ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ
Согласно Галахе, супруги считаются разведенными, только если женщине вручено особое «разводное письмо», которое называется гет. В присутствии двух свидетелей муж заявляет, что жена ему больше не жена, подписывает специальный текст, и на основании этого документа раввины составляют гет. Женщина, даже давно расставшаяся с мужем, но не получившая такого письма, не считается разведенной и не может вступить в новый брак. Сожительство с другим мужчиной для нее – большой грех.
В Союзе мы тайно занимались еврейскими разводами. В Израиле это можно делать свободно, и были люди, которые ехали с надеждой привести в порядок свои семейные дела. Но были и такие, кто даже не понимал, что сделать это необходимо.
Этим людям надо было помочь. Так что оказалось, что и в Израиле надо заниматься гетами. Трудно было еще и потому, что расставшиеся супруги часто находились в разных странах, и разыскать нужного человека было непросто. Поэтому с разводами у меня связано бесконечное число самых необыкновенных историй.
РАЗВОД С УСЛОВИЕМ
Я узнал, что одна женщина, не получив развода от первого мужа, вступила в новый «брак». Я пошел к ней помочь совершить развод. Составили текст гета (так обычно называют документ от мужа, хотя это еще не гет; я тоже буду так называть) и послали в Бухару, где жил ее муж. Но он не подписал.
Через какое-то время я узнал адрес его брата в Иерусалиме. Жил он, правда, далековато – в Гило, да еще на пятом этаже, а мне пришлось раза три-четыре съездить туда, чтобы он написал брату письмо с просьбой подписать гет. Письмо отправили, но тот опять отказался.
Скоро в Израиль, в город Ор-Иеуда, приехали родители этого бухарца, и я отправился к ним. Поговорил, и они написали письмо: «Дорогой сын, из-за тебя большой грех падает и на жену, и на весь народ наш. Подпиши гет!» Он не подписал.
Тогда я предложил родителям: «Поговорите с ним по телефону, о чем хотите, но и про гет тоже». Международный разговор – дорогое удовольствие для нового репатрианта. Они приехали ко мне и по моему телефону беседовали с сыном почти полчаса. Он не уступил.
В таких случаях обычно теряют надежду. Я не потерял.
Прошло около двух месяцев. Делал у нас обрезание бывший москвич. Не знаю почему, пришло мне в голову рассказать ему про этот гет. Он выслушал и говорит: «Я знаю этого человека. Он женат на моей родственнице. Попробую написать ему. Но он тяжелый человек».
Москвич написал и получил в ответ письмо со вставкой на языке бухарских евреев – еврейско-таджикском. Муж требовал: пусть жена, с которой он расстался, подпишет обязательство (оно-то и было изложено по-бухарски), и пусть его подпишут десять раввинов города Иерусалима. В таком случае он даст ей гет.
Пригласил я десять раввинов и эту женщину. Я по-бухарски не понимаю. Она прочла – и залилась слезами. Оказывается, муж поставил условие: она принимает на себя все его грехи от рождения по нынешний день!
Я ей объясняю, бояться нечего, Б-га не обманешь, а она твердит:
– Знаешь, сколько тонн грехов у него!
И рассказывает, что на пятом месяце беременности он ее выгнал на улицу и взял в дом татарку.
– Понимаю, – говорю, – но не бывает, чтобы человек грешил, а потом продал свои грехи другим. Раз нужна подпись для гета – можно пойти на любое его условие.
(Про «передачу» грехов и говорить нечего, нет такого. А про «передачу» заслуг, как в истории с миквэ в Маргелане, – на том свете разберемся.)
Она не соглашается. Я говорил, говорил, даже предложил ей три тысячи шекелей, но она не соглашалась. У меня иссякли все аргументы. Раввины ждут, им пора уходить, у них дела. Пришли в восемь, а сейчас уже десять часов утра, один вообще из Неве-Яаков приехал… И Б-г помог. Я говорю:
– Ты должна подписать, что он просит, а я тут же принимаю все эти грехи на себя.
Она согласилась, и я написал, что принимаю на себя все, что она потеряет, когда подпишет его условие.
Составили письмо к мужу, что женщина принимает на себя его грехи, если он дает развод. Если нет, грехи остаются на нем. Письмо подписали десять раввинов, поставили печать и послали в Россию. Письмо он вернул, и с ним – подписанный документ.
Это было чуть ли не двадцать лет назад. Дети этой женщины уже учатся в иешивах. А у меня до сих пор хранится письмо раввинов.
С Б-ЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ
Интересно, как Б-г помогал мне. Пришла женщина, тоже из бухарских, и говорит, что разошлась с мужем шестнадцать лет назад и не имеет понятия, где он сейчас. Как получить гет? Я говорю: «Приходи через три месяца – посмотрим». А как его искать – не знаю.
Зашел я однажды в синагогу «Зихрон Моше» возле Малкей-Исраэль прочесть минху. Слышу, кто-то кричит: «Ицхак, ты как здесь оказался?» Гляжу, мой бывший сосед из Ташкента, я еще помогал ему продавать дом. Поздоровались, и я опять, непонятно почему, рассказываю, что ищу мужа той женщины. Он говорит: «Это мой брат!» Тут же пишет брату письмо, и через месяц-два приходит документ.
Однажды случай свел меня с отъявленным негодяем. Пришла ко мне пара, хотят развестись. Я спрашиваю: почему? Женщина объясняет:
– Он не работает. Я говорю:
– А если работа будет?
– Тогда все будет в порядке.
Я некоторое время оплачивал их квартиру, взял мужчину в иешиву, нашел ему работу: мыть посуду во время перерыва в занятиях. Он учится, здесь же питается, и подрабатывает. Кажется, все хорошо?
Вдруг мне звонят из Тель-Авива: «Ваш сын был у нас в ресторане и сказал, что вы уплатите». Я уплатил. Потом вызывают в банк, показывают какие-то чеки. Говорят, что я представлен вроде как гарантом за них, а чеки не оплачиваются.
Потом он вообще исчез. А жена его – молодая женщина – рискует остаться вообще без гета. Надо его найти.
Я подумал, что он может быть в Гило, в одном из домов, где, как я помнил, живут «русские». В обеденный перерыв я решил поехать в Гило, поискать.
Стою на остановке, жду автобуса. Прошел переполненный, я в него не попал. Потом второй – и опять меня не взял.
Остановилась частная машина, водитель приглашает: «Кому в Гило?» Люди кинулись, а я не стал толкаться и опять остался.
Так прошло около часа. Но я знаю: все, что Б-г ни делает, к лучшему – и жду дальше. Приходит еще автобус. И я вижу в нем того, кого ищу! И с гетом все уладили…
А кончил он тем, что взял в банке семьдесят тысяч, не вернул и сел в тюрьму. Вышел – и продолжает свои авантюры. Так что предостерегаю.
БЫВАЮТ ЖЕ УПРЯМЦЫ!
Это было давно, лет двадцать назад, а то и больше. Молодая женщина из Самарканда пришла и говорит, что ей нужен гет, потому что она была замужем, ей ставили хупу. Вышла она замуж совсем юной, потом муж сел, и где он теперь, она не знает. Вообще ничего не знает, кроме того, что его сестра живет в Самарканде возле вокзала.
Как же найти этого мужа?
Я искал и так, и сяк и через знакомых в Самарканде добрался наконец до него. Но он в тюрьме! Только через год (а то и два, не помню) я добился, что три человека пошли в тюрьму, поговорили с ним, и он подписал необходимый документ. Получив бумагу с его подписью, я возликовал. Был составлен гет, и я бросился искать эту женщину.
Поехал в Бейт-Шемеш, где она жила. Оказалось, она переехала в деревню. Я искал-искал и попал в эту деревню уже в девять вечера. Стучу в дверь:
– Я такой-то. Ваш муж уже подписал гет. Хочу показать вам эту бумагу.
Ведь мне еще надо было уточнить, действительно ли это его подпись?! Мало ли что может быть! Она через дверь отвечает:
– Не стыдно вам так поздно приходить? Интересное дело. Я объясняю:
– Я был в Бейт-Шемеше, но вы оттуда выехали, и пока я узнал ваш новый адрес, пока нашел вас, прошло время. И не так уж поздно, только девять часов.
– Нет, я вас не впущу.
Я опять стучу. Вышли соседи, слышат, как она говорит: «Не впущу». Говорят ей:
– Не глупи, еще рано. Но она мне не открыла.
Пришлось мне приехать назавтра, и опять она боялась меня впустить. С трудом удалось ее убедить открыть дверь, и я сумел вручить ей гет.
МНЕНИЕ ЮРИСТА
Одна женщина утверждала, что ждет ребенка от моего ученика. Парень отрицал, что был с ней близок.
Женщина подала заявление в светский суд. Я сказал ей, что в светский суд обращаться нехорошо, а надо обратиться в раввинский. Она не послушалась, и, когда парня вызвали в суд, я пошел с ним. Я надеялся поговорить с обоими вместе: может, еще уговорю обратиться в религиозный бейт-дин.
Парень остался где-то в коридоре, а я вошел в комнату ожидания.
Из зала суда вышла женщина. Молодая. Жалобщицу я в лицо не знал и подумал, что это она. Подошел к ней и стал убеждать, что адвокаты – самые плохие (я еще жестче слово сказал) люди на свете: учат обманывать, обходить закон, строить всякие хитросплетения. Я много вожусь с разводами и вижу: они как вмешаются, так все испортят. Куда лучше договориться самим.
Женщина выслушала меня молча. И ушла.
Через некоторое время выходит другая. И говорит мне:
– Вы только что беседовали с моим адвокатом… Он-то и оказалась истицей!
А женщина продолжает:
– Адвокат рекомендует мне не судиться, а договориться через вас. Она считает, что так будет лучше всего.
Вот так номер!
Мы и договорились – мирным путем.
ГИЮР
Гиюр – переход в еврейство, принятие неевреем заповедей Торы – проблема весьма актуальная в Израиле. Почему – я думаю, объяснять не надо. Бывало, я помогал в учебе людям, готовящимся к гиюру.
Однажды после лекции подходит ко мне женщина и спрашивает: если человек, делая гиюр, не собирался ничего исполнять, а просто так сказал положенные слова, он еврей или нет? Я говорю:
– Нет!
– А дети?
– Тоже нет.
Проходят два месяца. Звонят мне по телефону из другого города.
– Это я, – говорит женский голос, – спрашивала про гиюр. Приехав в Израиль, я сумела записаться еврейкой, но сомнения при оформлении документов оставались, и мне сказали, что надо пройти «гиюр сафек» (сафек – сомнение). Проходя гиюр, я сказала, что верю в Б-га и принимаю на себя все заповеди. Я действительно верю в Б-га, но я совершенно не интересовалась заповедями Торы и не хотела даже думать об этом. Так как, стала я еврейкой или нет?
Я говорю:
– Нет.
– А как же поправить?
– Если ты действительно веришь и хочешь соблюдать Тору…
– Да, сейчас хочу.
– … ты должна еще раз пройти гиюр.
Я договорился с одним равом, чтобы он никому об этом не рассказывал (ни к чему ей разговоры о повторном гиюре), пригласил ее, и она приехала.
Женщина не только приняла гиюр, но произнесла «Шеэхеяну», совершенно при гиюре не предписанное…
Еще раз я встретил ее на семинаре. Она просила, чтобы я поговорил с ее мужем – евреем и убедил его соблюдать субботу. Короче, потом они оба стали полностью соблюдать заповеди.
МИ ИЕУДИ?
В Израиле много спорят о гиюре, толкуют о гуманности, о том, что надо «смягчить» требования, учитывать обстоятельства, подходить к вопросу гибко… Просто детский сад! Фантастическое невежество!
У меня такое впечатление, что вся эта доморощенная болтовня на тему «ми иегуди» (кого считать евреем), которая продолжается давным-давно и вылилась уже в споры об «облегченном» гиюре, началась с того, что «основатели» Государства Израиль, пребывая в диком восторге от марксистских идей, были несколько смущены тем, что вышло из их идейных пристрастий. Их дети стали вступать в смешанные браки. А это не очень приятно, особенно когда ты, как-никак, на виду. Да и внуки – кем их считать?
Вот Бен-Гурион и созвал «просвещенную» комиссию, которая с ученым видом стала толковать о том, кого считать евреем.
Во времена, когда я приехал в Израиль, принадлежность к еврейству вообще не проверяли – записывали со слов. Сейчас в этом отношении что-то делается.
Мы не должны допускать нарушения Галахи в вопросе «ми иеуди». Так же, как и попытки ввести гражданский брак. Это опасно. А чтобы понять почему, надо учиться.
Из книги «Чтобы ты остался евреем»