Происхождение большинства народов темно. Кто-то смешался с кем-то. Потом получившееся завоевали. Немногие знают своего прародителя.
Знают арабы. Они произошли от Ишмаэля и унаследовали его качества. Матери Ишмаэля, Агари, было предсказано: «ВЕСЬМА УМНОЖУ ПОТОМСТВО ТВОЕ, И ОНО НЕИСЧИСЛИМО БУДЕТ ОТ МНОЖЕСТВА… И БУДЕТ ОН ДИКАРЬ-ЧЕЛОВЕК: РУКА ЕГО НА ВСЕХ, А РУКА ВСЕХ НА НЕМ» (Брейшит, 16:10–12) — очень узнаваемое описание арабов.
У нас, в отличие от арабов, не один праотец. Пестрота нашего народа произошла от разнообразия качеств наших праотцов, проявленных в нас в чистом виде или в комбинациях.
Полнота праотца Ицхака — в единении с Всевышним. Происходящее в этом мире, вне его шатра, вне его молитв, мало заботит Ицхака. Он уверен — произойдет то, что угодно Всевышнему. Так зачем пытаться что-то изменить? Предназначенный в жертву, он покорно дает себя связать. Дав благословение не тому сыну, которому собирался, Ицхак оставляет это без изменений. Ицхак — это еврей-жертва. Жертва крестоносцев, погромов. Он абсолютно покорен воле Всевышнего, как он Ее видит. В Германии, Польше, Венгрии такой еврей не делал попытки бежать от надвигавшейся угрозы Холокоста.
При этом, занимаясь чем-то, Ицхак зачастую чрезвычайно успешен. Сказано в Брейшит (26:12–13): «И поселился Ицхак на земле той, и получил в тот год урожай стократный, и Господь благословил его… и росло достояние все больше и больше, пока не стало безмерно велико».
Отец Ицхака Авраам — не жертва. Даже брошенный царем Нимродом в пылающую печь, Аврам (тогда еще не Авраам) выходит из нее благополучно. Он открыт миру и чувствует ответственность за все, что происходит вокруг. Авраам способен двинуться в новую страну, основать новую идеологию, новую религию. Авраам бесстрашен, он спорит с Всевышним, пытаясь спасти жителей Содома и Гоморры (18:25): «Хула для Тебя делать сему подобное, умертвить праведного с преступным, и будет как праведный, так и преступный. Хула для Тебя (такое). Судья над всею землей не содеет суда (правого)?!»
Что было Аврааму до растленных жителей обреченных городов? То же, что евреям — до республиканской Испании, где они сражались в интернациональных бригадах в 36–38 годах, или до прав чернокожих в США в 50–60 годы. Сегодня евреи корня Авраама первыми бросаются на помощь жертвам стихийных бедствий по всему миру.
Такие евреи не объект, а субъект истории. С конца XIX века они устремились воссоздавать еврейскую жизнь в Земле Израиля, в короткий срок создав там государство, в начале 70-х в СССР они проломили «железный занавес» для еврейской эмиграции.
Эти евреи — замечательные воины. Тора описывает невероятную победу, когда Аврам «вооружил своих воспитанников и уроженцев дома его, 318 человек» (14:14) и разбил со своим крошечным отрядом объединенную армию четырех царей. Не прообраз ли это столь же невероятной победы потомков Авраама в Шестидневной войне?
Евреи корня Авраама, самостоятельно пришедшего к пониманию единого Б-га, становятся первооткрывателями и в духовных, и в научных исканиях.
Большую часть жизни Яаков был достойным сыном Ицхака — «человеком бесхитростным, пребывающим в шатрах» (25:27). Но сознание своей миссии, яростная борьба за первородство и противостояние опасности пробудили в нем и мощь Авраама. Яаков — борец. Борьба с ангелом, после которой он получил имя Израэль, — центральный момент его жизни.
Богатство, которое мистически настроенному Ицхаку давалось легко, для евреев корня Яакова достается потом и кровью: «Страданье мое, тяжкий труд рук моих…» (31:42). И переселения, важнейшая часть нашей исторической судьбы, давались Яакову куда труднее, чем Аврааму. В Арам из Ханаана Яаков добирался 14 лет, поставив в затруднение комментаторов Торы. И в Араме неоправданно застрял больше чем на 20 лет. Евреи корня Яакова покидали бывший СССР позже, чем динамичные евреи Авраамова типа, и приживались на новом месте труднее, чем те. Многие же евреи от корня Ицхака в России застряли, и некоторые обзавелись там немалым богатством.
Еще черты, сохраненные народом от Яакова, — преувеличенное внимание к мнению других и любовь жаловаться. После того как сыновья Яакова, Шимон и Леви, перебили мужчин злодейского города Шхем (последний раз жители этого города убили еврея, хасида Ливнат, 24 апреля этого года), Яаков жаловался: «Вы меня погубили: вы сделали меня ненавистным для жителей этой земли» (34:30). Однако «наслал Б-г ужас на все города» и «никто не решился преследовать сынов Яакова» (35:5). Отец 12 замечательных сыновей, Яаков жаловался им: «…я как был без детей — так и буду» (43:14). А фараону Яков сообщил: «Дней жизни моей 130 лет. Немноги и злополучны были дни жизни моей…» (47:9). Кто еще назовет 130 лет «немногими днями»?
Обыкновение Яакова жаловаться узнаем в его потомках, выведенных Всевышним из египетского рабства в пустыню: «Лучше бы нам умереть от руки Б-га в стране египетской, когда мы сидели у горшка с мясом…» (Шмот, 16:3), и через несколько дней, обращаясь к Моисею: «Зачем ты нас вывел из Египта?» (17:3). Порой узнаем мы это обыкновение и в сегодняшних жалобах израильтян, живущих в чудесной компании в красивейшей стране, военной супердержаве с самой успешной в сегодняшнем мире экономикой. Возможно, если бы мы сознавали столь же ясно, как Ицхак, Кто управляет нашей судьбой, чувство благодарности Всевышнему потеснило бы жалобы.
Генетически больше, чем от прочих предков, мы произошли от брата праматери Ривки и отца жен Яакова — арамейца Лавана. В Пасхальной агаде сказано: «Лаван желал искоренить всех (евреев)». Поясняют: Лаван не хотел нас убить. Он хотел нас ассимилировать в иной культуре. Наследие Лавана проявляется в нас двояко. Евреи легко входят в чужие культуры и вносят в них огромный вклад. Но это сопровождается зачастую отвержением своей культуры и ассимиляцией.
И сейчас в двух основных странах проживания евреев, в Израиле и США, идет идейная борьба внутри еврейства: принять ли «общечеловеческие ценности» в духе Лавана (в сегодняшнем мире это либерализм западного мира) и раствориться в этих ценностях или же держаться еврейских концепций, идущих от Авраама, Ицхака и Яакова. В Израиле влияние Лавана существенно, хоть, в перспективе, обречено. Другое дело Новый Свет.
В сегодняшних США происходит, как это иногда называют, «бескровный Холокост». Больше 70% браков евреев — смешанные. Несмотря на приезд миллиона евреев из бывшего СССР, сейчас евреев в США существенно меньше, чем было 60 лет назад. Ассимиляция здесь происходит стремительно. Это евреи корня Лавана покидают наш народ.
интересное наблюдение. только, как всегда, если можно, пару заметок 🙂
не знаю как праотцов или как кого, но арабы тоже чтят Ибрагима(Авраама), Ису(Исаака) и Яакова(Якуба)
в современных войнах Израиля, всё-таки, соотношение сил было несколько более равное, чем у Авраама к 4м царям.
ну а про евреев корня Лавана..а может это наоборот, гои корня Итро(или корня Руфи) покидают СВОИ дома, а мы, «исконные» евреи, не умеем их принять? не всегда, кстати, не умеем: в Бостоне, говорят, отмечен рост еврейской общины, при одновременно высоком уровне смешанных браков
Thanks Boris, very interesting. I’ve never thought this way. Actually it explains these many metamorphoses Jewish nation went through. Like no one nation in the world we are exceptionally divided and exceptionally united, exceptionally integrated in any society and exceptionally staying apart, we are extraordinary successful but have been bitten and degraded so many times in human history. All of this is impossible to comprehend and explain following simple logic or with our just five senses. More and more I’m getting agree with Kabbalah saying that hatred to Jews is more or less in human nature, part of the human ego. We can talk a lot about it, but I just want to say thanks for your interesting and knowledgeable approach to the subject that I think will never end.
jb
Отличная статья.
Думаю — можно было бы добавить, что данные черты у Праотцов — имели более освященную природу.
— и любовь к странствиям Авраама (Б-г ему говорит Лех Леха)
— и домоседство Ицхака (Б-г запрещает выход)
насчет склонности к жалобам Яакова — сходу не соображу.
Когда же за этим стоит сугубо эгоистическая мотивация, это превращается в проблему.
My friend “сугубо эгоистическая мотивация” is the nature of a creation. Our job is to overcome that Ego, to raise ourselves above it, though it’s easy to say than done. Look, even great-minds used to be vicious anti-Semites. Let’s forget red-necks, I’m talking about names that were of great value to humanity. Many intellectuals cannot stand the issue that G-d gave Torah and have chosen Jewish nation to lead all nations from their animalize level to the level of being a man, a human the creator alike – in compliance with the nature. The desire to get, to take for ourselves is the first we were born with; and only later, when life proves to us through suffering or learning, or both that happiness, satisfaction, fulfillment are never absolute or fixed states we (more exactly some of us) starting to think of why, for what reasons we are here at all. Only then the Ego starts changing from negative to positive force and only then (oh… it takes time and Kabbalah) the ‘basket of desires to take’ gets open for the desire to give, like mother to the child, like nature gives to us – without precondition, pure altruistically, but absolutely consciously and not in exchange or by instincts. Easy to understand it by just looking at our sells (organs) in our own body: they are all working for each other to be alive and well, but if one of them wants only to get to self (cancer) it will kill the whole organism and the cell (organ) is obviously failing too -like in the story with a turtle and a scorpion.
No more than the conscious understanding of how much we all (humans, animals, the whole nature) depend on each other, and how much we get affected by each other will gives us absolutely different attitude toward each other and the nature in whole. Then Anti-Semitism and many other problems will be not an issue at all.
jb
В интерпретации Б.Гулько многое отражает настоящее. Хотя не все поддается такой простой трактовке. Сегодня наука выделяет три уровня сознания человека, причем третий – социальный – имеет приоритет над остальными. Но политиков всех рангов мало беспокоит, что нравственность отражает именно этот третий уровень. И ни один из ведущих лидеров не находит возможным в защиту нравственности промолвить слово. А ведь от этого зависит, в какую сторону будет двигаться мир. Похоже, что все евреи – наследники Ицхака: ждут, что сделает Творец.
Статья Ваша интересная, хотя и антисемитская. Евреи-авраамиты у Вас выглядят эдакими суперменами-космополитами, евреи-исаакиты — просто пофигисты, а евреи-яаковиты — так и вовсе капризные нарциссы какие-то. Просто не чувствуется в таком описании какой-либо любви или симпатии к евреям.
Ну, а по поводу Лавана — это уж Вы хватили лишку. Во-первых, классические источники говорят все, как один, что Лаван хотел УБИТЬ Яакова (до 19-го века ассимиляции как понятия просто не было), не ассимилировать. Тут можно много спекулировать на теме Лавана — боюсь только, что все эти спекуляции яйца выеденного не стоят. Стоит сначала понять Лавана исТОРЫческого,и лишь затем пытаться скоррелировать с современными реалиями. А это требует более утонченного и основательного анализа.
К тому же, если бы мировое еврейство посмотрело бы на нас с Вами (в свое время) как на «лаванитов, покидающих еврейский народ», никто бы и пальцем не пошевельнул, чтобы евреи СССР покинули эту «темницу народов». И куковали бы мы с Вами…
Давайте быть более требовательными к себе, к собственным идеям. Быть может, в Вашей идее есть рациональное зерно, но я его пока не усмотрел. Попробуйте еще подумать над этим. Поспешность лишь губит все.
С уважением,
Тамир, попробую защитить свою идею. О намерении Лавана ассимилировать нас говорит агада, не я. Все качества наших праотцов могут проявляться позитивно, а могут и нет, как и евреи, ими наделённые, могут быть позитивными и не очень. Евреями авраамова типа были Бен Гурион и Жаботинский, но был и Троцкий, стремившийся осчастливить мир коммунизмом. Мы с Вами были в СССР потерянными детьми. Но антисемитские евреи, борющиеся с Израилем и всем еврейским, какой-нибудь Шломо Занд, тратящий всю свою энергию, чтобы доказать, что евреев нет, а мы — самозванцы, они несут печать Лавана.
Я говорю о пёстрости нашего народа. Думаю, это не антисемитизм, а будни.
Второе послание Тамиру. Роль евреев, происходящих от корня Лавана тоже неоднозначна. Многие евреи, ставшие на путь ассимиляции, крестившиеся и женившиеся на гойках называются нами с гордостью евреями за успехи в культуре или в науке. Пример — Пастернак, к еврейству относившийся неважно. И многие другие. Их достижения — в копилке человечества.