В годы моего начального образования раз в несколько месяцев мы получали очередной из двенадцати томов полного собрания сочинений А.П. Чехова. Прочитанный мной том вскоре ставился на полку. Недавно я узнал, что в собрании отсутствовал рассказ «Тина». Рассказ довольно неожиданный, посвященный образу, сыгравшему огромную роль в жизни современной России да и всей западной цивилизации — образу еврейки.
Отношение внутри христианской культуры к евреям и к еврейкам различно. Если еврей в литературе — это старый бездушный ростовщик вроде Соломона в «Скупом рыцаре» Пушкина, скупец Гобсек Бальзака или прощелыга Фейгин из «Оливера Твиста» Диккенса, то еврейка — это прекрасная Ребекка из «Айвенго» Вальтера Скотта или красавица Эстер у того же Бальзака. В Библии, на которой построена христианская культура, немало неотразимых евреек: Яэль, Бат Шева, Эстер, Юдифь. Из-за них теряли голову, в случае Яэли и Юдифи — буквально, могучие правители. Да и привлекательность прародительницы Сары была такой, что ее в старом возрасте пытались умыкнуть в свои гаремы фараон и Авимелех. Занятно: Юдифь и красавица Сусанна — из еврейских текстов, канонизированных христианами, но отсутствующих в еврейской Библии. На красоте и эротичности образов этих евреек зиждется мировая живопись.
И в Средние века власть имущие впадали в страсть к прекрасным еврейкам. О любви короля Кастилии Альфонсо Х к Рахели из Толедо (XIII век) — известный роман Фейхтвангера «Испанская баллада». Польский король Казимир III (XIV век) из-за любви к дочке портного Эстерке, родившей ему четверых детей, облагодетельствовал евреев. Благодаря изданным Казимиром законам евреи безбедно жили в Польше до ее раздела в XVIII веке. Любовь Казимира и Эстерки воспета во многих произведениях на идиш, польском, русском и немецком.
Тем более удивителен подчеркнутый антисемитизм рассказа Чехова о еврейке. Он создает впечатление сведения счетов. После прочтения хочется воскликнуть: «Юпитер, ты сердишься — значит, ты не прав».
В 60-е годы прошлого века удалось восстановить купюры в письмах Чехова и понять раздражение автора «Тины», написанной в октябре 1886 года. В январе-феврале того года у 25-летнего писателя случился роман с дочерью богатого московского адвоката Дуней Эфрос. Состоялась помолвка. Расстроена она была, видимо, потому, что брак с христианином требовал от Дуни крещения. 28 февраля Чехов писал другу: «С невестой разошелся окончательно. То есть она со мной разошлась». Видимо, шок от разрыва для Чехова был велик, он надолго остался холостым. Лишь за три года до смерти, уже неизлечимо больным, Чехов женится на актрисе Ольге Книппер.
Через год после разрыва с Эфрос Чехов написал пьесу «Иванов», в которой, похоже, пытался представить, как сложилась бы жизнь, если бы Дуня приняла крещение и стала его женой. Удивительно, в пьесе Чехов обменивается с Дуней судьбами: Анна, крещеная из Сарры жена Иванова, умирает от чахотки. Иванов тяжело переживает подозрение, что он женился на богатой из-за денег (его возглас «Замолчи, жидовка!..» на упрек в этом жены). Мотив этот присутствовал и в отношениях Чехова с Эфрос: «Хватит мужества у богатой жидовочки принять православие со всеми последствиями — ладно, не хватит — и не нужно…» — из письма февраля 1886 года. «С невестой разошелся… Вчера пожаловался ей на безденежье, а она лишь посмеялась…» — из мартовского письма. Тоска и депрессия, появившиеся в творчестве Чехова, начиная с «Иванова», считают некоторые исследователи — следствие разрыва с Дуней Эфрос.
В рассказе «Тина» героиня вульгарна, распутна, не очень умна. Затертый антисемитский штамп — ее жадность и нечестность. Раздражение автора вызывает даже внешность героини: «…к черным кудряшкам и густым бровям хозяйки очень не шло белое лицо, своею белизною напоминавшее… почему-то приторный жасминный запах». Что плохого в белом лице и жасминном запахе? Похоже это на самопародию — в записных книжках Чехова есть смешная фраза: «Ивану не нравится Софья, потому что от нее пахнет яблоками». Героиня легко соблазняет прекраснодушных, но слабохарактерных русских мужчин. В ее доме из, видимо, соблазненных ею мужчин образуется то, что в старину называлось «салон».
Я думаю, рассказ, кроме Дуни, имел два других прототипа. Это две великие актрисы, французские еврейки Рашель («Так — негодующая Федра — Стояла некогда Рашель.» — у Мандельштама в стихе об Ахматовой) и Сара Бернар. Обе гастролировали в России, а у Сары Бернар молодой Чехов даже брал интервью.
Бурная личная жизнь обеих великих актрис активно обсуждалась в чеховские времена. Еще недавно до того в «Фаусте» Гете рождение незамужней Маргаритой ребенка было скандалом. Рашель и Бернар рожали детей своим любовникам. Салон Рашель в Париже был центром светской жизни.
Так, в чем же причина антисемитизма Чехова в изображении еврейки в «Тине» и неодобрении антисемитизма в «Иванове»? Очевидно, эмансипированные, образованные, активные, сексуально притягательные еврейки одновременно привлекали и пугали Чехова.
Дуня Эфрос после разрыва с Чеховым вышла замуж за еврея, после революции эмигрировала во Францию, в 1943 году в возрасте 82 лет была депортирована из парижского дома для престарелых в Треблинку. Иная судьба у эмансипированных российских евреек, во времена написания «Тины» увлекшихся марксизмом и устремившихся в революцию. Многие большевистские лидеры были женаты на таких еврейках и в значительной степени обязаны своими карьерами уму, образованности и партийной убежденности своих жен. Ничтожный Ворошилов — Голде Горбман, Молотов, прозванный Лениным «каменный зад», — Перл Карповской, Куйбышев — Евгении Коган. Коган, в отличие от прочих старых большевиков, на допросах тридцать седьмого года, несмотря на пытки, виновной себя не признала и кляла энкавэдэшников «фашистами». Удивителен подвиг третьей жены Бухарина Анны Лурье (Лариной). Пройдя через лагеря и неимоверные страдания, она сумела донести «будущим руководителям партии» заученное ею наизусть послание Бухарина. В этом послании Бухарин сообщал, что «ничего не затевал против Сталина»… Стоил ли того подвиг?
Борис Францевич,каждая ваша статья-это откровение и потрясение.Вы гений не только в шахматах.Все ваши работы-вершина научного анализа.Спасибо!
Согласен!! Вы — если уж не гений, то талантище!
Позволю по этой же теме добавить
Похоже и великий Миша, Федоров сын, тоже затаил обиду на люд Иудейский. На каторге был в его бараке один «кошерный» еврей, с тфилином и прочими делами (19 век). С одного котла не ел, мол «нечисто там», и как-то не так он на Мишу посмотрел, якобы презрительно – и все! Обида. Странно мне это – ведь другого кошерного, «Шабата» Зильбера, (20 век) в тюрьме уважали все урки. Но, наверно уважение урок глубже «антиллигентного»? Впрочем, я что-то не припомню историй или сказок «народов мира», где «роковая» красавица спасает свой народ, соблазняя королей. Разве что Жанна, так поперла на англичан как танк, «на ты», без помады, мини и кокествий, как Космодемьянская. Может потому-что и красавицей не была? (шутка). Вроде была разок у султана турецкого Роксалана Роскошная (бывшая Наталка-полтавка вроде), но не спасла она своих козаченьков от бусурман.
Только как быть с нашими «пятнами на Солнышке»? Сиречь, мадам Олбрайт?
Ее и вспоминать на ночь страшно! Мало того, что еще та «красавица иудейская», так еще и пакостила втихаря. (шутка)
—
вот и давайте проанализируем по-научному. Выйди ДУня Эфрос замуж за Антошу Чехонте, и скорее всего в Треблинку не попала б. Просто потому что скорее всего не уехала в из России, а уехала б, то скорее куда-то в США
далее, у Чехова был брат Александр, старший. тоже литератор. был женат вторым браком на Наталье Александровне Гольден, судя по всему еврейке. они ещё родили другого знаменитого Чехова, сына Михаила, драматурга и основателя веудщей актёрской школы в США. как видим, в отличие от Антона, Саша Чехов с еврейками проблем не имел—это ещё мягко говоря.
Наконец, вот вам другой момент, похожий но обратный, из моей собственной жизни: у меня совершенно особое место в моём «женском пантеоне», да простится мне такой не вполне еврейский термин, занимают армянки. И надо же такому случиться, что уже с несколькими представительницами этой занятной народности, у меня вышли неудачи на личном фронте. Я вот думаю, может мне написать этакую «Тину 2.0», с главней героиней выведенной на основе моих знакомых армянок; или стать основателем новой реакционной теории антиармянизма??
если кто не понял, я просто хочу сказать что то, что стало предметом данной статьи Бориса, на мой взгляд не является показательным для такой темы, как еврейско-нееврейские отношения. Мало ли у кого с кем не получалось.
>Мало ли у кого с кем не получалось
Да. Например у Вас, Алекс, не получилось с еврейским народом что вы его «у кого с кем»-ничаете.
А Чехов всё понял правильно и затаил, великий руский мастер пера, обиду, коею отыграл на своём еврейском друге Левитане, запретив своей сестре выйти за него замуж.
Но Вам простительно, Вы ведь «анализируете научно», Алекс. Но при вашей просвещённости вы, Шура, даже не Дуня.
Разжуйте, товарищ, для «особливо непонятливых» вообще и меня в частности. Я ничего на понял что вы имеете ввиду «дразня язвительно» нашего единственного «хритика всея ЕМ» (шутка)
У меня нет жевательного рефлекса для Вас, Александр. Но думаю что «непонятливость» это плохой повод для панибратства. А насчёт язвительного тона и притворной самоунижительности, советую обратиться к Алексу. У меня ни того, ни другого нет (правда).
полковник шуток не понимает?- может вы не пани-брат, а просто пани, или даже пан-славян? тогда извиняйте непритворно
У меня один, и последний на этой, я надеюсь не последней страничке, ответ для Александра и Алекса:
Нет, я еврей и счёт сейчас 9:1 в мою пользу, если «сложить» 7:1 оценку моего коментария с 0:2 вашим, после того как я «объявился».
Но Вы никого не удивили. У Вас, игривых либералов, игра в жертву рефлексивна, когда Ваши доводы получают хладнокровный отпор, у Вас это в крови, независимо от национальности. Возьмите, к примеру Вашего Президента, который гораздо белее по его пофигательскому либерализму, чем Вы евреее с Вашей игривой либерально-еврейской восприимчивости.
Вы, я надеюсь, всё поняли?
== сейчас 9:1 в мою пользу ==
Нечестно! Судью на мыло! Требую пенальти!
данный пост уже имеет счёт 1:2 не в вашу пользу. поскольку в сериях плей-офф конкретный счёт матчей значения не имеет, получается что у нас всё поровну 🙂
для еврея, вы весьма заносчивы. я лично, не нашел в ваших комментариях ни хладнокровия, ни серьёзных аргументов, зато нашел прямую неправду, ибо я не либерал и поддерживал в прошлый раз Маккейна, до него Буша-младшего, а сейчас разрываюсь между Гингричем и Санторумом. если вы этого не знали, то стоило бы хотяы разузнать; если знали—намеренно скрыли; но ни в том ни в другом случае вас это не красит
а у вас явно не получилось с этикетом. если вы не хотите чтобы один Алекс разговаривал с вами запанибрата (хотя не знаю, с чего бы ему хотеть панибратствовать с невесть откуда взявшимся невесть кем), не панибратствуйте с другим Алексом. и старайтесь выражать свои аргументы и претензии почётче, ибо первый блин у вас вышел комом. как, кстати, и в комментарии к статье Моше Соловья о борьбе с Обамой. так что выходит уже два блина—два кома
Насчет пантеона и гарема.
В юности ходил такой анекдот:
— Алекс, в чем разница между роялем и унитазом?
— ?????????
— И после этого тебя пускают в приличные дома?
я правильно понял, что пантеон вы приравниваете к роялю, а гарем к унитазу? Царь Шломо бы обиделся..
Не гуляй Алекс по армянкам, а найди себе еврейскую жену. Чем ты хуже казимира?
Алекс, меня, признаюсь, Ваш «пантеон» напугал. Обычно это слово обозначает захоронение, хоть и почётное. Таковы пантеоны в Париже, в Риме. Не убивали ли Вы бедных армянок, с котрыми у Вас «вышли неудачи на личном фронте»?
Борис Гулько, очень хорошая статья. А как вам удалось узнать про еврейских жён некоторых лидеров ссср?