В последний день октября 2009 года Белый дом организовал и провел грандиозное «хеллоуинское» гулянье. Официально сообщались, что проводилось оно для учащихся городских школ Вашингтона и сотен семей наших военных, которые тогда боролись за демократию в Ираке и Афганистане. Сценарий гулянья составил голливудский кинорежиссер Тим Бертон, слепив его по мотивам своего фильма «Алиса в Стране чудес».
Главным действующим лицом была чикагская театральная труппа Redmoon, которая неделю готовила «площадку». Скелеты играли на площади перед Белым домом; огромные тыквы были разложены перед главным входом; в огромных прозрачных пузырях плавали желтые и красные бабочки, а с первого этажа в гостей всматривались два гигантских оранжевых и черных глаза.
Устроители были в причудливых хеллоуинских костюмах, и даже первая леди нарядилась в платье леопардовой расцветки и прицепила кошачьи ушки, в связи с чем ее супруг заметил, что Мишель «была настоящей женщиной-кошкой». Сам президент был одет прилично, но несколько легкомысленно, зато его тогдашний пресс-секретарь Роберт Гиббс явился в костюме Дарта Уэйдера — героя фильма Лукаса «Звездные войны». Среди гостей Барака и Мишель Обамы были известный актер Джонни Депп, который явился в костюме Шляпника из вышедшего незадолго до этого события фильма «Алиса в Стране чудес», и режиссер Джордж Лукас в костюме одного из героев своей космической киноэпопеи.
Все было, как говорится, не простенько, но со вкусом, и торжество поделилось на три части. Те, кто попроще и помассовей, веселились перед Белым домом, народ почище и познатнее был допущен внутрь на «Чаепитие Шляпника», а самые избранные — Депп, Лукас и Бертон — попали на вечеринку в кругу президентского семейства, включая двух первых дочек и первую собаку США. Оплачено все это было Джонни Деппом и кинокомпанией Disney. Сообщения о «Хеллоуине-2009» в Белом доме облетели страну и мир, но особо их не афишировали, поскольку время было экономически трудное, а в цивилизованном обществе не принято пировать не то что во время чумы, а во время свиного гриппа.
Недавно про эту историю вспомнили в связи с выпущенной издательством Little, Brown and Company книгой «Семья Обама» («The Obamas»). Написала ее 36-летняя журналистка New York Times Джоди Кантор, которая несколько лет была приписана к Белому дому. Для документального рассказа о непростой жизни супругов Обама она взяла 33 интервью у их ближайшего окружения, но с самими Бараком и Мишель не беседовала. На 368 страницах Кантор, как гласит издательская аннотация, «глубоко вглядывается в то, как, попав в Белый дом, они пытаются освоиться со своими новыми ролями, изменяют страну, растят детей, заводят дружбу и постигают, что значит быть первыми черными президентом и первой леди». Среди прочего Джоди Кантор коснулась «хеллоуинского гулянья» в 2009 году, и критики Обамы тут же вытащили эту историю за ушко да на солнышко, в очередной раз обвиняя «The Obamas» в недопустимой расточительности, тогда как страна бедствует.
Не скрою, что Барак Хусейн Обама-младший совсем не устраивает меня как президент. Но в данном случае я считаю эти наскоки несправедливыми. Как заявил пресс-секретарь Белого дома Эрик Шульц, в «Хеллоуине-2009» не было ничего постыдного, тем более, что устроили его для бедных детей и семей наших военных на деньги миллионера Джонни Деппа и мультмиллионера Walt Disney Company. Из книги Джоди Кантор вытекает, что «семья Обама» не столько транжирит пресловутые деньги налогоплательщиков, сколько помпезно и крикливо ведет роскошный образ жизни, напоминая «новых русских». Один зритель русскоязычной телекомпании RTN-WMNB сравнил Мишель Обаму с Раисой Горбачевой, а газета New York Daily News назвала ее новой Марией-Антуанеттой, сравнив с супругой короля Франции Людовика XVI, которой якобы принадлежит фраза: «Если у народа нет хлеба, пусть ест пирожные».
Четырнадцатичасовый полет в Испанию в августе 2010 года, куда Мишель Обама отправилась с дочкой Сашей и группой друзей, обошелся казне почти в 160 тыс. долларов из расчета, что один час эксплуатации президентского лайнера стоит 11 351 доллар. За себя и Сашу первая леди заплатила сама, как за два места первого класса, но сопровождавшая ее охрана летела за счет казны. Друзья Мишель, надо отдать им должное, полетели в Испанию сами по себе и за номера в пятизвездочном Hotel Villa Padiern платили сами. В июне 2011 года Мишель Обама с дочками на неделю слетала в Южную Африку, и только перелет обошелся в 424 142 доллара. В августе, когда, по словам излишне совестливых журналистов, «намного больше ограниченных в средствах американцев сидят по домам, а не отдыхают на пляжах», президент с семьей и свитой провел 11 дней на острове Мартас-Виньярд в Массачусетсе, где для него сняли ферму Blue Heron площадью 28 акров. В декабре Мишель отдельно от мужа полетела на Гавайи, что тоже считают ударом по кошельку налогоплательщиков. Тогда первое семейство провела на родине президента 17 дней, и некоторые СМИ оценили этот отдых в 4 млн долларов. Скрупулезные критики регулярно оценивают стоимость нарядов и туфель Мишель.
А теперь официальные данные о платежеспособности Барака Хуссейна Обамы-младшего. Как президент США, он получает 400 тыс. долларов в год — самую высокую зарплату госчиновника в Соединенных Штатов и больше любого главы государства в мире. Вице-президент Байден получает 186 100 долларов в год. Сразу оговорюсь, что пожизненная пенсия покинувших Белый дом президентов сейчас составляет 199 700 долларов. Средняя продолжительность жизни афроамериканца составляет примерно 70 лет, и если Обама уйдет на покой после первого срока, то есть в 52 года, он успеет получить около 3,6 млн долларов, а если после второго срока, то 2,8 млн.
В бюджет президента заложены 50 тыс. долларов в год «на расходы», 100 тыс. долларов «на разъезды» и 19 тыс. долларов «на развлечения». Особо на такие деньги не разгуляешься, но при ближайшем рассмотрении выходит, что прожить все-таки можно. Статья расходов обычно обозначает траты на встречи, которые не оплачивают другие госучреждения, и на то, что обычно называют «деловыми тратами».
Агитпоездки президента с целью политической саморекламы в предвыборных кампаниях, равно как и ради поддержки однопартийцев, оплачиваются партией, за исключением расходов на охрану и меры безопасности. Все поездки президента по государственным делам называются дипломатией, и за них полностью платят Госдепартамент и Пентагон. Если президент или его семья (или все вместе) отправляются отдохнуть, их охрану и некоторые путевые расходы оплачивают Министерства обороны и транспорта.
За обеды, завтраки и ужины с присутствием иностранных гостей платит Госдепартамент. Встречи президента с военными и поездки к ним оплачиваются Министерством обороны, но за еду президента во время таких поездок он иногда платит из отпущенных ему на расходы 50 тыс. долларов. Из своего кармана президент расплачивается за ежедневный прокорм семьи, за подарки жене, детям и собаке, за стрижку, одежду, химчистку и прачечную, за учебу детей, за некоторые расходы на путешествия и за мебель, которую он пожелает забрать с собой, покидая Белый дом. За свой счет президенты США содержат собственные дома, как, например техасское ранчо Буша-младшего.
Неважно, на чьи деньги гуляет первая леди Мишель на своей ярмарке тщеславия. Важно то, что она делает это недопустимо ярко и дорого, не считаясь с опять же пресловутым и лицемерным заявлением о «тяжелом положении народа». Отравляясь выпивать и закусывать в дорогой манхэттенский ресторан, я, честно говоря, не терзаюсь угрызениями совести за судьбу тех, кто не может себе этого позволить. Но я не выборное лицо и не полномочный представитель власти, которому поручено, чтобы народ жил хорошо. Все дело, на мой взгляд, в другом, более глубоком, но упорно выплывающем на поверхность. Как отметило издательство Little-Brown в аннотации к книге Джоди Кантор, попав в Белый дом, Барак и Мишель Обама «постигают, что значит быть первыми черными президентом и первой леди». В силу своего рождения, воспитания и идеологии они гордо несут знамя афроамериканцев, которые были никем и стали всем. Шикуя в Испании и Африке, первая леди доказывает не собственное превосходство, а на своем примере демонстрирует победу всех черных женщин. А заодно и мужчин. Она мало понимает в большой политике и понятия не имеет — да и не хочет иметь — о традиционной культуре белого вашингтонского истеблишмента, когда человека украшает, конечно, не скромность, но достоинство. «Семье Обама» это не нужно, как это не было нужно французским санкюлотам, и российским большевикам. Со временем у большевиков появилась уставная партийная осторожность, и шиковали они в узком кругу ограниченных людей за семью заборами. Не сумевшей понять этого Марии-Антуанетте прилюдно отрубили голову.