Спросим себя, почему мы не добились чего-то в жизни.
Ответ может быть очень простым. Возможно, потому, что по-настоящему не хотели. Если бы очень хотели, то приложили бы больше усилий.
Желание – это ключ к жизненному успеху: в семье, в воспитании детей, в образовании, в карьере. Молитва является не чем иным, как выражением и кристаллизацией желания. Благословение – это выраженные словами добрые пожелания.
Очень важно научиться желать. Есть английское выражение: «We are limited by the limits of our imagination!» («Мы ограничены ограниченностью нашего воображения!»).
Иногда мы не дерзаем только потому, что ограничили свои желания, вообразив, что это невозможно. Если бы мы представили, что это возможно, если бы вера вдохновила нас, то мы бы стремились, предпринимали усилия и достигли бы желаемого.
Важно не ограничивать себя в стремлении, прежде всего, в реализации своего духовного потенциала.
Когда я учился в Иерусалиме, то глава иешивы Борух Эзрахи повторял нам, ученикам: «Не ограничивайте своих стремлений духовного роста, стремитесь реализовать себя на все 100%». Девизом иешивы стали его слова: «Необходимый минимум – это максимум ваших возможностей». Не случайно американская армия взяла на вооружение эту еврейскую мысль: «Be all you can be!» («Стань всем, кем ты можешь стать!» — дословно).
Особенно важный урок извлекал Борух Эзрахи из нашей недельной главы.
Балак, царь Моава, решил преградить путь возвращавшимся в страну Израиля евреям. Он знал, что народ Израиля разбил всех врагов, пытавшихся уничтожить его на пути. «Одним мечом не победить этот народ. В чем же их сила? – спросил царь Балак и ответил: — Сила евреев в слове! Тогда и я приведу против них человека, сила которого в слове». Балак послал гонцов к мидьянину Биламу, обладавшему силой слова: «Вот, народ вышел из Египта. Пойди, прокляни мне народ этот. Ведь я знаю: кого благословишь ты, тот благословен, а кого проклянешь, тот проклят».
Посланники Балака пришли не с пустыми руками, а «с дарами за колдовство». Жадный Билам предложил им переночевать и обещал утром дать ответ. Ночью Всевышний говорит Биламу: «Не иди с ними, не проклинай этот народ, потому что благословен он».
«Не пойду с вами, — отвечает посланникам Билам. «С этими посланниками, которые принесли мало даров, не хочет идти Билам», — заключает царь Балак и отправляет новую группу министров и предлагает больше богатств. Билам говорит им: «Переночуйте здесь и вы, а я спрошу Всевышнего еще раз».
И вдруг Всевышний говорит: «Иди с ними; но только то, что Я говорить буду тебе, то и сделаешь».
Билам идет. И, как мы знаем, Всевышний обратит его проклятия в благословения: «Как прекрасны шатры твои, Яаков, и жилища твои, Израиль!».
Мудрецы задаются вопросом, почему Всевышний, который сначала сказал Биламу не идти проклинать евреев, вдруг изменил свое решение во второй раз? Ответим вопросом на вопрос. Если Билам в первый раз получил отрицательный ответ от Б-га, то почему же спросил во второй раз? Потому что в тайниках души он сам хотел пойти. На основе этого Талмуд приходит к ошеломляющей мысли: «По дороге, по которой хочет идти человек, ведут его!»
Если ты действительно хочешь идти по выбранному тобой пути, то и небеса поведут тебя, даже если эта дорога зла и проклятий. Ведь человек обладает свободой выбора, лишь он выбирает свой жизненный путь. Однако и человек несет ответственность за свой выбор. Выбранный им путь может привести его совсем не туда, куда он хотел. Билам думал, что идет проклинать евреев, а в действительности произнес великое благословение. Билам думал, что выбирает богатство Балака, а на самом деле в войне с евреями был убит. Билам выбрал зло, пошел по этому пути, но Всевышний не дал ему дойти.
И все же, если человек выбирает свой путь, несмотря ни на какие препятствия, его ведут по этому пути небеса. Главное – это желание самого человека. Вспомните Фараона — он упрямился и не отпускал евреев, несмотря на все казни египетские. Всевышний «отяжелял его сердце», давал ему силы противостоять всем казням и угрозам Моисея, потому что Фараон не хотел отпускать евреев. Всевышний не хотел, чтобы он отпустил евреев испугавшись. Он ожидал его искреннего раскаяния, когда тот сам для себя решит отпустить преследуемых евреев на свободу.
«Если Фараон упрямился в чем-то плохом, несмотря на казни, заставлявшие его сделать что-то хорошее, а Всевышний все равно продолжал вести Фараона тем путем, каким тот хотел идти, то верно и обратное! — заключает Геррер Ребе Сфас Эмес: — Если мы действительно хотим сделать что-то хорошее, то, несмотря на все препятствия, Всевышний поведет нас по выбранному нами же пути!»
Каждый из нас стоит перед выбором. У каждого есть обстоятельства, которые мешают сделать нужный выбор. Но стоит нам только действительно захотеть, как небеса поведут нас по выбранному нами пути. Остается лишь пожелать, чтобы мы научились делать правильный выбор, и тогда небеса не только поведут нас, но и доведут до поставленной нами цели!