреями, политические распри, необузданное, а подчас и авантюрное стремление к власти. Вспомним и результат этого распада: Израильское царство было завоевано ассирийцами, а Иудейское — Вавилоном. Вот и сейчас мне видятся главные проблемы Израиля внутри страны. До тех пор, пока эту простую истину не поймут те, кого мы называем вершителями судеб, не будет мира на Святой Земле.

Так как же ответить на вопрос, вынесенный в заголовок? Очевидно, что затея Шарона — и стратегическая ошибка, и тактическая авантюра. А вопросительный знак я оставил для того, чтобы читатель задумался и сам определился в этих неординарных событиях, в которых больше вопросов, чем ответов.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора