К 70-и летию Бабьего Яра

Бабий Яр

70-летие Бабьего Яра находится под угрозой
От трагической даты начала расстрелов в Бабьем Яру в 1941 году нас
отделяет всего один месяц.
Отметить эту дату в Украине запланировано масштабно и на государственном уровне.

Времени остается все меньше. А к решению вопроса еще и не начали подходить.

Верховная Рада перед тем как уйти на каникулы приняла Постановление «О 70-летии трагедии Бабьего Яра». Но ничего из постановленного не начало воплощаться в жизнь.
Высший законодательный орган Украины наметил создать оргкомитет по подготовке к годовщине трагедии, но никто ничего создавать не стал. Тот оргкомитет, который был создан два года назад, и показал себя как неэффективный, в этом году возглавил премьер-министр Украины Николай Азаров. С тех пор рабочий орган по подготовке к 70-летию трагедии заседал всего 1! раз. О каком результате можно говорить при таком подходе?

В состав оргкомитета путь закрыт. Украинский независимый совет еврейских женщин два года направлял письма в разные инстанции, но ответ все время один: оргкомитет сформирован, и его состав не изменяется. Хотя в положении о комитете ничего подобного не сказано. Как можно не пускать представителя всеукраинской общественной еврейской женской организации, понимая, что именно женщины больше всего и пострадали во время Холокоста, имея на руках малых детей и немощных стариков и оставшись один на один со страшной Катастрофой.

Кроме нашей организации есть еще многие другие, в том числе ромские организации, которые не пускают в организационный комитет. Мы направляли открытое обращение  (оно опубликовано в газете «Киев еврейский» №18, размещено на нашем портале и зарегистрировано в канцелярии Н.Я. Азарова). Увы, не только положительного решения вопроса, но и вообще какого-либо ответа мы не получили.

Решает вопросы допуска в оргкомитет бессменный заместитель руководителя Илья Левитас. И решает их всегда однозначно: никого не пускать. В то же время его легитимность находится под большим вопросом, а в своих интервью он допускает очень много неточностей, связанных с трагедией в Бабьем Яру, и не принимает во внимание Постановление Верховной Рады, тем самым провоцируя конфликт оргкомитета и Верховной Рады.
Все большие планы построек в Бабьем Яру к 70-летию трагедии, вообще, чистой воды утопия. Планировалось построить Вечный огонь; заложить аллею праведников, которую будут создавать большие раскрытые книги с именами и фамилиями праведников, а на конце аллеи собирались  установить памятник украинской женщине с еврейским ребенком на руках. Еще хотели открыть музей. И даже синагогу, мечеть и церковь… В общем, свежо придание…

Ни к каким работам пока не приступали. А остался всего месяц до траурно-торжественных церемоний, на которые съедутся люди из разных стран мира, особо большая делегация, прибудет из Израиля. И деньги ни на что еще не выделялись. Нет и разрешительных согласований. А в Бабьем Яру уже имеется печальный опыт установки памятной плиты Моше Кацава. Плиту вначале помпезно установили. А потом тихо убрали во время реконструкции как не соответствующую утвержденному проекту. «Киев еврейский» проводил независимое журналистское расследование и писал об этом.
В интервью Русской службе «Голоса Америки» 18 августа Евгений Евтушенко, автор знаменитой на весь мир поэмы «Бабий Яр» сказал: «Громада 13-й симфонии Шостаковича осуществила прорыв в сознании людей, триумфально обойдя весь мир. Я счастлив, что мои скромные стихи помогли композитору написать выдающееся музыкальное произведение. Именно эта симфония построила мемориал, против которого самые отъявленные бюрократы бессильны».
На вопрос журналиста, собирается ли он принять участие в предстоящих мемориальных мероприятиях на Украине, Евгений Евтушенко ответил: «Я приеду с удовольствием, для меня это большая честь. Впрочем, я получил приглашение не от официальных властей, а от своего киевского импресарио, который намерен организовать мои выступления в эти же дни. Он же мне сообщил, что в рамках официальной программы готовится исполнение произведений двух современных украинских композиторов, но не 13-й симфонии Шостаковича. Полагаю, бюрократы от культуры ставят этих украинских композиторов в очень неловкое положение. С моей точки зрения, нельзя совершать такую ошибку. Во-первых, это заметит сам украинский народ. Во-вторых, это воскресит воспоминания о тех запретительных временах, которые, надеюсь, уже не вернутся. Я понимаю, это не запрет, а бестактность, которая все-таки будет толковаться как запрет. В-третьих, иностранные гости церемонии будут толковать неисполнение симфонии Шостаковича и отсутствие оставшегося в живых соавтора самым невыгодным для Украины образом. Надеюсь, на Украине найдутся люди, которые приведут в разум некультурных чиновников».

Люди-то есть. Мы не молчим. Мы все время говорим, пишем, настаиваем. Но, увы, «привести в разум некультурных» у нас никак не получается.
И чем ближе скорбная дата, которую громко замахнулись отмечать на государственном уровне, тем больше щемит сердце: что из этого выйдет, как воспримет мир Украину в связи с этими событиями? Почему наш голос не хотят услышать, пока еще можно что-то успеть?

Элеонора Гройсман

Президент Всеукраинской общественной организации
«Украинский независимый совет еврейских женщин»,
Главный редактор газеты и портала «Киев еврейский»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Anatoliy Zelikman

Родился 14 октября 1936 года в белорусско-еврейском городе Бобруйске. В отличие от президента Беларуссии Александра Лукашенко мне близки и понятны стенания авторов Ильфа и Петрова в ‘Золотом телёнке”: “При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом”. В то время там, по крайней мере, каждый второй житель был этническим евреем и двое из трёх понимали и говорили на идиш. За несколько часов до прихода немцев волею случая нашей семье удалось покинуть пределы города и после долгих скитаний эвакуироваться в Среднюю Азию. Все оставшиеся евреи города были безжалостно уничтожены, вне зависимости от социального положения, возраста и пола. Нелюди убили безвинных людей только за то, что они были евреями. В узбекском городе Фергана учился в первом классе, который закончил с похвальной грамотой. Впоследствии за годы многолетней учёбы подобной оценочной вершины больше не покорял никогда. После окончания войны вернулся в родимые места, где освоил десятилетку хорошистом. В 1954 году поступил во второй Ленинградский мединститут (ЛСГМИ) и спустя шесть лет получил специальноть санитарного врача. За год-два до моего поступления приём евреев в медицинские вузы был практически прекращён, ввиду компании борьбы с ”космополитами ” и сфальсифицированного властями ”дела врачей”. Работал с 1960 по 1995 год в различных врачебных должностях – от главного врача санэпидстанции Хасанского района Приморского края до дезинфекциониста и эпидемиолога Белорусского Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии. Виноват. Был членом профсоюза, комсомольцем, состоял в КПСС (1969-1991), колебался вместе с партией и поддерживал её. Был активен, как и многие личности моей национальности. Знал о многих безобразиях, терпел, так как сознавал, что от меня ничего не зависит. Теперь про таких говорят, что они ”держали фигу в кармане”. Возможно. Показать этот кукиш у меня, как и у большинства смертных, смелости не хватало. Что было, то было. О прошлом не жалею. Покаяться должен не человек, а общество, в котором он жил. Обстоятельства силнее нас. Женат. Её величают Кларой. Люблю свою супругу со школьной скамьи. Однолюб. У нас два сына (Гриша, Дима) , внучка Клара и внук Сэм. Я, можно сказать, свой, ”совейский” человек, так как имею честь быть происхождения пролетарского. Отец – портной. Всю жизнь вкалывал, как раб, чтобы накормить пятерых детей. В юности закончил три класса начальной еврейской школы для изучения мальчиками основ иудаизма (хедер), что соответствует нынешнему семи-восьмилетнему образованию. Молился. Вместо синагоги собирался с другими верующими на ”конспиративных” квартирах, т.к. государство этого, мягко говоря, не поощряло. Мать – домохозяйка. Днями у плиты, заботы по хозяйству. Как и положено еврейской маме, она прекрасно готовила фаршированную рыбу и хорошо рожала ребят. Предки мои были уважаемыми соседями : русскими, белорусами, евреями. Родители навечно покоятся вместе на бобруйском еврейском кладбище, в их родном городе, свободном, к удовольствию белорусского населения, в настоящее время от живого еврейского присутствия. Не знаю, на сколько стало лучше от этого местным аборигенам. Не я им судья. Приехал я со своей семьёй в США (г. Миннеаполис, шт.Миннесота) в 1995 году. И последнее . О моих увлечениях. Книги, стихи, филателия, шахматы, иудаика и компьютер. С друзьями напряжёнка. Иных уж нет, а те далече. Приобрести новых в моём возрасте трудно. Чёрствому сердцу не прикажешь. Любые суждения, кроме человеконенавистных, имеют право на существование. Уважаю всех, кто уважает меня. Не люблю нелюбящих. Если вас заинтересовал мой сайт, пишите. Буду рад. Анатолий Зеликман.
Все публикации этого автора

2 thoughts on “К 70-и летию Бабьего Яра

  1. 19 августа 2011
    Конфликт вокруг Бабьего Яра
    После принятия Верховной Радой Постановления «О 70-летии трагедии Бабьего Яра», естественно было бы ожидать дальнейшие шаги по его реализации. Вместо этого, «Факты и комментарии» 12 августа 2011 года опубликовали материал Владимира Шуневича, который, по-видимому, спешно оформил интервью с И.М.Левитасом.
    Последний представился как заместитель председателя Оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий к 70-летию трагедии Бабьего Яра. С одной стороны это естественно. Ведь последние 18 лет И.Левитаса никто никуда не избирал (см. http://evreiskiy.kiev.ua/chto-bylo-i-chto-est-10194.html). С другой стороны, В.Шуневич мог решить, что И.Левитас действует по поручению Оргкомитета или во всяком случае отражает его позицию. А поскольку это совсем не так, публикация фактически направлена на возбуждение конфликта между Оргкомитетом и Верховной Радой.
    Откликнувшись на обращение И.Левитаса об отмечании 70-летия трагедии Бабьего Яра, В.Шуневич, очевидно забыл, что у Национального историко-мемориального заповедника «Бабий Яр» есть директор Б.И.Глазунов, которого не мешало бы спросить по сути рассматриваемых вопросов. А ведь учитель физкультуры И.Левитас утверждает будто в Бабьем Яру было уничтожено «более 30 тысяч мирных евреев — безоружных мужчин, беззащитных женщин, стариков, детей». Он даже не знает, что цифра 37 тысяч уничтоженных евреев приведена только в отношении 29 и 30 сентября 1941 года. А ведь тогда евреев уничтожали в течение 5 дней. Кроме того, фашисты уничтожали в Бабьем Яру ромов, военнопленных и других.
    Публикация начинается с того, что И.Левитас «не согласен с некоторыми положениями принятого в парламенте постановления, о памятной дате», а именно «О 70-летии трагедии Бабьего Яра» (№3560-VI от 05.7.2011). При этом в не сказано, что за это постановление проголосовали 313 депутатов Верховной Рады и его положительно оценил директор Заповедника.
    И.Левитас делает вид что до сих пор не знает «Какое отношение Бабий Яр имеет к жертвам погромов?» А ведь там сохранились остатки еврейского кладбища, где хоронили жертвы погромов «см. «Газету по-киевски», 19.Х.2005». Именно поэтому еврейские и нееврейские организации неоднократно обращались в разные инстанции с просьбой установить на границе этого кладбища памятник жертвам погромов.
    Не понравилось И.Левитасу и то, что «День памяти жертв Холокоста Украины депутаты предлагают отмечать 27 января, как в Европе, в Международный день памяти жертв Холокоста». А ведь по данному вопросу было принято Постановление Генеральной Ассамблеи ООН от 1 ноября 2005 года (резолюция 60/7). И ни к чему тут расчеты количества убитых. С таким же успехом можно спорить о датах трагедий, которые предпочтительно отмечать в Украине. Ведь массовые убийства евреев фашистами до Бабьего Яра были во Львове, Бердичеве и других местах. А в Яновском концлагере во Львове было уничтожено около 200 тыс. евреев. И чтобы не позникало подобных споров, было прийнято указанное Постановление ООН. Но с 2005 года никто не протестовал против этого постановления. С 2006 года мы ежегодно мы отмечали эту дату. Также ежегодно мы отмечаем трагедию Бабьего Яра, участвуя в митингах около пам’ятника, сооруженного в 1976 году, и около Меноры. До сих пор никому не приходило в голову противопоставлять 29 сентября и 27 января.
    Что же касается В.Яворивского, то если бы В.Шуневич ознакомился с вполне доступной стенограммой обсуждения указанного Постановления в Верховной Раде, то мог бы прочесть, что никаких существенных замечаний Владимир Александрович тогда не высказывал.
    Постановление «О 70-летии трагедии Бабьего Яра» можно считать историческим, т. к. ничего подобного Верховна Рада еще не принимала. Можно только гордиться нашим высшим законодательным органом и автором законопроекта. Ведь Постановление свидетельствует о высоком уровне решения национальных проблем в Украине и уважении к памяти погибших.

    Главный ученый секретарь
    Академии истории и культуры
    евреев им. Шимона Дубнова,
    канд. полит. наук
    А.Я.Найман

  2. БРАТЬЯ ЕВРЕИ БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ
    «Süddeutsche Zeitung», «Зю́ддойче ца́йтунг» (SZ, ЗЦ) (дословно — Южногерманская газета) — крупнейшая ежедневная газета Германии. Основана 16 октября 1945 года. Издается в Мюнхене издательством «Süddeutscher Verlag».
    Издатель Макс Аманн, сочтя название слишком длинным, сократил его до «Моя борьба» Моя борьба (нем. Mein Kampf) — книга чудовища человечества фюрера немецеого народа. тоже была издана в Мюнхене.,
    .

    Süddeutsche Zeitung: Израиль делает не очень искреннее предложение палестинцам http://www.dw-world.de/dw/article/0,,14887427,00.html
    Немецкиегазеты
    Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift:
    Палестинцы, скорее всего, откажутся от создания карликового государства, существующего по милости Израиля, считает газета Süddeutsche Zeitung.
    Какой стиль в статье в духе фашистских газет фюрера обратите внимание….(прим.)
    В период революций те, кто не решается действовать, всегда остаются в проигрыше.( прим.Все немцы не пошедшие по стопам при революционном приходе к власти фюрера остались в проигрыше.) Опоздавшему просто приходится реагировать на события. Как сказал в свое время Горбачев, кто не успел, тот опоздал. Но этот «первый закон Горбачева» (прим.и пераый закон Гесса -1957г). , видимо, остается не известным в Израиле. Поэтому, в то время как Ближний Восток переживает бурные события, премьер-министр Израиля Нетаньяху предпочитает надеяться, что время само все решит.
    Весь мир ожидает какого-либо шага вперед в целях оживления мирного процесса на Ближнем Востоке, какого-либо положительного сигнала в адрес сотрясаемого кризисом арабского мира(автор надеется что арабс.мир потрясет Израиль и сбросит в море).. А Израиль делает шаг назад. Вместо того чтобы в течение года разработать и подписать всеобъемлющий договор с палестинцами, он предлагает заключить некое временное соглашение.
    Оно, правда, позволит палестинцам создать некое подобие государства. Израилю же это ничего стоить не будет, ибо все спорные вопросы остаются за рамками соглашения. Так что можно продолжать строительство еврейских поселений на палестинских территориях и не задумываться о разделе Иерусалима.(прим. Все немцы нетерпением ждут раздела Иерусалима ) Однако тот, кто сам другим ничего не предлагает, не может ожидать чего-либо от других(прим.не предлагаете ,надеятся авторы статьии, правильно вас обстреливают «Катюшами» арабы).
    Своими инициативами Нетаньяху преднамеренно тормозит мирный процесс на Ближнем Востоке. Ведь палестинцы, скорее всего, откажутся от создания карликового государства, существующего по милости Израиля. Кроме того, такие действия вряд ли способствуют укреплению доверия к Нетаньяху со стороны западных партнеров. В принципе, нельзя терять время. Нужно постараться направить перемены в нужное направление.
    Подготовил Анатолий Иванов
    Редактор: Андрей Кобяков
    http://jetem.ru/archive/index.php/t-13669.html
    yy
    11.05.2004, 15:01
    Кто в Германии имеет возможность читать «Suddeutsche Zeitung»? Это одна из центральных газет.
    Никаких статей 8-9 мая о годовщине конца войны мы ни в каких периодических печатных изданиях не обнаружили. И вот в этой самой вышеупомянутой газете на 14-й странице в разделе «Фельетон» обнаружили на полстраницы(!) статью под названием «Души ветеранов не стареют» о том, как в России до сих пор празднуется «День Победы». Автору непонятно, что люди празднуют. Ведь столько народу погибло! В каждой семье кто-то погиб во время войны! Плакать надо, а они празднуют! И в Советском Союзе праздновали, и Путин перенял. О том, что празднуют победу над фашизмом и, кстати, над Германией, нет ни слова! Статья написана в очень ироничном издевательском тоне. Посреди статьи фотография — солдат на Красной площади сидит в шпагате — и подпись: «Русский солдат разогревается перед парадом победы».
    Очень много пишется о юбилее высадки союзников в Нормандии. Никого это не удивляет. Фильм об этом немецкий 5-серийный с сегодняшнего дня пойдет. «Освобождение» называется. В нашем, кстати, тоже 5 серий.
    Телевизор сейчас я не смотрю совсем по причине грудного ребенка на руках. А вот 9-го мая вечером включили. Передача была об одном приюте военного времени для цыганских детей. Одна бывшая работница приюта рассказывала, как они каждый месяц отправляли определенное количество детей из приюта в Аушвиц. А потом им приходили уведомления о том, что такие-то дети скончались. И ни тени сожаления в воспоминаниях! Никаких эмоций! Больше было о ведении картотеки. И кадры о приюте тех времен: девочки в одинаковых платьицах, мальчики в костюмчиках (цыганчата все, черненькие) играют на детской площадке.
    И мы живем в этой стране. И дети мои живут…
    Я открыла топик не для того, чтобы мне советовали, где жить и возмущались, как мы могли сюда поехать. У всех разные причины. Уедем мы отсюда или нет будет зависеть от многих причин, тут советы не нужны.
    Просто вот хотела поделиться. Это Германия сегодня.:-(
    «Дейли телеграф»
    25 апреля 1990 г.
    Рассказ о еврейском мыле «был нацистской выдумкой»
    Израильский Музей Холокоста заявил вчера, что вопреки общему мнению, нацисты никогда не делали мыла из жира убитых евреев во время Второй мировой войны. Однако они использовали человеческую кожу для абажуров и волосы для набивки матрасов.
    Историк Йегуда Бауэр сказал, что многие евреи думали, будто их убитые семьи и друзья превращались в мыло, так как сами нацисты распространяли эту историю. «Нацисты говорили евреям, что они делают из них мыло. Это было садистское орудие для психологической пытки» // Reuter
    На Нюрнбергском процессе главный советский обвинитель Смирнов предъявил суду письменные показания некоего Зигмунда Мазура, в которых говорится следующее:
    «Рядом с анатомическим институтом [в Данциге] в глубине двора летом 1943 года было построено каменное одноэтажное здание из трех комнат. Здание это было построено для обработки трупов и вываривания костей. Так было объявлено официально профессором Шпаннером. Именовалась эта лаборатория лабораторией для изготовления человеческих скелетов и сжигания мяса и ненужных костей. Но уже зимой 1943/44 года профессор Шпаннер приказал собирать человеческий жир и не выбрасывать его. […]
    В феврале 1944 года профессор Шпаннер дал мне рецепт приготовления мыла из человеческого жира. В этом рецепте предписывалось брать человеческий жир в количестве 5 килограммов и варить 2-3 часа в 10 литрах воды с 500 граммами или одним килограммом каустической соды, затем дать остыть. Мыло всплывает наверх, а остатки и вода остаются на дне в ведрах. К смеси прибавлялась еще и поваренная соль (пригоршня) и сода. Затем добавлялась свежая вода, и смесь снова варилась 2-3 часа. После остывания готовое мыло выливалось в формы»[178].
    Мазур ни разу не появился на Нюрнбергском процессе и, таким образом, не был подвергнут перекрёстному допросу.
    Филип Мюллер — это типичный свидетель, давший отчёт о том, как из убитых евреев якобы получался жир. В своих показаниях он утверждает, что в Освенциме тысячи трупов были кремированы в ямах под открытым небом. Вот пара выдержек из его рассказа: «Две ямы, вырытые нами, имели 40-50 метров в длину, около 8 метров в ширину и были глубиной 2 метра. […] Выкопав канал, имевший лёгкий наклон от центра к каждой стороне, можно будет собирать жир, выделяющийся из трупов во время их горения в ямах, в два коллекторных сборника, расположенных на концах канала»[179].
    Мюллер продолжает: «К рассвету в двух ямах, в которых друг на друге лежало около двух с половиной тысячи мёртвых тел, был разведён огонь. […] мы, истопники, должны были постоянно поливать горящие тела маслом, древесным спиртом, а также человеческим жиром, который в крупных количествах стекался в два коллектора на концах ямы и кипел там. Шипящий жир черпался ковшами с длинной кривой ручкой и разливался по всей яме, в результате чего с большим треском и шипением вспыхивал огонь»[180].
    Согласно Мюллеру, жир якобы использовался в качестве горючего. Согласно другим свидетелям, он перерабатывался в мыло[182].

Comments are closed.