Герой своего времени
Приступая к обсуждению этой недельной главы, следует помнить, что Книга Книг — это не учебник истории, рассказывающий о фактах прошлого. Тора — это Книга Вечности. Каждое событие, описываемое в Торе, — пророческий символ явления, повторяющегося в разных формах в каждом поколении.
Недельная глава «Ной» начинается с повествования о поколении Потопа и заканчивается рассказом о поколении строителей Вавилонской башни. Главными нашими героями являются Ной — праведник, удостоившийся спасения от вод Потопа, и Авраам, ушедший из Вавилона от неудачливых строителей башни. Направляясь в страну Израиля, он перешел реку в Междуречье, за что и стал первым называться «иври» — еврей, что означает на иврите «перешедший».
Закон джунглей
Постараемся внимательно проанализировать общественное устройство поколений, описываемых в нашей недельной главе. Рассказывая о поколении Потопа. Тора подчеркивает, что «наполнилась Земля грабежом» и «каждое существо извратило свой путь». Очевидно, что в таком обществе каждый думал только о себе, о своем обогащении и о своих удовольствиях, неважно, достигалось ли желаемое моральным или аморальным путем. Люди руководствуются правилом джунглей — «выживает сильнейший», потому в борьбе за выживание грабеж — норма. Перед нами как бы общество жестокой конкуренции — капитализма.
Тем более удивительна пророческая сила Торы, с такой точностью предсказавшей проблемы капиталистического общества: главными, наиболее острыми проблемами страны являются разгул насилия и грабеж, наркомания и разврат, сделавшие небезопасными школы и улицы американских городов.
Люди забыли о духовных закономерностях мира, о награде и наказании Творца за добро и зло, они думали, что миром правит слепой случай. Но, как и всякая случайность, удивительно закономерно, что поколение людей, верящих в случай, было наказано несчастным случаем — Потопом.
(Интересно, что в Торе дождь является символом кажущейся случайности, посредством которой Всевышний посылает благословение — влагу для полей — или проклятие — засуху или потоп).
Пролетарии всех стран, объединяйтесь!
В конце нашей недельной главы Тора рассказывает о людях, живших многие годы после Потопа. Но это уже не было общество индивидуумов-потребителей, ведь они призывали объединиться: «Давайте построим себе город и башню до неба и сделаем себе имя, чтобы не быть рассеянными по всей Земле». «Зачем люди вздумали строить башню до самого неба? — удивляется Талмуд и отвечает: — Они хотели подпереть небо, чтобы небеса не раскрылись и вновь не произошло Потопа». Но неужели люди были столь наивны, что могли полагать, будто башня защитит их от дождя? “Нет! — утверждает великий еврейский ученый Рамбан, живший в Испании в XIII веке. Строительство башни символизирует стремление человечества подчинить себе явления природы.” А «Книга Сияния «Захар» объясняет, что призыв строителей башни «сделаем себе имя» выражал их стремление овладеть тайной имени Творца (ведь имя отражает суть явления), позволяющей управлять творением — законами природы. Но если так, то, что же плохого в желании человечества защитить себя от Потопа? Почему же Всевышний рассеял строителей Вавилонской башни?
Наказав Потопом поколение грабителей, Всевышний дал человечеству чрезвычайно важный урок: моральные устои первостепенны. Однако люди не пожелали контролировать свою природу, вместо этого они попытались управлять явлениями окружающей природы («Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача»)
Тогда решили объединить усилия («Пролетарии всех стран, объединяйтесь!») и вместе строить Вавилонскую башню до самого неба (светлое будущее коммунизма), чтобы жить безнаказанно, избежав зависимости от Всевышнего, от его этических законов. Они стремились создать человеческое общество не на основе морального совершенства человека — благородства его сердца, а на основе одного лишь материального благосостояния — грубой силы рук и хитрости ума. Строители башни были наказаны разобщенностью — именно тем, чего больше всего боялись: «И рассеял их Всевышний по всей Земле».
Идеи коммунизма кажутся привлекательными только на первый взгляд. Ведь в действительности неограниченная власть концентрировалась в руках безнравственных правителей. Место мирного строительства заняли захватнические войны во имя мифической идеи экспорта революции, а Вавилонская башня научно-технического прогресса, став орудием военно-промышленного комплекса, угрожала уничтожением всему человечеству.
Поколение уходит и поколение приходит…
Казалось, вот-вот весь мир очутится под башней воинствующего коммунизма. Но вдруг башня рухнула, империя зла развалилась на куски, а процесс размежевания ее народов продолжает набирать силу, как будто выполняя древнее предначертание Торы.
Тора отвергает как общество эгоистов поколения Потопа, так и объединившихся во имя зла строителей Вавилонской Башни. Тора признает право человека на частную собственность как необходимый рычаг личной заинтересованности в результатах труда, но не приемлет бесчеловечного отношения к слабому, требуя от богатого социальной ответственности — делиться своими богатствами с нуждающимися бедняками. Изменение общественного устройства предполагается не путем революций, ведь изменения общественного строя не способны изменить человеческих слабостей и пороков. Зато эволюция духа — духовное совершенство человека — принесет мир и счастье людям.
«Поколение уходит и поколение приходит. Земля же вечно стоит», — писал мудрый царь Соломон в своей книге «Экклезиаст». И действительно, империи строятся и рушатся. Поколения Потопа и строителей Вавилонской башни приходят и уходят. А праведники, несущие в своих сердцах Тору, переживают катаклизмы истории и своим существованием свидетельствуют о вечности ценностей духа.